Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Подборки фильмов

Видеозал 90-х: Кэндимен

У нас в России культура так называемых «сказок у костра» развита не хуже, чем на Западе, – только у нас страшные истории рассказывали не у потрескивающих костров, а в кроватях в пионерлагерях перед сном. Черная-черная рука, гроб на колесиках, пиковая дама и, конечно же, множество разных страшилок на тему того, что нельзя говорить определенные вещи в определенном месте – или тебе, твоим маме, папе и братьям с сестренками настанет неминуемый кирдык. Возможно, в том числе по этой причине у нас стал культовым хоррор «Кэндимен» Бернарда Роуза

Добавить в закладки
Видеозал 90-х: Кэндимен

В основе фильма – рассказ Клайва Баркера (Баркер выступил и исполнительным продюсером ленты), успешно замаскированный под «городскую легенду» о том, что если пять раз произнести перед зеркалом имя Кэндимена, он появится. И вам это вряд ли понравится, ведь Кэндимен – убийца с крюком вместо руки, неупокоенный дух чернокожего раба, «скормленного» своими хозяевами рою пчел. Изучающая урбанистический фольклор Хелен Лайл (Вирджиния Мэдсен) решает рискнуть – и хотя сразу после эксперимента вокруг нее вроде бы ничего не меняется, со временем ее жизнь превращается в кошмар наяву.

К слову, Вирджиния Мэдсен, младшая сестра Майкла Мэдсена, была первым выбором создателей на роль Хелен – несмотря на ряд неудачных проектов на рубеже 80-90-х, увенчавшихся «Горцем 2» (1991), актриса блестяще подходила на роль уязвимой и одновременно сексуальной (но не вызывающе!) «девушки в беде». Тем не менее у Бернарда Роуза и продюсера Алана Поула на примете была еще одна кандидатура – на тот момент мало кому известная Сандра Буллок (до прорывных ролей в «Разрушителе» и «Скорости» оставалась пара-тройка лет) могла заменить Мэдсен на случай, если та откажется.

Кадр из фильма «Кэндимэн»

Тони Тодд, сыгравший собственно Кэндимена, сейчас кажется идеальной кандидатурой на роль «плачущего убийцы», персонажа трагичного и смертельно опасного, но Роуз и Болл изначально хотели пригласить кого-то более известного. Например, Эдди Мерфи, который в те времена искал себя за рамками комедийного жанра – от «Кэндимена» он в конце концов отказался (не в последнюю очередь из-за крайне скромного по меркам этого актера гонорара), но спустя год все-таки появился в хорроре, правда, провальном, «Вампир из Бруклина».

Тем не менее в лице Тодда Роуз получил высокопрофессионального, харизматичного и совсем не капризного актера. Роуз увидел его в фильме «Охотники за бивнями» (1990) и с трудом «выбил» право взять его на заглавную роль в «Кэндимене» – по словам Тодда, такого с ним никогда не случалось раньше. Роуз пообещал ему, что эта роль изменит его жизнь – и Тодд поверил, решив выкладываться по полной. Так, у него было несколько сцен с участием пчел, и хотя это были исключительно молодые пчелы, младше 12 часов (их укусы не так болезненны), при съемках все равно нужно было соблюдать повышенную осторожность. Особенно в эпизоде, в котором насекомые должны были вылезать изо рта Кэндимена – он снимался «вживую», и единственной защитой Тодда была специальная затычка, которую размещали ближе к гортани актера, чтобы пчелы не пролезли в горло.

Кадр из фильма «Кэндимэн»

Мэдсен с пчелами пересекалась не в пример реже, но одна сцена в их окружении у нее все-таки была – ее осложнял тот факт, что у актрисы аллергия на пчелиные укусы (из-за этого рядом с площадкой дежурила «скорая помощь»). Чтобы упростить актрисе работу – причем не только в этой сцене, но и в других эпизодах, в которых она должна была иметь «потерянный», расфокусированный вид, – Мэдсен даже вводили в состояние гипноза!

Композитора Филиппа Гласса, известного работой над фильмами серии «Каци», гипнотизировать не пришлось – он согласился написать музыку к «Кэндимену» по своей воле, но затем, посмотрев рабочую версию фильма, свое мнение поменял. По его словам, финальная версия ленты сильно отличалась от того, что ему обещали, – Гласс увидел в «Кэндимене» всего лишь проходной низкобюджетный слэшер и даже запретил использовать свою музыку вплоть до 2001 года.

Кадр из фильма «Кэндимэн»

Зрители, к счастью, мнение Гласса не разделили – фильм дебютировал с четвертой строчки бокс-офиса с 5,4 миллиона за первый уик-энд, но затем включился положительный «сарафан», вплоть до того, что на две последующие недели «Кэндимен» даже поднялся на третью строчку в хит-параде кассовых лидеров. Общие американские сборы составили 25,8 миллиона, что для бюджета в 8 миллионов можно расценить как большой успех. Понравилась картина и критикам, оценившим и протяжную атмосферу кошмарного сна, и его удивительную для жанра интеллигентность и поэтичность, и умелое сочетание жутковатых городских пейзажей и легенд из далекого «плантаторского» прошлого.

Кадр из фильма «Кэндимэн 2: Прощание с плотью»

В этом свете даже странно, что сиквел появился спустя лишь три года – и с полностью обновленной съемочной группой. Бернард Роуз переключился на более «престижное» кино – так, в 1994 году он создал «Бессмертную возлюбленную» с Гэри Олдманом в роли Людвига Ван Бетховена, а в 1997-м организовал экранизацию «Анны Карениной» с Софи Марсо, Альфредом Молиной и Шоном Бином в главных ролях. Интересно, что в режиссерском кресле его заменил режиссер примерно его же «направления» – Билл Кондон, который до «Кэндимена 2» работал в основном для телевидения, а после него создал «Богов и монстров» (1998), «Кинси» (2004), «Девушек мечты» (2006) и скоро выходящую на экраны «Пятую власть» (2013). А еще две финальные части «Сумерек».

Заново был набран и актерский состав – Тони Тодд вновь вернулся в роли Кэндимена, но Келли Роуэн оказалась слабой заменой Вирджинии Мэдсен. Да и сценарий оставлял желать лучшего – его, в отличие от первого фильма, писал уже не Бернард Роуз, а творческий дуэт из Рэнда РэвичаЖена астронавта») и дебютанта Марка Крюгера, не отметившегося ничем интересным и впоследствии. Критики не могли не заметить подмену, зрители сиквел тоже не оценили – 14 миллионов сборов создателям продолжения вполне хватило, но динамика сборов была удручающая – почти половину этих денег «Кэндимен: Прощание с плотью» заработал за первую неделю, в дальнейшем сборы резко упали.

Кадр из фильма «Кэндимэн 3: День мертвых»

Третью часть, вышедшую в 1999 году, предусмотрительно нацелили на выпуск сразу на видео, и в ней уже не видно ничего из великого оригинального фильма – это банальный, скучный и глупый хоррор, без которого цикл вполне мог бы обойтись. Спустя десять лет после его выхода Тони Тодд в интервью рассказал, что с триквелом все было ясно еще на стадии съемок и он сам работал в нем на автопилоте – редкий случай, когда мы не можем его винить.

Возможно, слабое завершение трилогии – та причина, по которой Кэндимена частенько «забывают» во всевозможных списках самых ярких злодеев в истории хоррора. При том, что самый первый фильм местами граничит с гениальностью и может быть легко причислен к числу самых удачных экранизаций прозы Клайва Баркера. Как водится, слухи о четвертой части или даже полноценном ребуте ходят уже давно, но воз и ныне там (во многом потому, что Баркер продал права на «Кэндимена»), а самому Тони Тодду уже все равно – хотя его актерская фильмография насчитывает более полутора сотен проектов (на 2013 год назначено двенадцать картин с его участием!), помнят его преимущественно за «Кэндимена», а для актера это знак, что надо работать лучше.

Текст: Борис Хохлов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?