Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Как снимает Гор Вербински — автор «Пиратов Карибского моря» и, возможно, последний режиссёр в своём роде

Гору Вербински — 58 лет! Пока оскароносный постановщик «Пиратов Карибского моря», «Звонка» и «Ранго» никак не может запустить свой следующий проект, мы рассказываем о том, что изначально сделало его великим, — с безграничной любовью и скромной надеждой, что он к нам ещё вернётся.

Добавить в закладки
Как снимает Гор Вербински — автор «Пиратов Карибского моря» и, возможно, последний режиссёр в своём роде

Возвращение к истокам

Одна из самых интригующих черт Вербински как рассказчика — то, что он часто похож на автора откуда-то из 70-х, случайно оказавшегося в XXI веке. Его главные источники вдохновения — режиссёры вроде Серджио Леоне и Сэма Пекинпа, а в своих фильмах он берётся за жанры и сеттинги, чей пик популярности давно прошёл. До выхода «Пиратов Карибского моря» считалось, что истории про бороздящих моря джентльменов удачи давно устарели. В «Ранго» и «Одиноком рейнджере» Вербински восстанавливает жанр классического вестерна, также утратившего былую мощь много десятилетий назад. Вместо того чтобы идти на поводу у трендов, Гор возрождал старые кинематографические мифы и уговаривал студии тратить сотни миллионов долларов на откровенно рискованные и совершенно неочевидные проекты (что с тех пор мало кому удавалось).

Джонни Депп на кадре из фильма «Одинокий рейнджер»

Джонни Депп на кадре из фильма «Одинокий рейнджер»

Более того, в своих фильмах он показывал, как эти мифы сталкиваются с новой реальностью — и, в отличие от авторов ревизионистских вестернов в духе «Непрощённого» или «Братьев Систерс», Гор вставал на сторону традиций. Что в «Пиратах», что в «Ранго», что в «Одиноком рейнджере» именно злодеи отождествляют собой прогресс, скучную современность, которая пытается уничтожить всё таинственное и странное, не оставить на карте белых пятен и тем самым убить магию неизведанного. На фоне современных голливудских авторов блокбастеров Вербински — эдакий старый бард, продолжающий упорно воспевать легенды прошлого, чтобы о тех ненароком не забыли.

Джонни Депп и Гор Вербински на съемках «Пиратов Карибского моря»

Джонни Депп и Гор Вербински на съемках «Пиратов Карибского моря»

 

Физическое вовлечение

Ретроградность Вербински отражается не только в том, какие жанры он выбирает, но и в том, как он работает на площадке. Ему важно сделать всё настолько реальным, насколько это физически возможно, даже если речь идёт о сцене, где в щепки разлетаются огромные корабли или ковбои сражаются на несущихся в никуда поездах. Для съёмок «Пиратов» команда Вербински построила (и затем красиво взорвала) несколько полноразмерных реплик судов, а для «Одинокого рейнджера» были воссозданы поезда из XIX века и проложено несколько десятков километров рельсов. Да и в полностью анимационном «Ранго» режиссёр не смог обойтись без вживую снятых сцен: его актёры разыгрывали сцены в комнате с очень условными декорациями, чтобы их перформансы были живее, а аниматоры получили референсы для движений персонажей.

Гор Вербински во время разработки анимационного фильма «Ранго»

Гор Вербински во время разработки анимационного фильма «Ранго»

Коллеги Гора говорят, что он один из немногих режиссёров, которые в принципе редко покидают съёмочную площадку. Обычно при работе над блокбастерами постановщики занимаются сценами с актёрами, а всякие взрывы оставляют так называемому «второму юниту», работающему параллельно для ускорения процесса. Вербински так не делает: ему важно руководить всеми важными эпизодами, ведь иначе он «пропустит всё веселье».

Такое плотное вовлечение режиссёра в процесс, во-первых, помогает фильму чувствоваться более, что ли, рукотворным — даже в относительно неудачном «Одиноком рейнджере» той самой эфемерной «души» куда больше, чем в большинстве современных вылизанных до блеска тентполов Disney. Во-вторых, страсть Вербински к физическому воплощению его идей попросту помогает его картинам выглядеть лучше конкурентов. Мало какие CGI-персонажи со времён Дейви Джонса получились настолько же идеальными — и дело не в том, что технологии 15 лет назад были лучше, чем сейчас (разумеется, нет). Просто Вербински и команда создали все условия, чтобы специалистам по визуальным эффектам было проще работать, — снимали с настоящим реквизитом и в живых декорациях, которые позже можно было использовать как референс для компьютерной анимации. Сейчас эпизоды с Джонсом целиком бы нарисовали в «цифре» — и они бы выглядели даже вполовину не так хорошо.

Гор Вербински с «Оскаром» за анимационный фильм «Ранго»

Гор Вербински с «Оскаром» за анимационный фильм «Ранго»

«Я не думаю, что [сегодня] нам позволят увезти 400 человек на отдалённую локацию, ведь всё больше и больше делают на компьютере. Это конец эпохи». Гор Вербински

 

Крах системы

Если же говорить о сюжетных параллелях в картинах Вербински, то легко выделить одну общую черту у его главных героев: это всегда люди, которые попадают в ситуации, заставляющие их пересмотреть былую систему ценностей. В каком-то смысле это происходит с любыми протагонистами в кино, ведь без внутреннего конфликта не может быть драматургии. Но Гор выносит эти противоречия на поверхность и предпочитает работать с яркими контрастами.

Скажем, Уилл Тёрнер — благородный смельчак, вдруг узнающий, что является потомком пирата, человека, мягко говоря, не самого благородного и честного ремесла. Амбициозный и очень самоуверенный Локхарт из «Лекарства от здоровья» начинает сомневаться в собственной вменяемости, пока хрупкая реальность вокруг него рушится по кирпичикам. Хамелеон Ранго, всю жизнь привыкший «казаться», попадает в ситуацию, когда ему приходится «быть». А журналистка Рейчел из «Звонка» сталкивается со злом, которое не объяснить никакими научными фактами. Вербински интересны люди, пережившие полный крах их системы ценностей — и то, как они будут искать себя в мире, где всё оказалось не тем, что они думали.

Кадр из фильма «Лекарство от здоровья»

Кадр из фильма «Лекарство от здоровья»

 

Мрачный юмор

Для человека, который больше всего известен блокбастерами с рейтингом PG-13, у Вербински довольно недетское чувство юмора. Когда капитан Джек Воробей в третьих «Пиратах Карибского моря» спрашивает у отца «Как там мама?», тот показывает её засушенную голову, в анимационном «Ранго» один из персонажей — птица с застрявшей в глазу стрелой, а совы-мариачи периодически поют песни о том, что главный герой обязательно умрёт. Гор не боится небольших трансгрессий и любит играть «на грани». И в этом он тоже напоминает авторов блокбастеров старины: спилберговский «Индиана Джонс» ведь тоже показывал плавящиеся лица нацистов, чего уж говорить о том, что творилось в каких-нибудь «Гремлинах».

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря»

Кадр из фильма «Пираты Карибского моря»

 

Режиссёр-панк

Гор Вербински, может, и снял одну из самых успешных франшиз XXI века, но он никогда не был и не будет студийным ремесленником, работающим по контракту на больших дядек. Напротив, это режиссёр, который из фильма в фильм тестирует себя на прочность и пробует разные жанры: в его творчестве есть и слэпстик-комедия «Мышиная охота», и хоррор «Звонок», и сюрреалистичный триллер «Лекарство от здоровья», и гангстерский боевик «Мексиканец», и психологическая драма «Синоптик». Не говоря уже о том, что он снял анимационную картину и получил за неё «Оскар», при том что в жизни никогда не занимался анимацией и не был обучен делать такое кино.

«Мне нравится быть андердогом, чувствовать, что люди не верят в то, что ты делаешь».

Николас Кейдж на кадре из фильма «Синоптик»

Николас Кейдж на кадре из фильма «Синоптик»

Вербински легко мог бы снимать «Пиратов Карибского моря» до конца своей жизни, но предпочёл не останавливаться на достигнутом и экспериментировать дальше. Именно поэтому сейчас он вот уже 8 лет как ничего не снимает: новая, безопасная, построенная на фокус-группах и алгоритмах индустрия попросту не нуждается в таком авторе. Да и, если честно, его не заслуживает.

«Я любил каждого, кто работал со мной над «Пиратами», но после трёх фильмов я понял, что ничему новому уже не учусь. Как только тебе становится комфортно, значит, время двигаться дальше».

Текст: Ефим Гугнин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?