Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Какая ужасная ночь, чтобы быть проклятым: рецензия на четвёртый сезон сериала «Кастлвания»

Финальный сезон дарк-фэнтези-сериала по великой игровой франшизе. Несмотря на реки крови, смерти и апокалипсис, смотрящий в будущее с оптимизмом.

Добавить в закладки

Трейлер

После того как на сердце Дракулы обрушилась вся ярость фрейдистского символизма, третий сезон собрал остатки мало-мальски значимых для местной вселенной сил и раскидал их по всей Румынии, грозя сформировать новое грандиозное столкновение. Финальные 10 эпизодов свежего сезона сбрасывают деструктивные намерения в один оползень, попутно отсекая целые арки, и несут их к финальной точке многолетней истории.

Кармилла вместе с сестрами Ленор, Стригой и Мораной готовятся к новой войне, однако вампирессы еще не знают, что их предводительницу интересует не процветание родного клана, а весь мир, покорно трепыхающийся у ног. Дьявольский кузнец Гектор создаёт для вампиров ночных тварей, а его коллега Айзек обучает подручных монстров расширению сознания и замышляет завоевательный поход. Тревор Бельмонт и Сифа Бельнадес, денно и нощно сражаясь с ночными тварями, колдунами и вампирами, узнают о таинственных заговорщиках, вознамерившихся оживить Дракулу. Алукард отправляется на выручку близлежащей деревне, не ожидая, что за поворотом его ждёт не только обретение смысла жизни, но и одна из ведущих ролей в борьбе за новый мировой порядок, подозрительно похожий на Откровение Иоанна Богослова.

Кадр из анимационного сериала «Кастлвания»

Кадр из анимационного сериала «Кастлвания»

Функциональная обязанность четвёртого сезона уложить все арки по своим футлярам выполняется как побочный квест: рывками и под настроение. Персонажи словно отказываются надевать положенную им по регламенту сбрую: пока шоураннеры и режиссеры заняты жатвой глобального посыла, невоспетые герои мечами, ногтями и зубами вырывают друг у друга право выжечь собственный лик в памяти зрителя. Так, в первой половине сезона конкурентов затмевает Кармилла: её подход бесконечно далёк от мужского представления о мировом господстве. Вампиры веками презирали управляемую женщинами Штирию, и теперь, имея под рукой тактический гений Мораны, полководческие навыки Стриги и почти бесконечные ресурсы Гектора, она собирается не просто захватить и перераспределить могущество, а изменить всю концепцию власти, собственноручно разорвав аорту ветхому патриархату, что эту власть держит. Сравниться с размахом намерений может лишь их визуальное воплощение: во всём сезоне не найдётся более притягательных и питательных образов, чем те, которые примеряет на себя Кармилла. Её экшен-сцены пропитаны животным адреналином, а сама вампиресса танцует под кровавое рондо в таком количестве алой жидкости, что не снилось мифической Эржебет Батори. Вторая половина сезона выталкивает в авангард Алукарда, позволяя Сифе и Тревору лишь периодически мелькать в эпизодах.

Кадр из анимационного сериала «Кастлвания»

Бои заметно прибавили в постановке, эстетике и частоте кадров: привычная для поклонников «Кастлвании» вязкость ближе к концу сменяется более плавным ходом. Но первая скрипка в этой симфонии ночи – не постановка, а чувство стиля. Режиссёр Сэм Дитс пробует разные подходы: в ход идут ракурсы, смена ритма, игры с рисовкой. В кульминационном 9-м эпизоде сражение приближается к опасной черте, за которой стоит потенциальный эпилептический припадок.

Фанаты легендарного игрового цикла от Konami уйдут с просмотра с полными карманами отсылок: помимо подзабытых скелетов, ловко прыгающих горбунов и големов появляется, страшно сказать, Гергот (один из боссов Dawn Of Sorrow, похожий на подгнившего динозавра с дыханием Годзиллы), вампиров потрошит крест-бумеранг, а среди антагонистов – Мрачный Жнец, что попортил немало крови и геймпадов тем, кто запускал самую первую Castlevania на «денди».

Кадр из анимационного сериала «Кастлвания»

Совмещая рваные куски, яркое наполнение и россыпь игровых оммажей в гармонию диссонанса, «Кастлвания» срывает саваны, обнажая будущее. Метаморфозы, через которые проходят персонажи, – не совсем привычные микроистории о личинках и имаго. Стадия окукливания форсируется, чтобы в кадре будущее оставило просвет. Для всех: для вампиров и людей, для империй и деревень, для живых и мёртвых. И для оживших мертвецов. Проговариваемый множеством уст, этот посыл вносит чрезмерные порции карамели в мрачные ландшафты вампирской Румынии и едва ли сообщает что-то новое, но он отражает суть вектора современного мирового сообщества, один из инструментов которого, инклюзивность, по-прежнему далеко не везде находится в зоне досягаемости. Однако в брутальном мире «Кастлвании» она распространяется на всех, в том числе на ночных тварей: даже квокки и вомбаты не в силах соревноваться в количестве нагнетаемой милоты с насекомоподобным монстром, получившим возможность рассуждать о мироустройстве и кушать ягодки вместо мяса трупов.

Кадр из анимационного сериала «Кастлвания»

Самая же изящная черта этой призмы – в её симбиозе с судьбой самой Castlevania. Четвёртый сезон сшивает современное человечество, свернувшееся за просмотром сериала на Netflix, с некогда великим игровым циклом, подошедшим вплотную к гибели, в единый ребис (Magnum opus алхимии). Отдельные части Castlevania оказали колоссальное влияние на весь видеогейминг (не зря же целый жанр назвали «метроидвания»), и все эти слепящие глаз кадры о будущем в том числе для неё — огромной игровой франшизы, слишком слабой, чтобы подняться самостоятельно.

В остальном «Кастлвания» верна себе: не торопится и даёт персонажам упиваться монологами в одних сценах и не скупиться на насилие – в других. Не все подтексты хорошо работают (к пресловутому ребису есть вопросы), не все ниточки персонажей аккуратно подведены, не все анимации скрупулезно проработаны. Однако далеко не каждое поп-культурное явление получает сериал с таким количеством задетых триггеров, проговоренных (возможно, излишне подробно) мыслеформ и искренней любви от создателей экранизации. Знамя «Кастлвании» теперь переходит к потомкам. Возможно, оно позволит игровой серии побороть гибель. Так же, как утреннее солнце побеждает ужасы ночи.

Текст: Максим Бугулов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?