
Всё, что вы хотели знать о страхах предстоящего отцовства, но боялись спросить.
Шон (Росс Маркуанд) — скромный охранник начальной школы в Лос-Анджелесе, который со дня на день должен стать отцом. Подступающее родительство заставляет Шона пересмотреть приоритеты и прежде всего наладить финансовое положение: он просит у начальника рекомендации, чтобы попробовать себя в качестве личного телохранителя, но в ответ получает лишь насмешку по поводу его физической формы. Приёмная мать (Сьюзан Уайлдер) иронично подмечает, что неудачи у Шона в крови — он весь в отца (Питер Силелла), а жена Андреа (Сара Болджер), кажется, куда лучше справляется со страхами перед родами. А ведь это она носит под сердцем ребёнка!
И тут, как будто у Шона и без того мало проблем, на работе перегорает лампочка. Будущий отец забирается на крышу, роняет отвёртку и вскоре попадает в поле ослепительно белого света. В состоянии то ли сна, то ли видения Шон встречается с инопланетными существами, которые проводят с ним хирургические манипуляции, а затем благополучно падает с крыши, где героя и находят встревоженные родственники. После короткого визита в больницу Шон возвращается домой с огромной повязкой и грузом подозрений: что, если пришельцы существуют на самом деле, и теперь они угрожают его семье?
Некогда актёр, а теперь режиссёр Питер Силелла в полнометражном дебюте «Потомок» решает поговорить на тему, которая давно нуждалась в осмыслении, — о том, как мужчина может переживать становление отцом. История знает довольно много фильмов ужасов о женской предродовой депрессии: от классического «Ребёнка Розмари» Романа Полански до современного «Дитя тьмы» Мишеля Гарса Серверы. А вот истории о том, что переживает мужчина на пороге отцовства, встречаются куда реже — будто у мужчин и вовсе нет права бояться, сомневаться или впадать в отчаяние.
Помогают разобраться в непростой теме инди-любимчики Джастин Бенсон и Аарон Мурхед — тандем, прославившийся мистическими низкобюджетными хитами вроде «Паранормального» и «Грани времени». Участие этих двоих в качестве продюсеров сразу повышает градус ожиданий, и действительно — «Потомок» местами кажется инопланетным собратом фантастического расследования «Сверхъестественное. Знаки», только гораздо более интимным и болезненно личным. Научная фантастика соседствует с драмой, сцена похищения инопланетянами выглядит так, будто её подсмотрели в «Секретных материалах», но в центре внимания вовсе не фантастическая составляющая, а бесконечный ужас, поселившийся в сердце Шона. Что будет, если жена умрёт во время родов? И если с ребёнком что-то случится? Сможет ли он защитить семью в случае опасности? И с какой стороны она может подобраться?
Травма Шона коренится в прошлом: он совсем не знал мать — та умерла при родах, а отец покончил с собой, когда мальчику было всего семь лет. Росс Маркуанд, наиболее известный по «Ходячим мертвецам», в роли Шона кажется неожиданно хрупким и искренним. Его герой может выглядеть крепким, но за широкими плечами скрывается человек, который нуждается в поддержке. В одной из сцен Шон в панике покупает пистолет «для защиты», потому что общество нормализовало применение насилия и приучило мужчин подавлять тревогу с помощью жестокости. Но от чего конкретно Шона спасёт сокрушительная пуля? От пришельцев, от жены, от себя самого? Силелла прозрачно намекает, что жест Шона вовсе не про демонстрацию мужества — он про бессилие.
К счастью, режиссёр не складывает все камни на одну чашу весов и не забывает про существование Андреа. Болджер напоминает зрителю, что в родительстве участвуют двое, и что у обоих в голове собственные демоны. И когда Андреа наконец перестаёт картинно улыбаться и утверждать, что у неё всё в порядке, становится по-настоящему страшно: любой космический ужас меркнет рядом с обычной человеческой усталостью, накрывшей двух любящих людей. Пришельцы здесь выступают вовсе не агрессорами, а своеобразными терапевтами, возвращающими супругов друг к другу.
«Потомок» не претендует на зрительский хит: он слишком медленный, слишком тихий, слишком неоднозначный. В сценарии мелькают дыры, свойственные дебютантам, а ещё режиссёр требует от зрителя слишком пристального внимания, без которого финал может показаться разочаровывающе неясным. Но если внимательно вглядеться в отдельные сцены — в рисунки, которые выходят из-под руки Шона, в его одежду, в предметы интерьера и в то, что прячется за вспышками света, — то можно понять, как долго Силелла работал над дебютом и насколько объёмной на самом деле получилась история.
«Потомок» — не фэнтези о похищении инопланетянами, а драма о том, что однажды, в самый неожиданный момент, мы можем оказаться в плену собственных страхов. И иногда, чтобы вернуться домой, нужно глубоко вздохнуть и пройти через галактику травматичных воспоминаний. Прошлое никуда не уйдёт, но у будущего наконец-то появится шанс.