Наверх
Фильмы 2018 Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти Три билборда на границе Эббинга, Миссури Селфи Пятьдесят оттенков свободы Черная Пантера О чём говорят мужчины. Продолжение
Запри меня всю!
10 кино- и телеверсий «Красавицы и Чудовища»
История Большого взрыва.
20 лучших американских телесериалов 2000-х
Гладко было на бумаге….
12 будущих фильмов, которые скорее всего не будут сняты
Анализируйте это.
13 звезд с психологическими проблемами
Секс ради секса.
10 самых ненужных откровенных сцен в истории кино

Рецензия на фильм

Два дня, одна ночь

Кошелек или жизнь

Размышлять о проблемах, которые ставит эта бельгийская социальная драма, интересно, а вот смотреть ее – не очень. По крайней мере, в России.

7
оценка

Когда работница фабрики Сандра (Марион Котийяр) из-за клинической депрессии долгое время проводит на больничном, ее начальник замечает, что коллеги женщины вполне справляются без нее, и предлагает им выбор: либо заранее обещанная годовая премия в тысячу евро, либо сохранение Сандры на работе. Почти все рабочие голосуют за премию, и женщина, узнав об увольнении, еще глубже погружается в депрессию. К счастью, ее лучшей подруге удается убедить шефа после выходных провести еще одно, теперь уже закрытое голосование, и она вместе с мужем Сандры (Фабрицио Ронджоне) уговаривает героиню обойти всех, кто голосовал против нее, и объяснить им, что ее семья с двумя маленькими детьми не проживет на зарплату мужа-повара.

Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

Фильм удостоился специального приза жюри Каннского фестиваля и главной награды Кинофестиваля в Сиднее

Многократные лауреаты Каннского фестиваля и, вероятно, самые известные в мире бельгийские режиссеры, братья Жан-Пьер и Люк Дарденны не снимают фильмы о богатых и знаменитых. Их внимание приковано к «униженным и оскорбленным» – иммигрантам, сиротам, живущим на пособие семьям, простым работягам… И если мейнстримные голливудские режиссеры обычно рассказывают о подобных героях оптимистические сказки, то Дарденны создают правдоподобные, мрачноватые (или откровенно мрачные) ленты, постановочный стиль которых вызывает в памяти аскетизм скандинавской «Догмы»: съемки ручной камерой, никакой закадровой музыки, минимум эффектов, реальные постройки вместо тщательно продуманных декораций… Также они затрагивают больные социальные вопросы и выстраивают сложные, неоднозначные моральные головоломки. Их кино не для развлечения, а для размышления.

Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

Не изменили себе Дарденны и в своем новом фильме, который они называют реакцией на ужесточение европейских бизнес-нравов. Прошли времена, когда рабочий на заводе был надежно защищен профсоюзом. В наши дни на заводах все чаще трудятся роботы, и работников там так мало, что они не могут создать сильный профсоюз. А это значит, что каждый рабочий сам за себя, и начальство может сделать с ним что угодно. Даже уволить его, переложив ответственность на других сотрудников. Мол, это не я его увольняю, это вы решили, что бонус важнее!

Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

Так как в картине немало длинных непрерывных сцен, актерам зачастую приходилось делать по несколько десятков дублей, прежде чем у них получался без помарок разыгранный фрагмент

Напоминая об этом зрителям, Дарденны, как обычно, затрагивают немало этических, финансовых, производственных, психологических проблем, и если вы посмотрите картину в компании вдумчивых друзей, то вы потом проведете не один час в спорах о том, стоит ли еще не выздоровевшей женщине рваться на почти наверняка опасную для жизни работу (если делать ее невнимательно), или о том, что делать рабочим, которых бригадир натравливает друг на друга. Но вот беда – все «большие вопросы» картина ставит буквально в первые же минуты действия. И когда Сандра начинает планомерно обходить коллег, интерес к повествованию быстро теряется, потому что картина начинает повторяться. Главная героиня повторяет одни и те же реплики, и ей отвечают очень похожими словами. Причем как те, кто настаивают на бонусе, так и те, кто все же соглашается помочь. Конечно, ни одна из встреч не проходит в точности так же, как другая (так, одна из них заканчивается потасовкой, а другая – разводом), но так как фильм сосредоточен на судьбе Сандры и ее семьи, то для зрителей оказывается важно лишь то, в какую колонку попадает очередной рабочий: «Коллега» или «Премия». И большую часть картины очень хочется нажать на ускоренную перемотку и остановиться лишь в финале, для подведения итогов голосования.

Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

Кадр из фильма «Два дня, одна ночь»

По крайней мере, такое впечатление создается, когда смотришь фильм в России и мало что знаешь о тонкостях бельгийской жизни и речевого этикета. В оригинале каждая реплика и каждый кадр испещрены культурными кодами, и каждый второстепенный персонаж фильма – это объект для дешифровки. Вспомните наш знаменитый «Гараж» – сколько всего могли понять советские зрители о его персонажах просто по их манере одеваться! И густота культурных кодов была одним из компонентов успеха ленты. «Два дня, одна ночь» в этом отношении устроена схоже, но ко многим ее кодам у нас нет ключей. Скажем, когда муж Сандры говорит, что не вернется в социальное жилье, имеет ли он в виду нечто вроде маленьких, но по-своему уютных советских квартирок или что-то типа американских «проджектов», где на лестницах торгуют наркотиками, а в коридорах перестреливаются? Как зрители должны реагировать, когда один из сослуживцев признается, что подрабатывает «по-черному», не платя налогов? «Молодец, устроился!», «Бедняга, за это могут посадить!» или «Преступник, ату его!»? В России ответ очевиден, а в Бельгии – Костер его знает. А что нам думать о том, что главные герои с двумя детьми обедают четырьмя пиццами? «Зажрались!» или «Экономят на еде…»? И так далее. А когда в таком кино не можешь читать персонажей как книгу, посвященные им виньетки не увлекают так, как они должны увлекать бельгийцев.

Сходная проблема и с исполнительницей главной роли. Французская звезда Марион Котийяр исключительно убедительно перевоплотилась в Сандру, и по тщательности проработки роли это одна из лучших ее работ. Но все душевные и моральные колебания Сандры, все симптомы ее болезни, все разнообразие ее нервных реакций на происходящее в ее жизни – все это актриса демонстрирует в первые полчаса ленты, и дальше, в сущности, повторяется с небольшими вариациями. А смотреть на белку в колесе быстро надоедает. Даже если это потрясающе сыгранная белка.

С 9 октября в кино.

Два дня, одна ночь Борис Иванов 7 10
 142


200 билетов на специальный показ фильма «Пассажир»

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь




Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть