Наверх
Люди Икс: Тёмный Феникс Рокетмен Люди в черном: Интернэшнл История игрушек 4 Дитя робота Детские игры План побега 3 Проклятие Аннабель 3 Проклятие плачущей Дылда

Рецензия на фильм «Форма воды»

Старательно эксплуатирующая трогательные сказочные мотивы и ретроатмосферу бесхитростная история о монстре, пробуждающем в каждом его основной инстинкт.

6
оценка

Послевоенные годы в США. В гонке покорения космоса американцы не гнушаются ничем, даже экспериментами над загадочным человекообразным существом, дышащим через жабры, выловленным в Амазонке. Пока в секретной лаборатории ведется оживленная дискуссия о том, стоит ли монстра выпотрошить и изучить строение его органов дыхания или лучше оставить его в живых, с таинственным существом находит общий язык немая уборщица Элайза, влюбленная в музыку и кино. Глубоко переживая за судьбу неожиданного нового друга, девушка организовывает похищение монстра с самого охраняемого секретного объекта в США.

Кадр из фильма «Форма воды»

Кадр из фильма «Форма воды»

Трудно спорить с тем фактом, что Гильермо Дель Торо является сегодня одним из самых изобретательных сказочников мирового кинематографа. Каждая новая его картина – это невероятный мир, продуманный до мелочей, имеющий свою стилистику, атмосферу и цвет, наполненный удивительными существами. При этом в своих картинах мексиканский гений говорит о простых вещах – о страхе, о взрослении, о доброте, любви и готовности бороться за свое счастье. Это прекрасно, однако есть кое-что, что не позволяет поставить Дель Торо в один ряд со Стивеном Спилбергом, Робертом Земекисом, Джорджем Лукасом или даже Тимом Бертоном, – автор «Хеллбоя» и «Тихоокеанского рубежа», безусловно, блистательный художник и архитектор своих кинематографических миров, но придумщик сюжетов он не слишком изящный, по сути, его фильмы непритязательны драматически и берут исключительно визуальным роскошеством.

Кадр из фильма «Форма воды»

Кадр из фильма «Форма воды»

«Форма воды» – фильм-триумфатор Венецианского кинофестиваля и недавней церемонии «Золотой глобус» – едва ли не самый простой в фильмографии Дель Торо, более наивный сюжет, пожалуй, только у картины о битве Егерей и Кайдзю. Критики, поспешившие сравнить «Форму» с «Человеком-амфибией» Чеботарева и Казанского, Голливуду откровенно польстили – советскому фильму полувековой давности далеко до глубин Александра Беляева, но даже эта очаровательная безделушка с молодыми Кореневым, Вертинской и Козаковым в главных ролях дает сто очков вперед фильму Дель Торо. Сюжет «Формы» даже как-то стыдно пересказывать – злодеи поймали невинное существо и давай его мучить, но нашлась сердобольная женщина, которая монстра спасла и даже стала с ним жить. Прошлогодняя «Красавица и чудовище» ровно об этом же. И еще сотни и сотни других произведений.

Кадр из фильма «Форма воды»

Кадр из фильма «Форма воды»

Несмотря на то что роли в фильме писались под конкретных актеров, Гильермо Дель Торо не удалось заполучить в свою картину всех, кого он планировал привлечь. Так, например, Ричард Дженкинс заменил отказавшегося от съемок Йена МакКеллена

Разумеется, Дель Торо делает попытку разбавить прямолинейную фабулу трогательными в своей беспомощности ответвлениями – тут и советские шпионы из КейДжиБи привлечены, и никчемный художник, страдающий от облысения, и жестокий начальник охраны, купающийся в своей безнаказанности, и даже столь актуальные сегодня вопросы расизма и домашнего насилия затронуты. Однако все это выглядит странно и неуверенно, словно сценарий Ванессы Тейлор насильно растягивали, добавляя в него побольше воды, буквально и фигурально, особенно нелепо выглядят назойливые вставки кадров классических картин, акцент на трогательной музыке и сцена с песней и танцем. Общую сюжетную беспомощность это только выпячивает, а от банального финала не остается никакого другого чувства, кроме недоумения.

Кадр из фильма «Форма воды»

Кадр из фильма «Форма воды»

По три часа каждый день уходило на то, чтобы облачить Дага Джонса в грим и снаряжение морского чудовища. По словам актера, это был самый сложный костюм из тех, что ему приходилось примерять в фильмах Гильермо Дель Торо

Однако в визуальной части и актерском исполнении «Форма воды» практически безупречна. Да, Салли Хокинс, Октавия Спенсер и Майкл Шэннон вынуждены ютиться в весьма тесных предсказуемых образах, но зато игре они отдаются без остатка и делают свои персонажи максимально выпуклыми: если жестокость, то настолько злодейская, что аж пальцы отваливаются, если доброта, то такая, что пули останавливаются. А уж о волшебной атмосфере 1960-х и говорить не приходится – Дель Торо, как никто другой, умеет создавать красоту из самых обыденных вещей, а необычные конструкции превращать в сказочные декорации, переполненные тайнами и сюрпризами.

И тем более никуда не денешься от назойливой демонстрации почтения классическому кино, пеплумам, духу фильмов-событий, выказываемого постановщиком на протяжении всей картины. Получилось это несколько «толще», чем у «Артиста» или «Хранителя времени», оммаж получился несколько притянутым за уши, но здесь это, как говорится, красиво, во-первых, во-вторых и в-третьих. К сожалению, за красотой у Дель Торо в «Форме воды» пустота и бесцветная жижа, в которой не за что ухватиться. Наивно для сказки, предсказуемо для драмы, бесхитростно для триллера – вода, одним словом.

С 18 января в кино.

 
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


 109

Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть