Что посмотреть
Обзоры

«Голый пистолет» возродит пародийные комедии? Или жанр не спасти?

Этим летом состоялась премьера фильма «Голый пистолет». Продолжение легендарной франшизы, превратившей Лесли Нильсена в культовую фигуру, удивляет самим фактом своего существования. А если учесть, что следующим летом выйдет «Очень страшное кино 6», то может показаться, будто пародийные комедии вернулись в кинотеатры.

Добавить в закладки
«Голый пистолет» возродит пародийные комедии? Или жанр не спасти?

Стоит ли верить в ренессанс жанра? И почему он вообще оказался в настолько плачевном состоянии? 

Почему вообще существовали пародии

В 1922 году Гилберт Прэтт снял «Грязь и песок» — пародию на «Кровь и песок» Френда Мидло. Простая и понятная драма про тореадора превратилась в комедию, а главный герой Хуан Гальярдо — в Дона Вазелине. В будущем режиссёры регулярно снимали пародии, но в массовом кинематографе жанр закрепился лишь в шестидесятых. 

Кадр из фильма «Грязь и песок»

Кадр из фильма «Грязь и песок»

На общем фоне выделяется «Казино “Рояль”» Джона Хьюстона, вышедший в 1967 году. Как следует из названия, это пародия на фильмы про Джеймса Бонда. К тому моменту «бондиана» отметилась четырьмя картинами, а пятая, «Живёшь только дважды», выходила в том же 1967 году, поэтому зритель прекрасно знал, из чего состоит шпионский триллер. А сценарий доводил клише до абсурда.

Например, в начале фильма Бонда просят вернуться на службу, а когда он отказывается, то переговорщики наносят удар по поместью агента. Правда, один из переговорщиков погибает, и Бонд вынужден везти останки семье. Впоследствии главный герой отбивается от толп поклонниц, распознаёт шотландский акцент французской разведчицы и уворачивается от куропаток-бомб.

«Казино “Рояль”» полагался на две вещи: использование клише и осведомлённость зрителя об объекте пародии. Без этих двух составляющих пародия невозможна — либо нечего пародировать, либо никто не считает оригинал.

Пародии можно поделить на две категории: одни высмеивают конкретные фильмы, другие полагаются на устойчивые жанровые клише. Мел Брукс, главный пародист американского кинематографа в семидесятых и восьмидесятых, чередовал оба подхода. Его «Сверкающие сёдла» и «Немое кино» высмеивали жанры, «Страх высоты» опирался на картины Альфреда Хичкока, а «Молодой Франкенштейн» и вышедший в восьмидесятых «Космические яйца» пародировали конкретные фильмы («Франкенштейн» и «Звёздные войны» соответственно).

Орсон Уэллс в роли Лё Шиффра на кадре из фильма «Казино “Рояль”»

Орсон Уэллс в роли Лё Шиффра на кадре из фильма «Казино “Рояль”»

А уже в восьмидесятых на первые роли вышли Джим Абрахамс и братья Цукеры. «Аэроплан», «Совершенно секретно!» и «Голый пистолет» опирались на фильм-катастрофу, шпионский триллер и полицейский детектив соответственно. 

Пародии уверенно чувствовали себя в прокате, поэтому студии не боялись вкладывать деньги. Как и в любом другом жанре, существовал свой андеграунд — например, научно-фантастический фильм «Геи-Н*ггеры из далёкого космоса» про мужчин, бороздящих галактики на борту корабля «Сфинктерный 2». Или итальянский «Парк куриного периода», добиравшийся до зрителя на кассетах.

А при соблюдении баланса режиссёры не только снимали пародии, но и оставались востребованными в «серьёзной» индустрии. Джон Хьюстон задолго до «Казино “Рояль”» снял с десяток классических нуаров (в том числе «Мальтийский сокол»), а всего спустя три года после насмешек над «бондианой» срежиссировал «Письмо из Кремля», чистый шпионский триллер. Мел Брукс пародировал всё, что видел, а потом продюсировал авторское кино (в его послужном списке выделяются «Человек-слон» Дэвида Линча и «Муха» Дэвида Кроненберга). Между первым и вторым «Голым пистолетом» Джерри Цукер снял «Привидение» с Патриком Суэйзи и Деми Мур.

То есть кинематограф XX века относился к пародиям с уважением, а их авторы не превращались в изгоев. Но спустя годы ситуация изменилась.

Последний вздох

Расцвет пародий пришёлся на нулевые. И причины вполне очевидны — удешевление кинопроизводства, более смелый подход к юмору и новые способы дистрибуции позволили режиссёрам быстро и остро реагировать на тренды. Массовая культура становилась всё более массовой. Если в семидесятых Брукс пародировал классического «Франкенштейна» в надежде, что хотя бы какая-то часть зрителей знакома с оригиналом и считывает визуальные отсылки, то в нулевых такой проблемы не было — можно было пародировать «Звонок» с уверенностью, что все поймут шутку про колодец. Аудитория привыкла и к жанровым клише.

Шеннон Элизабет в роли Баффи Гилмор на кадре из фильма «Очень страшное кино»

Шеннон Элизабет в роли Баффи Гилмор на кадре из фильма «Очень страшное кино»

XXI век стартовал с коммерческого успеха «Очень страшного кино» и «Ну и очень страшного кино», которые задали тренд на новые пародии — более абсурдные, полагающиеся на юмор на грани (а иногда и за гранью) фола. Джейсон Фридберг и Аарон Зельцер, одни из сценаристов «Очень страшного кино», впоследствии сняли «Киносвидание», «Очень эпическое кино», «Знакомство со спартанцами», «Вампирский засос», «Очень голодные игры», «Суперфорсаж». 

Сейчас это звучит безумно, но «Вампирский засос», в котором Эдвард Каллен переезжал в Бразилию и жил с Леди Гагой, в 2010 году мог собрать 80 миллионов в прокате.

В 2008 году зритель мог сходить в кинотеатр на «Напряги извилины» (пародия на шпионские триллеры) и «Не шутите с Зоханом» (пародия на кино про суперагентов). Обе комедии заработали больше 200 миллионов в прокате. То есть ещё в конце нулевых большие студии не боялись вкладывать деньги в пародии.

Но если посмотреть на десятые и тем более двадцатые, то окажется, что пародии просто исчезли.

Пародировать нечего

Говоря о смерти кинопародий, невозможно игнорировать проблемы комедий как таковых. Аудитория не поддерживает комедии деньгами. В этом смысле пародии — такой же невинный страдалец, как физическая комедия с падающими людьми и комедия чёрная.

Но есть и более глубинная проблема — современный кинематограф не рождает большие образы и архетипы. Найти современного героя, который фактурно был бы так же прост и понятен, как Джеймс Бонд, граф Дракула или Индиана Джонс, невозможно. А если он появляется, то наверняка опирается на образ из прошлого. Если упрощать, то все знают, как пародировать Роберта Де Ниро, но в мире нет ни одного человека, умеющего пародировать Джона Красински. А современный оригинальный герой — это Джон Красински.

Джон Красински

Джон Красински

Отсутствие ярких образов перекликается с кризисом жанрового кинематографа. Примечателен пример нового «Голого пистолета» — фильм пародирует жанр, которого давно нет. Для того чтобы найти клише в качестве опоры, придётся погружаться в историю и пересматривать «Смертельное оружие». Вышедший в середине десятых «Кунг Фьюри» точно так же опирался на уже не существующий кинематограф.

А пародировать авторское кино и вовсе бессмысленно. Возможно, нашёлся бы шутник, готовый посмеяться над скучными драмами братьев Дарденнов, но их смотрит четыре человека (два из которых — братья Дарденны). Ари Астер может быть сколько угодно модным, но сборы показывают, что его хорроры про плохие отношения с матерью интересны очень узкой прослойке аудитории. 

Фридберг и Зальцберг снимали не самое смешное кино, но им было что пародировать. Но новые «Сумерки» не выходят.

Современное кино высмеивает себя

Другая преграда для появления кинопародий заключается в повторах, на которых держится современная индустрия. Наиболее ярко процесс иллюстрируют кинокомиксы.

В конце нулевых и начале десятых выходили «Пипец» и «Зелёный шершень» — пародия на супергеройское кино. Прошло несколько лет, вышел «Дэдпул» — и теперь пародию на Marvel снимает Marvel.

Если же посмотреть на фильмы и сериалы Marvel, выходящие в последние годы, то очевидно, что они все в той или иной мере пародируют сами себя. Эта «самоирония» (если таковым качеством может обладать конвейер) оберегает Marvel от сторонних (и, вероятно, не комплиментарных) пародий. Зачем пародировать «Супермена», если есть «Пацаны»? Впрочем, это всё равно скучное занятие, поскольку прошлые поколения комедиантов смеялись над тем же самым.

Джесси Ашер на кадре из сериала «Пцаны»

Джесси Ашер на кадре из сериала «Пцаны»

Проблема выходит за рамки кинокомиксов. Можно высмеивать «Секс в большом городе», но зачем, когда этим занимается «И просто так». Как пародировать «Барби», если она изначально иронична (или, как говорят лысеющие люди за тридцать в футболке с «Рик и Морти», «постиронична»)? 

То есть теперь объект для пародии должен обладать не только оригинальными чертами и узнаваемостью, но ещё и серьёзностью. Поле для экспериментов сужается ещё сильнее. Возможно, главным источником вдохновения для пародистов стал бы Кристофер Нолан. Если бы «Довод» вышел в восьмидесятых и девяностых, то наверняка получил бы десять пародий, две из них в жанре порно (с шуткой про ревёрс ковбой). Наверное, досталось бы и франшизе «Тихое место» (возможно, над ней будут шутить в грядущем «Очень страшном кино 6»). 

При всех своих минусах, «Пятьдесят оттенков серого» заваливал зрителя не только странными диалогами, но и понятными клише, которые можно пародировать. И, как результат, уже через год вышел фильм «Пятьдесят оттенков чёрного» и даже заработал деньги. То есть в случае, когда обнаруживается хоть сколько-нибудь оригинальный сюжет, находятся люди, готовые тратить силы на пародию.

Но современная киноиндустрия настолько редко рождает оригинальное массовое кино, что пародиям не на что опираться. «Очень голодные игры» вышел в 2013 году, как раз перед выходом второй части оригинала. Теперь франшиза насчитывает пять фильмов, готовится шестой.

Запретные темы

Невозможно игнорировать и прогрессирующую беззубость юмора. Двадцать лет назад запретная тема означала не запрет на произношение, а скорее дополнительный слой юмора. Комик начинал шутку со слов «одиннадцатое сентября» и уже вызывал смех. А шутка про холокост и кольцо, озвученная в «Мальчишнике в Вегасе», теперь заставит продюсеров вспотеть и спрашивать адвокатов и маркетологов о потенциальных последствиях.

Америка не знает, как шутить про Трампа, а потому удивляется новому «Южному Парку» с, вероятно, самой дубовой и скучной пародией в своей истории — но из-за того, что она единственная, воспринимается как смешная. Пародия CNN на «Белый лотос» показала, что самое острое, о чем готовы шутить пародисты, — кривые зубы актрисы.

Кадр из анимационного сериала «Южный парк»

Кадр из анимационного сериала «Южный парк»

Это важно в контексте пародий нулевых. Если Мел Брукс или Абрахамс/Цукеры соблюдали хоть какое-то приличие, то пародисты нулевых выкручивали все настройки на максимум, используя самые грубые шутки. И зачастую именно этот способ спасал комедию — не качеством юмора, а напором. Пародийная комедия двадцатых лишена возможности завалить зрителя ультранеполиткорректностью.

Сейчас невозможно представить премьеру комедии «Не шутите с Зоханом», где в каждой второй сцене фигурировал хумус. И да, нашлись бы активисты, недовольные выходом фильма про израильского спецагента (даже при условии, что он на первых же кадрах ловил жареную рыбу ягодицами).

В итоге сценарист, искренне желающий что-то спародировать, сначала долго ищет хоть какой-то оригинальный объект пародии, после чего смотрит на окружающий мир с пониманием, что запретных тем слишком много. А потом выходит «Голый пистолет», над которым работало шесть сценаристов — по одному на 14 минут хронометража.

Лесли Нильсен в роли Лейтенанта Фрэнк Дребена на кадре из фильма «Голый пистолет 33⅓: Последний выпад»

Лесли Нильсен в роли Лейтенанта Фрэнк Дребена на кадре из фильма «Голый пистолет 33⅓: Последний выпад»

Пародия всё ещё существует и даже процветает, но не в кинематографе, а в социальных сетях — абсурдная для зуммеров и «качественная» для бумеров. А в некоторых случаях на помощь приходит ИИ, заставляющий смеяться пенсионеров разных возрастов (если вам меньше 52 и вас смешит картинка, сделанная искусственным интеллектом, то вас нужно изолировать от общества).

Если же искать какой-то тренд, объединяющий новые «Голый пистолет» и «Очень страшное кино», то, очевидно, это никакое не возвращение пародий, а уже привычная вера студий в ремейки и сиквелы. Если бы не существовало культовой комедии с Лесли Нильсеном, то никто в жизни не проспонсировал бы пародию на полицейские детективы с Лиамом Нисоном.

Текст: Дмитрий Камышенко
1 комментарий
А
Последняя причина самая важная -- шутить в кино с широким прокатом просто нельзя, сейчас если не засудят, так отменят. Поэтому шутки ушли в сериалы, нишевое кино или просто в интернет, где до сих пор цензура относительна. Развитие интернета сильно ударило по комедиям и пародиям -- всякие шортсы смешнее, их много, и они бесплатные, и там всё, от котиков и стендапа до live-сam из условной Индии.
...
Шутить всегда есть над чем, и сейчас тоже -- повестка, повальное увлечение пластикой/накачиванием губ, мода, политика. И это только из социального, из киноматериала -- тоже. Просто боятся. Тем не стало меньше, стало больше страха. А ещё у некоторых просто не хватает таланта шутить и быть смешными, как это ни банально. И у актёров, и у сценаристов. Обратит внимание, что шутки в фильмах Лесли Нильсена хотя и были местами на грани, но они не были чернушными и омерзительными, это было ближе к классическому юмору. Сейчас же многие (даже известные стендаперы) не способны пошутить без мата и разговоров о дерьме и половых органах. Очень грубо и примитивно.

Ещё один момент -- кассовая прибыль. Сейчас совсем уж помешались на деньгах, все мечтают и больших бюджетах и о больших сборах. Снять кино за условные 10 миллионов и собрать 40-50 -- это уже считается мелко и артхаусно. А раз больших денег на комедиях и пародиях не заработать, то проще их не снимать. Сейчас киноиндустрия идёт по пути наименьшего сопротивления. Снять какой-то вонючий второсортный сиквел, зато вот вам 500 млн сборов при бюджете в 100. И абсолютно верно отмечено, что новый Голый пистолет -- это просто очередной конвеерный сиквел.
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?