
13 сентября 1969 года на американском канале CBS вышел пилот анимационного шоу «Где ты, Скуби-Ду?», заложив старт для долгоиграющей франшизы. Команда корпорации «Тайна» вырастила не одно поколение зрителей на своих мультсериалах, фильмах и видеоиграх. Рассказываем, как создавались герои и из чего состоит культовое шоу.
«Скуби-Ду» — синтез консерватизма и новшества
Освоение космоса, политические распри и социальные процессы 1960-х отражались не только в американских мистических телесериалах и конспирологических фильмах, но и в детском сегменте. Чтобы повысить рейтинги, телеканалы CBS, ABC и NBC по субботам транслировали приключенческие мультсериалы, в которых экшен переплетался с жутью и фантастикой. «Космический призрак», «Супермен», «Человек-паук» и «Геркулоиды» показывали отважных героев, которые стремились победить, а иной раз и убить злодеев. Пусть сегодня эти мультфильмы кажутся безобидными, в 1968 году американские родители, обеспокоенные новостями с полей войны во Вьетнаме и революций в Европе, убийствами Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди, забили тревогу, обвинив телепередачи в пропаганде жестокости.
Тогда администрация президента Линдона Джонсона ввела комиссию по тематическому контролю и цензуре телевещания. Крупные студии вынужденно шли на компромисс с правительством и аудиторией, смещая фокус с детских супергеройских и агрессивных мультшоу к слэпстик-комедиям про заурядных подростков.
Так, в 1968-м на CBS выходит мультсериал «Шоу Арчи», адаптация комикса Боба Монтаны про тинейджеров-музыкантов. Многосерийный мюзикл показывал будни школьников, чьим жизням ничто не угрожает. После успеха шоу руководитель детского сегмента CBS Фред Силверман решил снять еще один сериал о дружбе пятерых подростков, но с кардинально новой интонацией. Будучи поклонником пародийных фильмов ужасов про приключения Эбботта и Костелло, встречающих то Монстра Франкенштейна, то Мумию, Силверман хотел сделать нечто подобное — веселое и мрачное детективное шоу для детской аудитории. Сериал должен был успокоить родителей своей консервативной сдержанностью и привлечь детишек к экрану будоражащими жутью и загадками, свойственными детективным радиосериалам 1940-х вроде «Я люблю тайну», чьи герои колесили по миру и разгадывали мистические преступления.
За реализацию идеи взялись продюсеры Уильям Ханна и Джозеф Барбера, уже сделавшие имя на обаятельнейших семейных мультсериалах вроде «Джетстоунов» и «Флинстоунов».
Их верные сценаристы Джо Руби и Кен Спирс сперва придумали сериал «Тайны пятерки» о подростках из музыкальной группы и их непоседе-псе по имени Ту Мач. По задумке, герои отправляются в тур по Америке и в каждом уголке страны натыкаются на сверхъестественную нечисть. Сериал почти был готов к осеннему эфиру, но, по мнению совета директоров CBS, получался уж слишком мрачным и тревожным. Силверману и команде Hanna-Barbera пришлось в кратчайшие сроки переписать концепцию шоу и разбавить мрак комедийными элементами.
Создание шайки корпорации «Тайна»
В итоге команда отказалась от идеи с музыкальным квинтетом сыщиков, решив создать более узнаваемые типажи-архетипы. Над дизайном персонажей работал Ивао Такамото, ранее рисовавший «Джетсонов». Совещаясь со сценаристами, художник взял за основу внешнего облика героев старшеклассников из «Успеха Доби Гиллиса», популярного ситкома начала 1960-х. Вечно голодный неформал Шэгги — тот же Мэйнард (Боб Денвер), неординарный битник с бородкой. Прирожденный лидер Фред — анимированная версия крутого выпускника Доби (Дуэйн Хикман). Обожающая опасности красотка Дафна вдохновлена блондинкой Талией (Тьюсдей Уэлд), а распутывающая дела отличница Велма — умницей Зельдой (Шейла Кюль).
За счет уже оформленных и понятных характеров, карикатурно отражающих четыре разных типа личности, зрители любых возрастов и темпераментов могли идентифицироваться с персонажами. Но главным сокровищем детективной шайки оказался Скуби-Ду. По легенде, Такамото срисовал собаку с немецкого дога, принадлежащего сотруднику Hanna-Barbera, а звонкое имя подкинул Фрэнк Синатра, напевающий «дуби-дуби-ду» в живом исполнении песни Strangers in the Night.
Беспроигрышная формула: повторяемость против тревоги
Все эпизоды «Где ты, Скуби-Ду?» строятся по однотипной формуле. Команда корпорации «Тайна» заезжает в субурбию, жителей которой терроризирует инфернальное зло. Пока Шэгги и Скуби ищут еду, устраивают для зрителей клоунаду и становятся приманкой для чудища, Дафна нарывается на неприятности, а Фред и Велма собирают улики. Каждый раз, сталкиваясь с непознаваемым монстром, герои очаровываются потусторонней загадкой и ставят законы реальности под сомнение. Впрочем, замешательство быстро сменяется успокаивающей развязкой. В финале герои выясняют, что сверхъестественное попросту не существует, а под ужасной маской скрывается алчный человек или представитель власти, решивший поживиться на чужих несчастьях.
Уже в самой наррации сериал наследует традиции готических романов вроде «Тайн Удольфо», «Замка Отранто» или «Духовидца», в которых за мистическими происшествиями обычно стоит коварный мошенник. От готики создатели сериала перенимают и пространства, пронизанные образами смерти. Покрытые паутиной стены замков с винтовыми лестницами, бесконечные лабиринты коридоров, восставшие мертвецы, всепоглощающая тотальная разруха. События шоу развиваются строго в ночное время, чаще всего в старинных и опустошенных интерьерах полуразрушенных домов, посреди туманных ландшафтов городов-призраков, залитых лунным светом. Шайка будто колесит по постапокалиптическому миру, усыпанному черными неплодородными деревьями, напоминающими скелеты. «Скуби-Ду» выражает страхи реальности посредством образов монстров и упадка цивилизации, а затем компенсирует визуальную тревогу предсказуемой сюжетной канвой, наивным юмором и нелепой игрой в кошки-мышки, а главное — героями, балансирующими между испугом и обескураживающим оптимизмом.
Вокруг Дафны, Шэгги, Велмы, Фрэда и Скуби витает только один призрак — налет разочарования молодежи в коррумпированном мире взрослых, что выражается уже в самом сюжете: за каждой трагедией стоит чья-то выгода. Как ни крути, «Где ты, Скуби-Ду?» — продукт своего времени. Вшитая мораль и коллективная паника олицетворяют тревоги поколения холодной войны, живущего в противостоянии двух политических систем. Даже конструкция серий с обличением лживого, хотя и правдоподобного спектакля — своеобразная сатира на обманывающих и манипулирующих СМИ и политиков.
Вероятно, опрометчиво считать легкий развлекательный сериал для детей реакцией на протесты молодежи и реформаторские движения. И все же неслучайно пойманные преступники всякий раз повторяют: «Мне бы все сошло с рук, если бы не вы, надоедливые дети!» Вооружившись юношеским авантюризмом, нонконформизмом, прыткостью и тягой к истине, шоу настойчиво вскрывает и изъяны системы, например полицейское безразличие и людские пороки. Взрослые как бы утратили мир, превратив его в минное поле обмана, а вот новое поколение еще полно надежд и сил что-то изменить. Может, поэтому «Где ты, Скуби-Ду?» и стал культовым — вовсе не из-за интересной переработки готической традиции, а за счет несгибаемый веры героев в торжество справедливости, их умения задавать реальности неудобные вопросы и неравнодушного отношения к чужим трудностям.
Врата к бессмертию: наследие «Скуби-Ду»
За два сезона «Где ты, Скуби-Ду?» стал самым успешным шоу Hanna-Barbera. В начале 1970-х студия даже специально опережала конкурентов и сама выпускала шоу, подражающие их хиту, например, мультсериал про прыткую собаку и команду сыщиков «Губер и охотники за привидениями». Оказалось, что фантазия сценаристов и художников по части оформления сеттинга и выдумывания новых угроз для агентов корпорации «Тайна» безгранична. Уже в 1972 году Ханна и Барбера выпускают «Новые фильмы о Скуби-Ду». На этот раз короткие эпизоды увеличили до часа, а к знакомым героям стали присоединяться приглашенные гости: от Бэтмена и Робина до семейки Аддамс и участников баскетбольной команды «Гарлем Глобтроттерс».
В 1976 году «Скуби-Ду» переходит на канал ABC, и производство эпизодов ставится на поток. В конце десятилетия выходит шоу «Скуби-Ду и Скрэппи-Ду», вводящий сюжет бойкого племянника чудо-собаки. А в 1980-е — «13 призраков Скуби-Ду». Команда «Тайна» вместе с Винсентом Прайсом, озвучивающим Винсента Ван Гула, отправляется в путешествие по миру, чтобы найти настоящую паранормальную активность.
Невзирая на неровный успех сиквелов, правообладатели франшизы неустанно экспериментировали с формой. В развивающем лор команды «Щенке по кличке Скуби-Ду» действие переносится в начальные классы, а рисовка напоминает мультики Looney Tunes. Так, ребут за ребутом, к 2025 году вселенная «Скуби-Ду» нарастила около ста мультимедийных проектов — от мультсериалов и видеоигр до полнометражных фильмов — и обрела не одно поколение преданных поклонников. Но, как бы ни пытались сценаристы из будущего (вроде тех, кто придумывал парадоксально политкорректную и мизогинную «Велму») переизобрести работающую формулу сериала 1969 года, именно «Где ты, Скуби-Ду?» стал бессмертной классикой, актуальной даже сейчас.