Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на первые эпизоды сериала «Кровавая барыня»

Постыдно посредственный телепроект, городящий придуманные страсти и драму на том месте, где история давно поставила жирную точку

Добавить в закладки
Хочу казню, хочу милую

Трейлер

С самого детства Дарья Иванова не знала, что такое любовь – ее мать-аристократка постоянно была в разъездах и рано умерла, а отец предпочел сослать непокорную дочь в монастырь, дабы не подрывать свой дворянский авторитет. Когда девушка подросла и пришло время выдать ее замуж, отец предпочел сделать Дарью разменной монетой в своих политических играх, так девушка стала женой офицера-кавалериста Глеба Салтыкова, который очень рано оставил супругу вдовой. В одиночестве, обманутая всеми и так и не обретшая настоящую любовь женщина стремительно превращается в жестокую помещицу, которая избивает слуг и крестьян до смерти. Безумной «кровавой барыне» долгое время удается избегать наказания за свои злодейства, но однажды и на нее находится управа.

Кадр из сериала сериала «Кровавая барыня»

Продлившийся несколько лет суд над Дарьей Салтыковой посчитал доказанным убийство 38 человек, еще 28 жертв однозначно приписать злодеяниям Салтычихи не удалось. Всего же помещицу подозревали в гибели полутора сотен крестьян и слуг

Имя купчихи Салтычихи известно любому, кто преодолел образовательную планку в шесть классов: в историческом разделе «Невыносимое существования крестьянства в Российской империи» непременно рассказывается о жестокой помещице, забивавшей своих слуг поленом или бившая их до смерти головой об стену. Кровавая история, которую, впрочем, многие смакуют – а как еще лучше показать безумие социального неравенства того времени? Учебники, конечно, упоминают о данном событии в жизни московской аристократии вскользь, но не потому, что берегут нежную детскую психику, а по тривиальной причине – как и о многих исторических событиях, мы доподлинно знаем о жизни Салтычихи совсем немного, наказана она была таким образом, что почти все упоминания о ней в документах были стерты. Жизнь превратилась в смутный пунктир, злодейства и приговор.

Кадр из сериала сериала «Кровавая барыня»

Как выглядела Дарья Салтыкова в реальности сегодня доподлинно неизвестно, все прилагаемые к рассказам о ней портреты, по утверждениям историков, на самом деле принадлежат другим женщинам

Здесь сериал канала «Россия 1» «Кровавая барыня» можно было бы сравнить с недавним «Викингом» – два произведения объединяет весьма куцая документальная подложка, позволяющая авторам фильмов о Владимире и Салтычихе проявить фантазию. Создатели «Барыни» об этом предупреждают уже в открывающих титрах, они, мол, следовали не фактам, а духу. Ну, а дух русский, как известно, внутри не удержишь, он как-нибудь да выйдет. Вот и вышло у сценаристки Марики Девич и режиссера Егора Анашкина что-то не особенно вразумительное, бессмысленное и даже неловкое для показа, ибо историей в «Кровавой барыне» даже и не пахнет.

Кадр из сериала сериала «Кровавая барыня»

Прежде всего, затруднительно даже придумать объяснения появлению такого проекта, если отбросить совсем уж банальное желание любыми путями продолжать линейку исторических сериалов, куда уже входят опусы об Иване Грозном, Софье Палеолог, Екатеринах, Ленине и прочих. Салтычиха даже в самом примерном приближении в этом ряду выглядит неуместной, но еще более сомнительно то, что сериал из 16 эпизодов посвящен однозначно больному, отрицательному, безумному и омерзительному персонажу. Зачем? Чтобы оправдать? Чтобы обвинить обстоятельства и окружение? Чтобы сказать «бумеровское»: «Не мы такие, жизнь такая»? Сомнительное решение, пусть даже тщательно завуалированное в мелодраму.

Кадр из сериала сериала «Кровавая барыня»

Создатели сериала, кстати, наперебой бросились рассказывать о том, что не делают попытку обелить душегубицу, но пытаются понять, как из милого ребенка-ангелочка, из едва не принявшей монашество послушницы, из обеспеченной женщины на свет вырвался монстр, от одного имени которого на протяжении столетия после ее осуждения стыла кровь в венах у слуг и крестьян. Это скользкий путь, ведущий к оправданию маньяков, нацистов и расистов всех мастей – история Салтычихи, даже с учетом недостатка точных сведений о ее жизни, однозначна и в трактовках не нуждается.

Кадр из сериала сериала «Кровавая барыня»

Но оставим этическую и историческую сторону вопроса и посмотрим, может быть, создателям «Кровавой барыни» удалось снять выдуманный ими сюжет так, что у зрителя захватит дух. Нет, на это рассчитывать тоже не стоило, «Барыня» – вполне заурядное телезрелище, ютящееся в скромных декорациях, не блещущее костюмами и никак не трогающее актерскими работами. Да, в кадре появляются весьма импозантные артисты вроде Северии Янушаускайте, Юрия Цурило или Игоря Ясуловича, да и красоту Юлии Снигирь не спрячешь ни под гримом, ни под жуткими черными платьями, но энергетики актерам явно не хватает, они словно все еще репетируют, играют вполсилы, берегут себя для чего-то иного. Сильно мешает просмотру и довольно примитивный операторский прием – едва ли не весь сериал зритель наблюдает за действием словно через дырочку в стене или из толпы, где все тебя выше на три головы. Связано это со скромными бюджетными возможностями или авторов потянуло на эксперименты, сказать трудно, но второе выглядит вероятнее, если учесть то, что бал середины XVII века проходит в «Кровавой барыне» под современный бит и дабстеп.

Если же все-таки страсть к историческим постановкам, персональная любовь к Снигирь или какие-то иные объективные причины заставляют вас прильнуть к экрану, то считаем необходимым предупредить: в «Кровавой барыне» напрочь отсутствует нерв, динамика и интрига, за исключением того, что предугадать фантазии авторов в принципе не представляется возможным. Это тягучее и довольно скучное времяпрепровождение, настоящая пытка для тех, кто привык к более качественному телепродукту. Но разве можно было ждать иного от сериала, который на 99% состоит из «духа»?

 
Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?