Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Квадратура игры

Через восемь лет после выхода «Хитмэна», не удовлетворившего ни зрителей, ни критиков, до российского проката добралась новая экранизация знаменитого цикла видеоигр «Хитмэн: Агент 47». Как и фильм 2007 года, картина Александра Баха оценена очень низко

Добавить в закладки
Квадратура игры

Главная причина этого в том, что что-то лучше, чем ничего. Времена, когда люди ходили в кино как на работу, давно прошли, и сейчас конкуренция за зрительское внимание со стороны всех индустрий развлечений столь высока, что фильмы должны еще начиная с названия и постера изо всех сил привлекать публику. А что привлекает внимание сильнее, чем хорошо знакомый людям бренд?

При прочих равных постер «Хитмэна» гарантированно остановит на себе больше взглядов, чем постер оригинальной картины с заглавием, которое ничего зрителям не говорит. И эта остановка взгляда имеет огромное значение для среднебюджетных картин, к числу которых относится большинство экранизаций видеоигр. Прокатчики таких лент обычно не могут забить СМИ своей рекламой, и для них разница между известным и неизвестным заглавием может означать разницу между жизнью и смертью. Понятно, в коммерческом смысле этого слова.

Да, сборы «Хтэмена: Агент 47» не впечатляют. Но какими они были бы, если бы пособников злодея в кадре истреблял не герой популярного игрового цикла, а безвестный киллер, придуманный сценаристами ленты? Вполне возможно, что такой сценарий так и остался бы в продюсерском «долгом ящике», а не превратился в кино. А если бы превратился, то фильму с Рупертом Френдом в заглавной роли было бы сложно попасть в массовый мировой прокат. В Америке подобное кино в последние годы часто выходит в формате «видео по заказу» – то есть только на цифровых, сетевых площадках. А новый «Хитмэн» вышел в прокат в 60 странах. Для суперпродюсера это пустяк, а вот для продюсера средней руки – достижение.

Кадр из фильма "Хитмэн: Агент 47"

Конечно, сейчас тем, кто хочет, чтобы их детище носило известное название, лучше экранизировать знаменитые комиксы. Disney, Warner, Sony и Fox не дадут соврать – снимайте фильмы про Железного Человека, Бэтмена, Человека-паука и Людей Икс, и будет вам блокбастерное счастье. Но сколько на свете комиксов, чья известность может «продать» основанное на них кино?

Вспомните уже ставших классикой «Людей в черном». Этот фильм стал хитом по множеству причин, но только не потому, что многие зрители читали исходный комикс и жаждали увидеть его экранизацию. Более того, если бы печатные «Люди в черном» были суперпопулярны, то фильм, возможно, провалился бы, поскольку фанаты не простили бы ему полное перекореживание оригинала. Так что комиксные «Люди» лишь снабдили сценаристов интересной сюжетной идеей, а не своим названием обеспечил продажи. И это же можно сказать о многих удачных фильмах по мотивам комиксов. По-настоящему знаменитых супергероев немного, и именно поэтому Fox так держится за права на «Людей Икс» и «Фантастическую Четверку». Если они вернутся в лоно Marvel, то заменить их будет нечем.

Аналогичная история с книгами – бестселлеров вроде бы много, но лишь хиты из хитов гарантируют экранизации блокбастерность. Сколько было попыток повторить успех «Гарри Поттера» с циклами на основе менее известных, но тоже популярных подростковых фэнтези-книг… Но оказалось, что в этом сегменте рынка есть место лишь для одного «большого босса». Победителями вышли те, кто не соревновался с «Поттером», а экранизировали молодежные бестселлеры совсем других жанров – сперва «Сумерки», а затем «Голодные игры». Но и состязание с этими хитами не задалось. Победители вновь получили все, оставив подражателям лишь прокатные крохи.

Кадр из фильма "Хитмэн: Агент 47"

Вот и получается, что тем, кто не может экранизировать комиксные суперхиты и кто не успевает раньше всех оформлять опционы на экранизации книжных бестселлеров, приходится присматриваться к миру видеоигр, где еще много знаменитых брендов, не охваченных экранизациями. Правда, явление это временное. Как мы заметили в самом начале статьи, сейчас ведется работа над десятками голливудских игровых экранизаций, и скоро эта «поляна» будет так же вытоптана, как поляна успешных супергеройских комиксов.

Другое дело, что хлеб экранизатора игр горек. Комикс или книга могут предложить отличный сюжет, даже если не числятся хитами. А сколько игр основывается на превосходном сюжете? Вспомним Doom: «Из портала в иное измерение лезут потусторонние твари. Убейте их всех!» Блестящая игра, но разве это сюжет для великолепного кинофильма?

И наоборот, в играх, где сюжета полно, его так много, что он ни в какую киноэкранизацию без капитального уминания не влезет. Потому что двухчасовой фильм – это много, а двухчасовая игра – преступно мало. Некоторые хитовые игры дадут фору «Войне и миру» (например, грандиозный свежий «Ведьмак 3: Дикая охота»), но и в популярных играх значительно меньшего объема часто куда больше персонажей, диалогов и сюжетных сцен, чем обычно в кино. И если такую игру перенести на экран, то зрители-геймеры гарантированно будут разочарованы тем, что получили куда меньше, чем от исходного произведения.

Кадр из фильма "Хитмэн: Агент 47"

Добавьте сюда уже давно известные проблемы, связанные с переносом интерактивного развлечения в пассивный киномир, и получится, что экранизировать игры в том смысле, в каком экранизировали «Гарри Поттера» или «Голодные игры», практически невозможно. Единственное решение – взять из игры пару сюжетных идей и несколько ярких персонажей и придумать почти оригинальное кино. Именно так, заметим, зачастую создаются комиксные экранизации (сколько комиксных кинохитов последних лет были близкими к тексту версиями комиксных историй?).

Однако для того, чтобы сделать отличный фильм из таких скудных ингредиентов, нужна очень сильная киногруппа. Это вам не экранизация «Трех мушкетеров», где можно надеяться, что превосходный текст прикроет слабую режиссуру и приблизительную актерскую игру. Многие могут худо-бедно экранизировать Дюма, но для того, чтобы создать «Темного Рыцаря», знакомства с комиксами о Бэтмене мало. Нужно было Кристофером Ноланом и иметь в подчинении всю его суперкоманду. Иначе вместо «Темного Рыцаря» легко может получиться недоброй памяти «Бэтмен и Робин». Или, если говорить о мире видеоигр, кошмарные «Супербратья Марио» 1993 года. Интересно, что бы вышло у Нолана, если бы он взялся за киноверсию игры о подвигах итальянского сантехника, который спасает принцессу из волшебного мира?

Ну, а пока вместо Нолана экранизацией видеоигр занимается в лучшем случае Пол Андерсон, постановщик «Смертельной битвы» и «Обители зла», то и результат получается соответствующим. Хотя, например, у суперпродюсера Джерри Брукхаймера и режиссера «Донни Браско» и «Гарри Поттера и Кубка огня» Майка Ньюэлла из игры Prince of Persia получился не коммерческий шедевр, а хоть и размашистый, но второсортный блокбастер, провалившийся в прокате. Так что даже громкие имена настоящих профи ничего не гарантируют, и с годами экранизация видеоигр все больше напоминает плавание в кислоте с отрубленными ногами. То есть занятие, которого лучше избегать, чем пытаться стать в нем первым.

Кадр из фильма "Хитмэн: Агент 47"

Кто в ближайшие годы может снять это проклятие жанра? Мы ждем чего-нибудь если не выдающегося, то примечательного от трех проектов. Во-первых, это мультфильм по мотивам цикла Ratchet & Clank, который выйдет в следующем апреле. Ratchet & Clank – это детские фантастические платформеры для приставок Sony, и их забавный заглавный дуэт (робот Кланк и ушастый инопланетный механик Рэтчет) так и просится на большой экран. А поскольку сценарий мультфильма написал автор, ранее работавший над текстами игр, то можно как минимум надеяться, что шутки ленты будут такими же остроумными, как в видеоиграх.

Во-вторых, осторожный оптимизм вызывает мультфильм по мотивам Angry Birds, который готовит к прокату в будущем мае известная студия Sony Pictures Imageworks, ответственная за ленты вроде «Осторожно, возможны осадки в виде фрикаделек». Из противостояния птиц и свиней можно выжать немало детского юмора, и сценарист у фильма не последний. Джон Витти известен, в частности, по работе над сериалом «Симпсоны».

Наконец, на будущий июнь намечена премьера киноблокбастера по мотивам игр Warcraft. Заметим, что речь идет не только и не столько о ролевой World of Warcraft, сколько о более ранних стратегических играх студии Blizzard, которые были посвящены исключительно противостоянию людей и орков. Потрачено на этот фильм более 100 миллионов долларов, а поставил его Дункан ДжонсЛуна 2112», «Исходный код»). Режиссер уверяет, что лента будет сочетать эпичность «Игры престолов» со спецэффектным размахом «Аватара». Согласитесь, внушает!

Кадр из фильма "Хитмэн: Агент 47"

Отметим, что, в отличие от многих предшествующих экранизаций видеоигр, эти три ленты создаются при активнейшем участии авторов соответствующих игр. Казалось бы, дурная репутация жанра должна заставлять видеоигровые студии дистанцироваться от таких проектов: «Мы права продали, а дальше от нас ничего не зависит, и не приплетайте нас к чужому фиаско». Но выбора у них нет. Почему?

Потому что все три игровые серии сейчас находятся далеко не на пике популярности, и их авторы очень хотят вдохнуть в них новую жизнь и привлечь к ним внимание новых игроков. А полнометражный фильм или мультфильм – это самая мощная реклама, какую только можно придумать. Та же комиксная индустрия тому пример. Если комиксы о Супермене поддерживали фильмы об этом герое, то «Стражи Галактики» поддерживают уже одноименный и не слишком успешный комикс. Такой вот круговорот продвижения в природе. Геймеры пойдут на фильм, потому что знают его героев, и популярность ленты привлечет внимание «сторонних» зрителей, которые в дальнейшем станут фанатами игр, если влюбятся в их мир и персонажей.

Другое дело, что геймеры, уставшие воевать с драконами и кидаться птицами, вполне могут проигнорировать экранизации опостылевших игр, и хитрый план дизайнеров и режиссеров позорно провалится. Но, по крайней мере, у этого плана есть шансы на успех, которые можно оценить, исследуя аудиторию, а не гадая на кофейной гуще, как это бывает с оригинальными проектами (очень трудно оценить интерес к тому, чего еще нет в природе). А поскольку нынешний Голливуд предпочитает цифры интуиции, то такие проекты с готовностью финансируются – что бы кто ни писал о предыдущих экранизациях игр.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?