Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Видеозал 90-х

У нас в России культура так называемых «сказок у костра» развита не хуже, чем на Западе, – только у нас страшные истории рассказывали не у потрескивающих костров, а в кроватях в пионерлагерях перед сном. Черная-черная рука, гроб на колесиках, пиковая дама и, конечно же, множество разных страшилок на тему того, что нельзя говорить определенные вещи в определенном месте – или тебе, твоим маме, папе и братьям с сестренками настанет неминуемый кирдык. Возможно, в том числе по этой причине у нас стал культовым хоррор «Кэндимен» Бернарда Роуза.

В основе фильма – рассказ Клайва Баркера (Баркер выступил и исполнительным продюсером ленты), успешно замаскированный под «городскую легенду» о том, что если пять раз произнести перед зеркалом имя Кэндимена, он появится. И вам это вряд ли понравится, ведь Кэндимен – убийца с крюком вместо руки, неупокоенный дух чернокожего раба, «скормленного» своими хозяевами рою пчел. Изучающая урбанистический фольклор Хелен Лайл (Вирджиния Мэдсен) решает рискнуть – и хотя сразу после эксперимента вокруг нее вроде бы ничего не меняется, со временем ее жизнь превращается в кошмар наяву.

К слову, Вирджиния Мэдсен, младшая сестра Майкла Мэдсена, была первым выбором создателей на роль Хелен – несмотря на ряд неудачных проектов на рубеже 80-90-х, увенчавшихся «Горцем 2» (1991), актриса блестяще подходила на роль уязвимой и одновременно сексуальной (но не вызывающе!) «девушки в беде». Тем не менее у Бернарда Роуза и продюсера Алана Поула на примете была еще одна кандидатура – на тот момент мало кому известная Сандра Буллок (до прорывных ролей в «Разрушителе» и «Скорости» оставалась пара-тройка лет) могла заменить Мэдсен на случай, если та откажется.

Кадр из фильма «Кэндимэн»

Кадр из фильма «Кэндимэн»

Тони Тодд, сыгравший собственно Кэндимена, сейчас кажется идеальной кандидатурой на роль «плачущего убийцы», персонажа трагичного и смертельно опасного, но Роуз и Болл изначально хотели пригласить кого-то более известного. Например, Эдди Мерфи, который в те времена искал себя за рамками комедийного жанра – от «Кэндимена» он в конце концов отказался (не в последнюю очередь из-за крайне скромного по меркам этого актера гонорара), но спустя год все-таки появился в хорроре, правда, провальном, «Вампир из Бруклина».

Тем не менее в лице Тодда Роуз получил высокопрофессионального, харизматичного и совсем не капризного актера. Роуз увидел его в фильме «Охотники за бивнями» (1990) и с трудом «выбил» право взять его на заглавную роль в «Кэндимене» – по словам Тодда, такого с ним никогда не случалось раньше. Роуз пообещал ему, что эта роль изменит его жизнь – и Тодд поверил, решив выкладываться по полной. Так, у него было несколько сцен с участием пчел, и хотя это были исключительно молодые пчелы, младше 12 часов (их укусы не так болезненны), при съемках все равно нужно было соблюдать повышенную осторожность. Особенно в эпизоде, в котором насекомые должны были вылезать изо рта Кэндимена – он снимался «вживую», и единственной защитой Тодда была специальная затычка, которую размещали ближе к гортани актера, чтобы пчелы не пролезли в горло.

Кадр из фильма «Кэндимэн»

Кадр из фильма «Кэндимэн»

Мэдсен с пчелами пересекалась не в пример реже, но одна сцена в их окружении у нее все-таки была – ее осложнял тот факт, что у актрисы аллергия на пчелиные укусы (из-за этого рядом с площадкой дежурила «скорая помощь»). Чтобы упростить актрисе работу – причем не только в этой сцене, но и в других эпизодах, в которых она должна была иметь «потерянный», расфокусированный вид, – Мэдсен даже вводили в состояние гипноза!

Композитора Филиппа Гласса, известного работой над фильмами серии «Каци», гипнотизировать не пришлось – он согласился написать музыку к «Кэндимену» по своей воле, но затем, посмотрев рабочую версию фильма, свое мнение поменял. По его словам, финальная версия ленты сильно отличалась от того, что ему обещали, – Гласс увидел в «Кэндимене» всего лишь проходной низкобюджетный слэшер и даже запретил использовать свою музыку вплоть до 2001 года.

Кадр из фильма «Кэндимэн»

Кадр из фильма «Кэндимэн»

Зрители, к счастью, мнение Гласса не разделили – фильм дебютировал с четвертой строчки бокс-офиса с 5,4 миллиона за первый уик-энд, но затем включился положительный «сарафан», вплоть до того, что на две последующие недели «Кэндимен» даже поднялся на третью строчку в хит-параде кассовых лидеров. Общие американские сборы составили 25,8 миллиона, что для бюджета в 8 миллионов можно расценить как большой успех. Понравилась картина и критикам, оценившим и протяжную атмосферу кошмарного сна, и его удивительную для жанра интеллигентность и поэтичность, и умелое сочетание жутковатых городских пейзажей и легенд из далекого «плантаторского» прошлого.

Кадр из фильма «Кэндимэн 2: Прощание с плотью»

Кадр из фильма «Кэндимэн 2: Прощание с плотью»

В этом свете даже странно, что сиквел появился спустя лишь три года – и с полностью обновленной съемочной группой. Бернард Роуз переключился на более «престижное» кино – так, в 1994 году он создал «Бессмертную возлюбленную» с Гэри Олдманом в роли Людвига Ван Бетховена, а в 1997-м организовал экранизацию «Анны Карениной» с Софи Марсо, Альфредом Молиной и Шоном Бином в главных ролях. Интересно, что в режиссерском кресле его заменил режиссер примерно его же «направления» – Билл Кондон, который до «Кэндимена 2» работал в основном для телевидения, а после него создал «Богов и монстров» (1998), «Кинси» (2004), «Девушек мечты» (2006) и скоро выходящую на экраны «Пятую власть» (2013). А еще две финальные части «Сумерек».

Заново был набран и актерский состав – Тони Тодд вновь вернулся в роли Кэндимена, но Келли Роуэн оказалась слабой заменой Вирджинии Мэдсен. Да и сценарий оставлял желать лучшего – его, в отличие от первого фильма, писал уже не Бернард Роуз, а творческий дуэт из Рэнда РэвичаЖена астронавта») и дебютанта Марка Крюгера, не отметившегося ничем интересным и впоследствии. Критики не могли не заметить подмену, зрители сиквел тоже не оценили – 14 миллионов сборов создателям продолжения вполне хватило, но динамика сборов была удручающая – почти половину этих денег «Кэндимен: Прощание с плотью» заработал за первую неделю, в дальнейшем сборы резко упали.

Кадр из фильма «Кэндимэн 3: День мертвых»

Кадр из фильма «Кэндимэн 3: День мертвых»

Третью часть, вышедшую в 1999 году, предусмотрительно нацелили на выпуск сразу на видео, и в ней уже не видно ничего из великого оригинального фильма – это банальный, скучный и глупый хоррор, без которого цикл вполне мог бы обойтись. Спустя десять лет после его выхода Тони Тодд в интервью рассказал, что с триквелом все было ясно еще на стадии съемок и он сам работал в нем на автопилоте – редкий случай, когда мы не можем его винить.

Возможно, слабое завершение трилогии – та причина, по которой Кэндимена частенько «забывают» во всевозможных списках самых ярких злодеев в истории хоррора. При том, что самый первый фильм местами граничит с гениальностью и может быть легко причислен к числу самых удачных экранизаций прозы Клайва Баркера. Как водится, слухи о четвертой части или даже полноценном ребуте ходят уже давно, но воз и ныне там (во многом потому, что Баркер продал права на «Кэндимена»), а самому Тони Тодду уже все равно – хотя его актерская фильмография насчитывает более полутора сотен проектов (на 2013 год назначено двенадцать картин с его участием!), помнят его преимущественно за «Кэндимена», а для актера это знак, что надо работать лучше.

Комментарии  97


Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть