
Параноидальный детектив в духе Фрэнсиса Форда Копполы и Брайана де Пальмы.
В российский прокат выходит участник кинофестиваля в Торонто 2024 года — аккуратный триллер Дэвида Маккензи «Диспетчер», где Риз Ахмед большую часть времени загадочно молчит и разгребает корпоративные проблемы героини Лили Джеймс. Разбираемся, что получилось у духовного наследника «Разговора» Фрэнсиса Форда Копполы, как фильм МакКензи возвращает дух старой школы и справляется ли Сэм Уортингтон с очередной партией злодея.
Аш (Ахмед), или Том, как герой представляется незнакомым людям, ведет тихую затворническую жизнь бывшего алкоголика: ходит на собрания, где не решается взять слово, подрабатывает курьером и вечно озирается по сторонам. За невзрачным фасадом скрывается почти шпионская история: Аш — фиксер, человек, который помогает людям, оказавшимся в затруднительном положении из-за собственной добропорядочности или глупости. Его клиенты — жертвы корпоративной машины, узнали что-то, что не предназначалось для посторонних ушей, будь то отчет о новом лекарстве, негативные эффекты которого значительно перевешивают пользу, или грязная тайна, которая может моментально разрушить компанию.
К Ашу обращается Сара (Лили Джеймс) — порядочная сотрудница корпорации, занимающейся производством модифицированного зерна. Девушка узнает, что продукт, который вот-вот выведут на рынок, может вызывать серьезные заболевания у миллионов людей по всему миру, и начинает задавать неудобные вопросы, за что ее сначала переводят в другой отдел, а затем увольняют. Правда, Сара успевает скопировать исследование, из-за чего становится объектом слежки и угроз со стороны команды профессионалов во главе с брутальным Доусоном (Уортингтон). Помочь все уладить может Аш, общающийся с клиентами через диспетчерскую службу: герой набирает текст на специальном коммуникационном устройстве для глухих, а оператор зачитывает его Саре, не задавая лишних вопросов.
Большая часть «Диспетчера» — липкая, тревожная, параноидальная картина в духе политических триллеров 1970-х. Диковинное устройство Аша (на самом деле довольно распространенное в Северной Америке и Великобритании среди людей с ограниченными возможностями), то, как герой осторожен и полагается на старые добрые кодовые замки и почтовую службу, заставляет зрителей погрузиться во вневременное состояние. Будто только что случился Уотергейтский скандал и доверять продвинутой электронике, которую прослушивают буквально все, от правительства до бандитов, нельзя. Цифровая аскеза Аша даже обыгрывается в одной из сцен, где протагонист удивляется, как Сара смогла раздобыть редкую версию песни The Kids Are Alright группы The Who. «Зашла в Интернет», — отвечает та со смехом.
Режиссер Дэвид МакКензи, которого зрители могут помнить по драме «Бабник» с Эштоном Кутчером или неовестерну с четырьмя номинациями на премию «Оскар» «Любой ценой», выстраивает «Диспетчера» как откровенную отсылку к работам Фрэнсиса Форда Копполы и Брайана Де Пальмы. И на уровне паранойи и напряжения фильм работает великолепно: молчаливый Ахмед, удушливая камерность и сдержанный саспенс доминируют большую часть времени, буквально не позволяя зрителю расслабиться. Актер демонстрирует тонкую работу на грани внутреннего напряжения и внешней холодности, точечно выпуская эмоции на волю в нескольких сценах, подчеркивая незаметную остальным уязвимость своего персонажа. Главному герою вторит Лили Джеймс в обманчивой роли девушки в беде. Несмотря на то что большую часть картины Сара и Аш не видят друг друга, химия между ними передана невероятно метко.
Аналоговая магия, впрочем, улетучивается, когда доходит до сюжетных твистов и неубедительного, хоть и ожидаемого финала. Лихие шпионские игры Аша, в ходе которых он ловко обводит вокруг пальца команду Доусона, использующую не только современные средства, но и административный ресурс, поначалу увлекают. Но как только происходит прямая конфронтация, фильм превращается во второсортный боевик с невразумительной беготней по промзонам и нелепыми диалогами. Тем печальнее становится роль Сэма Уортингтона, сведенная к паре ярких моментов гнева и хмурым взглядам. А целиком команда Доусона и вовсе выглядит как некий обобщенный образ кулаков корпоративного зла.
«Диспетчер», начинающийся как интеллектуальный триллер, к развязке переходит к более привычным жанровым решениям и сводит на нет большинство стараний режиссера и актерского состава. На одной стороне монеты имени МакКензи и Ахмеда — изящество и оригинальность, на другой — потертые штампы. Впрочем, как удачная, пусть и несколько неровная попытка вернуть в современное кино эстетику классических параноидальных триллеров пятидесятилетней давности «Диспетчер» однозначно заслуживает внимания.