Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Интервью

За последние шестьдесят лет мистические комиксы с богохульствами и полураздетыми девушками успели разложить нацию и стать основой для нескольких фильмов.
Добавить в закладки

В далекие 1940-1950-е, вампиры, зомби и прочая волшебная нечисть была излюбленной темой комиксов. Зачастую, было достаточно нарисовать на обложке полураздетую девушку и пару зомби, чтобы обеспечить продажи, перекрывающие любые истории о суперлюдях в трико. С началом маккартизма, всю мистику (и полураздетых девушек заодно!) объявили развращающей нацию и золотая пора комикс-нечисти прошла. Вскоре на ее место пришли супергерои, которые и стали настоящим мейнстримом на ближайшие двадцать лет.

"Доктор Стрэндж" и "Затанна"

Но проклято место пусто не бывает, и спрос на мистику в комиксах сохранялся, даже не смотря на все запреты. Правда, никаких полуголых девушек теперь к нечисти не прилагалось, да и она сама как-то потускнела, вписавшись в новый супергеройский формат. Так, в комиксах Marvel появился Доктор Стрэндж – верховный волшебник Земли, основные враги которого были разнородные бесы из параллельных вселенных. Правда, пока это были вымышленные персонажи, не имевшие к знакомому мистическому бестиарию никакого отношения. Так что отличия от традиционных супергероев были чисто косметические: Стрэндж просто «стрелял» не лазерами (паутиной, оптическими лучами, список можно продолжать), а заклинаниями, а в остальном ему не хватало только трико, чтобы быть похожим на всех остальных.

Похожая ситуация была и в комиксах главных конкурентов Marvel, DC Comics. Там за мистику отвечала Затанна – волшебница и далекий потомок Леонардо да Винчи, магия которой активировалась произнесением обычных слов задом наперед. Впрочем, главный бонус Затанны это ее внешний вид из серии «мечта фетишиста» – чулки, фрак с белой рубашкой, и цилиндр.

В 1970-х, мистика, наконец, легализировалась, и место абстрактных демонов занял знакомый бестиарий: зомби, оборотни, древние колдуны, мумии и тысячелетние проклятия. На место непонятных «Шума Горы» и «Зорга» пришли Сатана и Дракула. Именно в 1970-х появились самые яркие комикс-борцы с нечистью – Призрачный Гонщик и Блэйд, звезды недавних фильмов. Эти двое уже не были похожи на переодетых Людей Икс. Призрачный Гонщик, превращающийся по ночам в пылающий скелет на огненном мотоцикле, обладает уникальным даром переходить в преисподнюю и обратно так же легко, как пересекать границу штата. А Блэйда долгое время считали едва ли не самым кровожадным персонажам в комиксах, потому что вампирами он боролся не невразумительными «пыщ-пыщ», а дробовиками и кольями.

"Призрачный Гонщик" и "Блэйд"

Появление узнаваемых мистических персонажей не обходилось и без казусов. Так, в одном из выпусков «Людей Икс», к русскому мутанту Ильяне Распутин (как потом выяснилось, фамилия совсем не случайная – это все родственники того самого Распутина) демоны из Лимба приходят в образе Азазелло, Коровьева и Кота Бегемота.

А вот с конца 1980-х в комиксах начинается настоящий шабаш. Начал его создатель «V значит Вендетта» и «Из ада» Алан Мур, придумавший для своего комикса «Болотная тварь» (который из истории о супергерое превратился в хоррор с привкусом эко-терроризма ) второстепенного персонажа, детектива по расследованию паранормальных явлений Джона Константайна. Через несколько лет, Константайн получит сольный комикс, где развернется уже на полную катушку. А в 2005-м станет героем фильма с Киану Ривзом, который доблестные отечественные прокатчики переведут как «Константин: повелитель тьмы» /Constantine/ (2005).

Сильно пьющий и безостановочно курящий британский циник, способный видеть призраков, буквально взорвал рынок комиксов. Во многом потому, что создатели не боялись самых провокационных сюжетов: вот африканский дух голода в виде огромной стаи мух заставляет респектабельных клерков пожирать себя, вот полицейский перерождается в громадного английского бульдога-людоеда, а вот королевская семья пытается куда-нибудь спрятать вновь проявившегося Джека Потрошителя. В какой-то момент, смертельно больной раком горла Константайн заключает сделку с тремя демонами одновременно, и в итоге перессорив их между собой, возвращает себе здоровье.

"Проповедник" и "Константайн"

Продолжилась чертовщина в комиксе «Песочный Человек» известного писателя Нила Геймана. Там главным героем стал Морфеус, бог Сна, больше похожий на изможденного гота, чем на всемогущее существо. После 70-летнего плена у клуба оккультистов, пытавшихся поймать Смерть и тем самым стать бессмертными, Сон выходит на свободу и должен постепенно вернуть себе утерянные силы. И быть бы «Песочному Человеку» унылым и пафосным занудством, не умей Гейман так балансировать на грани гротеска и серьезности, меняя акценты прямо на ходу. А выпуск, где частью сил Сна завладевает серийный убийца, по саспенсу – не хуже «Сияния» /Shining, The/ (1980) Кубрика.

Последнее достижение комикс-мистики – серия «Проповедник», выходившая в 1995-2000-х. История проста: когда-то ангел и демон вступили в противоестественный союз, в результате которого на свет родился Генезис. В этот момент, бог покинул небо и скрылся в неизвестном направлении, оставив дела под управлением воинствующих серафимов. Но Генезис вырывается на свободу, и сливается с техасским священником Джесси Кастером. Теперь тот владеет Голосом Бога – любое существо выполняет то, что прикажет не брезгующий матершиной преподобный. И Кастер отправляется на поиски покинувшего небо бога, в компании со своей бывшей любовницей и ирландским вампиром Кэссиди. Более богохультного мистического комикса пока не создали.

Текст: Василий Шевченко
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?