Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Гонки по вертикали

И все-таки Need for Speed выходит в 3D. Несмотря на общую тенденцию рынка, несмотря на дурную репутацию «объемной» конверсии, несмотря на то что картина, что бы там ни говорил Во, визуально не выигрывает от 3D (можете нам поверить – мы видели фильм в трех измерениях). Почему?

Добавить в закладки
Гонки по вертикали

После фантастического успеха «Аватара» все бросились снимать в 3D и превращать уже снятые «плоские» фильмы в объемные релизы. Однако ажиотаж быстро утих, и в последние годы число 3D-фильмов неуклонно снижается, с 41 картины в американском прокате в 2012 году до 28 лент, которые должны выйти в 2014-м. Почему же создатели снятого обычными камерами автомобильного боевика «Need for Speed: Жажда скорости» трансформировали его в объемное кино? Давайте разбираться.

«Need for Speed: Жажда скорости» не задумывался как объемное кино. Need for Speed не снимался как объемное кино. И, как уверяет его режиссер Скотт Во, этот фильм даже при большом желании нельзя было снять в объеме, так как его гоночные сцены снимались десятками небольших камер, установленных на почти летящих автомобилях. Технические проблемы, которые бы возникли в случае замены этих камер на более громоздкие и куда более капризные 3D-камеры, либо вовсе погребли бы под собой картину, либо раздули ее бюджет с и без того существенных 66 миллионов долларов до запредельных суперблокбастерных величин.

Кадр из фильма «Need for Speed: Жажда скорости»

Также трехмерность противоречила художественному замыслу фильма. Во обещал фанатам автомобильного кино возвращение в 1970-е, в эпоху бесшабашных трюков и анархистских сюжетов. Так или иначе, трехмерная картинка означала куда более агрессивное вмешательство компьютерщиков в видеоряд, чем Во мог себе позволить, если он в самом деле хотел снять фильм в духе 1970-х, с эффектным, но правдивым изображением («Все, что вы видите на экране, на самом деле случилось перед объективом камеры»).

И тем не менее незадолго до выхода ленты в прокат было объявлено, что его создатели провели последние месяцы перед релизом, спешно трансформируя Need for Speed в объемный фильм с помощью особой компьютерной обработки. Даром что у этой технологии уже сложилась дурная репутация благодаря лентам вроде «Повелителя стихий», чья и без того слабая картинка была дополнительно испорчена скоропалительной 3D-конверсией. Во, правда, поспешил заверить публику, что создатели ленты учли ошибки предшественников и что Need for Speed только выиграет от объемного изображения, которое позволит зрителям ощутить себя за рулем суперкара.

Кадр из фильма «Повелитель стихий»

Кроме того, режиссер подчеркнул, что решение конвертировать фильм в 3D было принято по сугубо художественным соображениям. Мол, его так поразили возможности «объемизирующей» технологии, что он просто не мог не украсить свою ленту третьим измерением. Но мы уже так много раз слышали это оправдание, что позвольте ему не поверить и заподозрить, что причины превращения Need for Speed в 3D-релиз были куда более прозаичными. То есть финансовыми.

Чтобы понять, почему слова Во вряд ли правдивы, нужно вспомнить, что современное 3D с самого начала внедрялось не столько по художественным, сколько по денежным соображениям. Да, дополнительное измерение – это дополнительный инструмент в руках режиссера. Но сравнения перехода от 2D к 3D с переходом от немого кино к звуковому или с переходом от черно-белого кино к цветному абсурдны. Качественно снятый «плоский» фильм и так кажется объемным за счет эффекта перспективы, и у удачных картин никогда не было проблем с вовлечением зрителей в действие. Кто не чувствует себя за штурвалом звездного истребителя, когда смотрит кульминацию «Звездных войн»?

В лучшем случае 3D может сделать немного эффектнее несколько «ударных» сцен фильма, что полностью компенсируется неудобством от ношения очков в кинозале. Неудивительно, что исследования показывают, что зрители 2D- и 3D-сеансов одного и того же фильма получают от них одинаковое удовольствие. Которое зависит от сценария, актерской игры, режиссерской и операторской работы, но практически не зависит от формата, в котором картина была выпущена.

С другой стороны, с финансовой точки зрения 3D, когда его начали активно продвигать, казалось отличной идеей. Кинотеатры и студии больше зарабатывают на более дорогих билетах, производители кинооборудования получают море дополнительных заказов, фабрики пластмассы, выпускающие 3D-очки, и вовсе прыгают от счастья… И, что существеннее всего, 3D-сеанс на пиратскую видеокамеру не запишешь. И дома его не повторишь, пока не подтянутся производители домашних кинотеатров. Пусть зрители ломятся на «Аватара», зная, что дома не смогут увидеть его во всем блеске!

Кадр из фильма «Аватар»

Что ж, с «Аватаром» это действительно сработало. Но фильм Джеймса Кэмерона – не только блестящего режиссера, но и эксперта по 3D-технологии – установил слишком высокую планку для последующих объемных лент. И ажиотаж быстро сменился разочарованием. Особенно когда кинотеатры захлестнула волна изначально не созданных для 3D и наспех трансформированных лент, чьи создатели просили большие деньги за объективно худшее изображение.

Сейчас, когда страсти с обеих сторон дискуссии о 3D уже несколько улеглись, можно начинать делать выводы. С одной стороны, в ближайшие годы «объем» никуда не денется. Слишком много в него вложено денег, чтобы сказать: «Ой, извините, мы погорячились». Плюс суперблокбастеры, над которыми работают знатоки продвинутых технологий, визуально выигрывают от съемок в 3D (именно от съемок, а не от позднейшей трансформации), а их сборам дополнительные доходы от «3D-билетов» позволяют на равных соревноваться с доходами «Аватаров» и «Мстителей». И наконец, зрителей можно убедить заплатить дополнительные деньги за возможность увидеть «долгожданное событие года», украшенное эпическими эффектами и звездными физиономиями.

С другой стороны, о превращении 3D-изображения в стандарт индустрии (такой, какими давно стали цвет и звук) речь уже не идет. Мартин Скорсезе в 2011 году снял в 3D не особенно массового по своей сути и провалившегося в прокате «Хранителя времени», однако его прошлогодняя, куда более массовая и финансово успешная лента «Волк с Уолл-стрит» вышла в старом добром 2D. «12 лет рабства» в третьем измерении? Не смешите наши тапочки!

Кадр из фильма «Хранитель времени 3D»

Не больно-то поддерживают 3D-индустрию и производители домашней электроники. Так, игровая приставка PS4 (равно как и ее конкурент Xbox One) поддерживает проигрывание дисков Blu-Ray, но не поддерживает формат Blu-Ray 3D. В отличие от своей предшественницы PS3. В будущем этот недостаток, как обещается, будет исправлен патчем, но показательно, что Sony (одна из компаний, создавших формат) не считает необходимым поддерживать объемные диски с первого дня продаж. И выпускающая Xbox One компания Microsoft полностью с ней согласна. А ведь обе приставки позиционируются не только как «игрушки», но и как мощные медиацентры.

Почему так? Потому что людям не нравится сидеть дома перед телевизором в 3D-очках. И ничего с этим не поделаешь – это объективно неудобно. А раз так, то и видеорелизы в 3D выходят не так уж часто, и производители домашней техники не форсируют разработки в этом направлении…

Очевидно, потому что студия присмотрелась к картине и сочла, что это зрелище только для фанатов. В самом деле, Need for Speed следует шаблонам автомобильного триллера в эпоху, когда «Форсаж» от этих шаблонов отошел и начал грести деньги лопатой. Плюс его трюки не так эффектны, как трюки в картинах, где каскадерам помогают компьютеры. Плюс игровой цикл Need for Speed, на котором фильм основан, в последние десять лет снижает обороты и проигрывает конкурентам, хотя и остается значимым игроком в своем жанре. Наконец, Аарон Пол – довольно известный актер, но прославивший его сериал «Во все тяжкие» – это кабельное шоу, которое и в Америке-то далеко не все видели. А за ее пределами и подавно. И не факт, что зрители криминально-психологической драмы и бездумного боевика – одни и те же люди.

Кадр из фильма «Need for Speed: Жажда скорости»

Итак, целевая аудитория Need for Speed невелика. И это значит, что ее нужно выдоить на всю катушку. Это старый, но действенный рецепт. Если не чувствуешь, что можешь завоевать массовую аудиторию, то концентрируешься на «своей» публике и пытаешься получить с нее побольше. В случае с 3D этот рецепт часто применялся в отношении хорроров, но в приложении к Need for Speed он, пожалуй, даже более эффективен. Ведь конкурентов у фильма сейчас нет. И если вы любите суперкары, если вы любите гонки, если вы жить не можете без физиономии Аарона Пола – что ж, придется раскошелиться. И почувствовать себя суперфанатом, которого не остановят ни цены на билеты, ни неудобные очки, ни бредовый сюжет. Да, вас немного, но вы в тельняшках!

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?