
Субъективная камера — прием, который превращает зрителя в соучастника происходящего: мы смотрим глазами героя, чувствуем его страх, замешательство или решимость. Собрали для вас подборку из пяти малоизвестных, но изобретательных фильмов, которые позволят примерить на себя роль главного героя.
В центре парадоксального шпионского фильма Мишеля Девиля дипломат Доминик Офаль, человек безупречной репутации и совершенно неинтересной биографии. Однажды он оказывается под наблюдением некой абстрактной спецслужбы, которая дает герою кодовое имя «номер 51». Преследователи отчаянно ищут компромат, но натыкаются лишь на старые фотографии, открытки и разговоры, не заслуживающие даже строчки в мемуарах. Камера — глаз разведки: мы видим все происходящее исключительно через скрытые объективы и подслушанные записи. И не всегда в режиме онлайн.
Ближе к финалу «Досье на 51-го» и вовсе начинает напоминать «Репетицию» Нейтана Филдера — представители спецслужб так отчаянно хотят найти компромат на героя, что выстраивают декорации возможных событий будущего и воспроизводят несколько разных версий диалогов. Верный подход может помочь спровоцировать «номер 51» на откровенный разговор, раскрывающий тайны прошлого. Но действительно ли ему есть что скрывать? «Досье на 51-го» — это скорее антишпионский триллер, обращающий внимание на равнодушие системы к последствиям преследования.
В «Запретной женщине» Филиппа Хэрела зритель оказывается на месте главного героя — женатого 39-летнего мужчины, завязывающего роман с молодой 22-летней девушкой. Камера, как правило, фиксирует лишь лицо героини, позволяя увидеть все нюансы чувств, сомнений и уязвимости. Такой ракурс делает фильм не только историей запретной страсти, но и исследованием женской реакции на провокацию, принуждение, манипуляцию и на осознание неизбежности расставания. Изабель Карре в этой роли — практически единственная фигура в кадре (Филипп Хэрел появляется лишь дважды, когда смотрит в зеркало), но этого достаточно, чтобы передать эмоциональную сложность связи, в которой одна сторона ищет духовной близости, а другая — сиюминутного бегства от рутины.
Камера приближается к миловидной 18-летней девушке по имени Грэйс. Долгие годы она воспитывалась в строгости: ежедневные молитвы, регулярное чтение Библии, скромная одежда и отсутствие любых намеков на романтику юношества. Но едва ступив на порог студенческого общежития, девушка начинает терять контроль — в ее тело вселяется неведомый темный дух, стремящийся постепенно полностью подчинить героиню своей воле. Камера фиксирует происходящее от первого лица, но зритель смотрит на мир не с точки зрения Грейс, а глазами завладевшего телом демона. Смена оптики придает привычной истории об экзорцизме оригинальности — у режиссера Джеффа Чана получился мрачный, атмосферный эксперимент, который не претендует на шедевр, но неплохо дополняет коллекцию жанрового кино.
Документальный фильм Рида Дэвенпорта — личное высказывание о жизни человека с ограниченными возможностями. Камера большую часть времени закреплена на специальном кресле режиссера, и потому зритель буквально видит мир его глазами.
Дэвенпорт путешествует по улицам, сталкивается с препятствиями на перекрестках, наблюдает за людьми с балкона и примечает то, что, как правило, остается незамеченным вечно спешащими толпами. Режиссер создает собственную симфонию большого города, наполненную неровным асфальтовым покрытием, солнечными бликами на стенах, старыми паутинками в углах и неожиданными препятствиями. Дэвенпорт смотрит, фиксирует, передает дальше. «Я тебя не заметил» — автобиография, тихое свидетельство героя, который обычно остается в тени.
«Ткань человеческого тела» — самый необычный фильм подборки. Он отправляет зрителя в микроскопическое путешествие по человеческому организму. Представители Гарвардской лаборатории сенсорной этнографии, режиссеры Верена Паравель и Люсьен Кастен-Тейлор, используют миниатюрные камеры, чтобы показать органы, ткани и процессы, обычно скрытые от глаз. Здесь хирургия становится визуальной поэзией: мозговые операции, лапароскопия, кесарево сечение и даже исследование онкологических опухолей превращаются в гипнотические картины внутреннего мира человеческого тела.
Пока врачи обсуждают дальнейшие действия, собственные страхи и планы на будущее, камера движется по розоватому туннелю кишечника и изучает кровяные тельца, напоминающие узоры в калейдоскопе. Паравель и Кастен-Тейлор дарят зрителю уникальную возможность оказаться внутри пусть пугающего, но живого тела, застывшего между неизвестностью и окончательным диагнозом.