Наверх
Шазам! Кладбище домашних животных Потерянное звено Хеллбой Домовой После Миллиард Проклятие плачущей Варавва Синонимы Мстители: Финал

Рецензия на мультфильм «Головоломка»

Остроумный и трогательный, но недостаточно умный и изобретательный мультфильм Pixar об эмоциях в голове маленькой девочки.

7
оценка

С тех пор как в голове маленькой Райли Андерсон появились эмоции, Радость старается не подпускать к пульту управления девочкой своих коллег Печаль, Брезгливость, Страх и Гнев. Пока малышке не исполняется 11 лет, Радость справляется с этой задачей. Но затем отец Райли перевозит семью из Миннесоты в Сан-Франциско, и девочка оказывается вдали от подруг, любимого хоккейного катка и даже привычной мебели и пиццы. После этого удержать Печаль от пульта управления оказывается невозможно. А когда Радость все же пытается это сделать, сбой системы уносит ее и Печаль в глубины памяти Райли. Пока героини пытаются выбраться оттуда и вернуться в центр управления девочкой, Брезгливость, Страх и Гнев остаются у руля, и от их команд депрессия Райли только усиливается.

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Как и прочие ленты Pixar, «Головоломку» в кинотеатрах предваряет новая студийная короткометражка. Обычно эти фильмы демонстрируют мастерство и фантазию молодых аниматоров лучшей американской мультстудии, но «Лава» разочаровывает с первого до последнего кадра. Откровенно говоря, Pixar надо уволить всех, кто одобрил и запустил в производство мультфильм о любви двух вулканов, где сюжет излагается с помощью неумолкающего закадрового пения под гавайскую гитару. Потому что закадровый голос, сообщающий, что происходит в кадре, – верный признак некомпетентности сценариста и режиссера. А если закадровый голос нужен фильму, потому что герои практически не двигаются и ничего не делают (они же горы, хоть и огнедышащие!), то это уже признак не некомпетентности, а слабоумия.

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Будь «Лава» минималистским полотном нищего начинающего аниматора, такой ход еще можно было бы если не простить, то понять. Но это творение купающейся в деньгах студии, которая не имеет права на такую откровенную и примитивную халтуру. Даже ранние эксперименты Pixar с компьютерной графикой были куда художественно сильнее, чем эта жалкая поделка!

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Кадр из мультфильма "Головоломка"

В российском дубляже картины эмоции Райли озвучивают певица Натали (Радость), Олеся Железняк (Печаль), Владимир Епифанцев (Страх), Дмитрий Нагиев (Гнев) и Ксения Собчак (Брезгливость)

После такого удара под дых «Головоломку» смотришь настороженно и ждешь еще какого-нибудь подвоха. И подвох не заставляет себя ждать. Известный трейлер «Головоломки», который в конце прошлого года заставил нас с нетерпением ждать премьеры, пытался убедить зрителей, что картина показывает, как эмоции руководят детьми и взрослыми, и рассказывает, что происходит в головах людей, когда они ссорятся, спорят или мирятся. Однако в фильме, в сущности, лишь одна сцена, где мы видим эмоции не только Райли, но и ее родителей. И основное экранное время «Головоломки» посвящено не тому, как эмоции управляют девочкой, а тому, как Радость и Печаль пробираются по закоулкам создания в мозговой центр. То есть Райли и ее родители – лишь формальные главные герои, а прочие люди – и вовсе статисты, которым фильм почти не уделяет внимания.

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Почему это проблема? Во-первых, потому что отдельно взятые эмоции – это, наверно, самые скучные из всех возможных персонажей. Они ведь во всех ситуациях чувствуют одно и то же. Гиперэнергичная Радость излучает несгибаемый оптимизм, и не нужно смотреть в титры, чтобы угадать, что в американском варианте фильма ее озвучивает Эми Полер из «Парков и зон отдыха» (в сущности, Радость – сестра-близнец Лесли Ноуп). Печаль же вечно в депрессии, от которой у нее буквально подкашиваются ноги. Это забавно, но быстро приедается и начинает раздражать.

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Во-вторых, картина почти что подменяет правдоподобные, сложные, узнаваемые переживания девочки и ее родителей высосанным из пальца «квестом» о путешествии по дебрям сознания. Да, жизнь Райли вовсе из кадра не пропадает, и ее события влияют на происходящее с Радостью и Печалью. Но параллельное повествование с двумя сюжетными линиями получается неуклюжим, поскольку это совершенно разные по сути, по настроению и даже по жанру истории. В то время как одна из них – это психологическая драма, вторая – это видеоигра-платформер, в которой герои прыгают по разрушающимся островам памяти и преодолевают прочие «игровые» препятствия. И мы бы предпочли, чтобы в фильме было больше драмы, чем прыжков.

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Кадр из мультфильма "Головоломка"

По словам режиссера Пита Доктера, он придумал «Головоломку», наблюдая за взрослением своей дочери

Мы бы не жаловались на путешествие Радости и Печали, если бы оно было захватывающим и непредсказуемым. Но голова маленькой американской девочки – это открытая книга для любого зрителя голливудского кино, и придумавший и поставивший «Головоломку» Пит Доктер (режиссер «Корпорации монстров» и «Вверх») постарался набить ее банальнейшими штампами. Так, когда героини забредают на «фабрику снов», то главным героем грез Райли оказывается единорог с радужной гривой, а когда эмоции забираются в хранилище кошмаров, то они находят там дверь в темный подвал, гротескного клоуна… И, кажется, брокколи. И так всю дорогу, вплоть до поминания страстных вампиров. Радость узнавания – это здорово, но хотелось хоть бы каких-нибудь неожиданностей!

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Кадр из мультфильма "Головоломка"

Впрочем, иногда авторы фильма все же проявляют изобретательность (сцена использования вымышленного бойфренда Райли просто восхитительна!), в фильме немало остроумных шуток и удачных гэгов, а графика и анимация ленты абсолютно безупречны. Есть в картине и трогательные моменты, пропитанные ностальгией по уходящему детству. Хотя Pixar уже не «фабрика шедевров», это все еще компетентная студия, а Доктер – все еще выдающийся режиссер.

Однако из придуманной им концепции можно было выжать намного больше. И у картины определенно могла бы быть более интересная мораль, чем: «Если тебе плохо, ты вправе погрустить и поплакать». Конечно, в Америке с ее культом жизнерадостности, фальшивых улыбок и антидепрессантов это не совсем очевидная мысль. Но в России это слова Капитана Очевидность, а не мало-мальски умного кино. И мы повторяем, что было бы интереснее увидеть, как Райли решает свои проблемы под аккомпанемент ссорящихся эмоций, чем смотреть, как Радость таскает Печаль туда-сюда вдоль полок с воспоминаниями.

С 18 июня в кино.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


 313

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть