По нашей просьбе актриса, сценарист и режиссер Мария Шумакова («Сладкая жизнь», «Русалки») поговорила с продюсером Катериной Михайловой («Панические атаки», «Страна Саша», «Инсталайф») о гендерных стереотипах в кино, женской взаимоподдержке и критериях успеха.
Мария: Катя, у вас блестящее образование: экономический факультет МГИМО, Высшая школа экономики, программа в Норвегии. Как вы дошли до киношной жизни, почему выбрали именно эту стезю?
Катерина: Я училась и жила в Норвегии, в Тронхейме окончила экономический факультет и позже совместную российско-норвежскую программу МВА «Энергетический менеджмент» между МГИМО и Высшей школой экономики в Буде. Замечательная программа, можно сказать, учебная копродукция, где норвежцы и россияне вместе учились для дальнейшей работы на месторождении Штокман, которое делили три страны (Россия, Норвегия и Франция). Позже я работала в нефтяном гиганте BP, но начала искать что-то более близкое себе и в какой-то момент решила попробовать себя в кино и стать продюсером.
Мария: Вы еще учились на сценариста.
Катерина: Совершенно верно, я прошла годовой курс у Тимура Газиева. Это были азы: надо было с чего-то начинать, чтобы понимать самое важное для создания фильма. Но мысль создать собственную компанию у меня родилась, когда я попала на питчинг в «Амедиа». Тот проект не реализовался, но дал мне понимание: чтобы создать фильм, работать с ним, нужна компания.
Мария: Как вы на это решились? Это же определенный склад характера: кто-то мечтает работать на большого начальника, пойти условно к Тимуру Бекмамбетову, а вы сразу, с первых шагов, выбрали сделать свою компанию.
Катерина: На тот момент я уже поработала в большой корпорации, не связанной с кино. И поняла, что мне очень сложно работать с десятью, с двадцатью начальниками. Мне комфортнее быть вольной птицей. И поэтому я не боялась. Мое первое полнометражное кино – «Близкие» (режиссер Ксения Зуева. – Прим. ред.), к нему был совершенно безумный в хорошем смысле подход. Когда ты что-то делаешь при таком внутреннем желании, тебе не страшен никто и ничего. Я изначально, придя в кино, общалась в основном с начинающими режиссерами, которые только отсняли свои дипломные фильмы. Мы сделали альманах из трех короткометражек выпускников Высших курсов сценаристов и режиссеров, так я и познакомилась с Ксенией, выпускницей ВКСР.
Мария: Наверное, разница колоссальная была с вашим докиношным окружением? Все-таки творческие люди немного отлетевшие.
Катерина: Продюсер совмещает творческий подход и материальный. У него должны быть разные способности. Это профессия, где ты применяешь все свои лучшие навыки, аккумулируешь их и в дело пускаешь. А что касается разницы… Я тогда вернулась из Норвегии, у меня было в основном институтское окружение, но поскольку мне хотелось развивать связи с киноиндустрией, это был не тяжелый переход, а очень органичный.
Продолжение интервью читайте на страницах Printed.