Коммунизм – рай не на земле

Сатирическая зарисовка о месте коммунистических идей в современном обществе сделана несколько небрежно, но любителям поспорить об устройстве мира лента дает отличную пищу

Рецензии

Начинающий сценарист и режиссер Юлиан потерял надежду найти гранты на свой новый проект и, чтобы свести концы с концами, вынужден отправиться на сезонные работы на ферму. Знакомство с канадской эмигранткой Камиллой разжигает в сердце Юлиана страсть, и молодой человек под видом режиссера, который ищет натуру и изучает материал к грядущему фильму, приглашает девушку с собой на полевые работы. К удивлению парня, Камилла соглашается, но в то время как Юлиан на плантации разочаровывается в людях, обществе и своих представлениях о лучшем мире, девушка обретает новых знакомых и веру в коммунизм. Сбежав от гнета капиталистов, заставляющих рабочих собирать яблоки, юная мечтательница и еще несколько пролетариев отправляются искать место, где их коммунистические идеи уже воплощены в жизнь…

Кадр из фильма "Самокритика буржуазного пса"

Кадр из фильма "Самокритика буржуазного пса"

При всех тех различиях, что разделяют Россию и Германию (помните, что русскому хорошо, то немцу – смерть), при всех страшных конфликтах двух народов, приводивших не к одной кровопролитной войне, нас связывает одно важное общее дело, значение и влияние которого на весь современный окружающий мир невозможно переоценить – германская земля подарила обществу теоретическую основу коммунизма, земля российская эту теорию попыталась применить на практике. Маркс и Ленин всегда будут соединять русских и немцев, а наши представления о «лучшем и справедливом», видимо, всегда будут схожими. Оттого столь близкими и понятными отечественному зрителю оказываются политологические и обществоведческие искания немцев – мы генетически смотрим, видим и думаем в одном направлении.

Кадр из фильма "Самокритика буржуазного пса"

Кадр из фильма "Самокритика буржуазного пса"

Несмотря на юный возраст режиссера и сценариста Юлиана Радльмайера, «Самокритика» – уже третий его полнометражный фильм. И самый критически успешный, его премьера состоялась в рамках Берлинского кинофестиваля

Молодой немецкий режиссер Юлиан Радльмайер воплощает новое поколение берлинских арт-интеллектуалов, однако с энергетикой любого юного максималиста он анализирует не настоящее, а прошлое, заодно заглядывая в будущее с вопросом: «А почему ни у кого до сих пор не получилось создать действительно равное, справедливое, творческое и работоспособное общество?» Ведь что, казалось бы, может быть проще: от каждого по способностям, каждому по труду, человек человеку друг, товарищ и брат, справедливость, равенство и братство – все это сформулировано века назад, а за окном мы видим противоположную картину. У героя фильма «Самокритика буржуазного пса» появляется уникальная возможность испытать на себе радости коммунизма, сделать оценку возможностей современных рабочих и творческой интеллигенции, сделать мир лучше. Получается? Спойлер: нет.

Кадр из фильма "Самокритика буржуазного пса"

Кадр из фильма "Самокритика буржуазного пса"

Съемочную группу «Самокритики буржуазного пса» в большой мере составили друзья и знакомые режиссера со своими семьями. Так, дети некоторых актеров были задействованы в массовке, а жены организовывали буфет для участников съемок

Вообще, не стоит забывать о том, что автор позиционирует свое творение как комедию, а потому воспринимать всерьез «Самокритику» не стоит. Другое дело, что неподготовленному зрителю понять, где автор смеется над собой, где – над нами, а где – над миром, сперва довольно трудно – выполненная в стилистике соцреализма советских лент картина дается тяжело. Но только до тех пор, пока не появится понимание того, к чему Радльмайер выстраивает столь сложную конструкцию. Тут-то и проявляется грустный юмор, помноженный на едкие замечания сценариста и режиссера в адрес своих героев (при том что ведущего персонажа Радльмайер играет сам). Молодой коммунист в фильме оказывается в большей степени увлечен задачей затащить Камиллу в постель, а не построением светлого будущего, всеобщее равенство оборачивается всеобщим воровством друг у друга и капиталистической конкуренцией за мелкие подачки, братство народов сталкивается со страхом перед кулаком здоровенного русского, который правит бал на плантации. Даже коммунизм в итоге оказывается не раем на земле, а всего лишь аккуратным и чистым итальянским городком с процветающей частной собственностью, торговлей и полицией.

Кадр из фильма "Самокритика буржуазного пса"

Кадр из фильма "Самокритика буржуазного пса"

Однако если в плане сюжета и работы с персонажами Радльмайер практически безупречен, в финале ему даже удается изящный стилистический твист, разделяющий реальность и вымысел, а затем снова сталкивающий их лбами, то визуально картина, конечно, у изнеженного голливудской картинкой зрителя вызовет дискомфорт. Очевидно, постановщик добивался реалистичности, но при этом «Самокритика» утратила дух кино – угловатый монтаж, однообразные операторские приемы, длительные статичные формы и сомнительно решенные композиционные схемы существенно мешают восприятию идей автора. Впрочем, и здесь можно разглядеть марксистские и пролетарские максимы – польза в первую очередь.

Самым любопытным в фильме остается то, что же из показанного является реальным мировоззрением автора – мы видим Радльмайера в нескольких разных ипостасях, он и пролетариями разочарован, и буржуазией, и капиталом, и все клеймит с одинаковым азартом, прикрываясь тем, что он всего лишь буржуазный пес, который при всей любви к сытой и праздной жизни согласен поучаствовать в организации побега коммунистов-неудачников из тюрьмы. Что же, это повод познакомиться с другими работами молодого немца – вдруг это новый Маркс и Энгельс в одном лице?

С 15 июня в кино.

 
21.06.2017 Текст: Евгений Ухов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00