
Обнадеживающий блокбастер, который выстоял под тяжестью собственных амбиций
Презентовать аудитории новую кинематографическую вселенную — нелёгкая задача для любого шоураннера, сценариста, режиссёра. Освоение лекалов Marvel и DC в «Майоре Громе» поначалу было принято позитивно, однако с выходом второй части сомнений в долгосрочной перспективе эксперимента стало больше. Настал черёд «Этерны» — отважной и амбициозной попытки «Кинопоиска» экранизировать книжную серию «Отблески Этерны» Веры Камши. Романы выходят с 2004 года, всего их 17, при этом цикл до сих пор не завершён (отечественный ответ Джорджу Р.Р. Мартину и его «Ветрам зимы»). Адаптировать «Этерну» пытались с 2020 года: съёмки и премьеры затягивались, пилотная серия была выпущена в 2022-м и оказалась в лучшем случае непонятой. Авторы шоу с похвальной решимостью берут на себя ношу жанровых первопроходцев и, кажется, готовы к любому исходу, даже самому печальному.
Первым камнем преткновения для неподготовленных зрителей может стать многоуровневое погружение в мир «Этерны». Со стрессом легко справиться, если держать в уме десятки референсов, которыми явно вдохновлялись при создании: от «Дюны» до «Властелина колец», «Игры престолов» и «Основания».
Существует мир Кэртиана — аналог пост-средневековой Европы, не совсем чумной, но всё же далёкой от настоящего Возрождения. Есть четыре Дома: Скал, Молний, Волн и Ветра. Династии ожидаемо находятся в состоянии постоянных военных конфликтов, дворцовых интриг и переворотов. Королевство Талиг когда-то захватило семейство Олларов; вернуть трон хочет истинный наследник Альдо Ракан (Антон Рогачёв), находящийся в изгнании — ради этого юноша заключает сделку с загадочным народом гоганов. Параллельно развивается история герцога Ричарда Окделла (Иван Трушин), сына убитого мятежника. Ракан и Окделл совсем скоро вступят в борьбу за власть и честь — и всё это на фоне приближающегося апокалипсиса под названием Великий Излом.
«Этерна» переводится с португальского как «вечный» — вполне подходящее название для долгоиграющей истории (останавливаться на одном сезоне здесь явно не планируют). Насыщенность вводных данных, большое количество событий и персонажей, подача и авторская смелость — всё это делает «Этерну» куда более выгодной в сравнении с другими отечественными франшизами. Формулировка «Наш ответ Западу» в этом случае покажется неиронично адекватной, хотя и ограничивающей возможности авторов. Впечатляет масштаб выстроенных декораций и свежесть во взгляде главных актёров, вчерашних выпускников театральных институтов. «Этерне» удаётся ненадолго, но передать ощущение общественной разрозненности в период глобального хаоса. Признаки конца света игнорируются, ценности меняются, друзья предают, но иногда остаются — например, в школе Лаик, где обучаются молодые дворяне-унары (среди них главный герой Окделл). Сцены в Лаике вполне тянут на отдельный спин-офф и пару (без)опасных фанфиков.
«Этерне» за многое предстоит ответить перед требовательной аудиторией. Мир Кэртианы и его фракций пока недостаточно детализирован, из-за чего складывается ощущение схематичности сценария, в том числе из-за банально выстроенных диалогов. Визуальная часть вызывает вопросы, заставка копирует драконовые старания HBO, саундтрек заимствует скрипки у композитора «Престолов» Рамина Джавади. И всё-таки, цитируя Галилея, «она вертится» и вселяет этими стараниями надежду на благополучный исход. В мире, где о Великом Изломе ежедневно напоминают сводки новостей, даже такие высказывания — импортозамещающие, претенциозные, раздражающе громоздкие, — оказываются на вес золота.