Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Любовь, клерки и роботы: Рецензия на пятый сезон «Черного зеркала»

Долгожданный пятый сезон одного из самых рейтинговых сериалов нашего времени оказался довольно слабым в сравнении с предыдущими. И если первая серия еще может удивить зрителя, то две остальные тянут ее с собой на рейтинговое дно

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О сериале График выхода Рецензии Сериал в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Ефим Гугнин
Ефим Гугнин Автор film.ru с 2018 г. 802 публикации
Алихан Исрапилов
Алихан Исрапилов Автор film.ru с 2018 г. 1122 публикации
Катя Карслиди
Катя Карслиди Автор film.ru с 2018 г. 233 публикации

Эпизод 1. Striking Vipers

Оценка за эпизод: 7

Дружба Дэнни (Энтони Маки) и Карла (Яхья Абдул-Матин II) ослабла, когда первый переехал в солнечный пригород с женой и ребенком, а второй остался в городе, тосковать в своей меланхоличной квартире. Как и у большинства «взрослых», их общение сводится к поздравлениям на день рождения. Как раз на одной из таких ежегодных встреч Карл дарит Дэнни новую версию файтинга Striking Vipers и усовершенствованные VR-очки, которые передают все физические ощущения от ударов и прикосновений.

Кадр из эпизода Striking Vipers

Как известно, Чарли Брукер умеет удивлять. Его безграничный кладезь депрессивных историй о бездушных технологиях после переезда на Netflix подхватил тон дедовского ворчания и теперь редко дарит нам эпизоды про то, что все эти примочки и гаджеты не меняют людей, а дают им быть самими собой. В этом году фантазия Брукера сделала крен с антиутопичного будущего куда-то в сторону великого эпизода «Сан-Джуниперо» и творчества Ксавье Долана — точнее, его последнего фильма «Матиас и Максим», в котором крепкая мужская дружба проходит испытание вынужденным поцелуем. Брукер заходит на эту территорию с другим инициатором перемен (очевидно, технологией VR), но, что удивительно, действует на ней куда увереннее канадца и демонстрирует невиданный последнему психологизм и гомоэротизм, хотя отношения друзей — лишь прикрытие основного конфликта.

Кадр из эпизода Striking Vipers

Самый провокационный эпизод нового сезона исследует онлайн-гейминг как площадку для осуществления своих скрытых и подавленных желаний. Большинство взбешенных зрителей, которые, видимо, никогда не смогут играть в файтинги как раньше, не увидят за ночным поцелуем двух мужчин лейтмотив эпизода — супружескую измену. Неспроста на своем дне рождения Дэнни заглядывается на девушку со спущенными штанами, и не просто так расстроенная Тео говорит о браке как о партнерском союзе с вынужденными жертвами — она ведь не прочь познакомиться с кем-нибудь в баре, но нужно стараться ради семьи.

Как и в лучших эпизодах «Черного зеркала», Чарли Брукер акцентирует внимание на человеческих отношениях, отводя технологиям лишь роль катализатора изменений. В новом эпизоде британец и вовсе создает что-то вроде «Любовного настроения» XXI века, в котором ради измены нужно не дарить сумки и галстуки, а всего лишь снять кольцо в баре или прикрепить к виску небольшое устройство и сказать другу в файтинге «не бей, я кое-что попробую».

Эпизод 2. The Smithereens

Оценка за эпизод: 5

Понурый таксист Кристофер (Эндрю Скотт) каждый день подозрительно ошивается около здания лондонского филиала мегакорпорации «Осколки», а в свободное время ходит на групповые сеансы психологической помощи. Несколько месяцев он живёт в этой тягомотной рутине, пока среди клиентов, покинувших здание «Осколков» (а Кристофер только таких и берёт), ему наконец не попадается человек, непосредственно работающий в этой компании. Кристофер похищает несчастного клерка и ставит ему ультиматум: либо ему дают поговорить по телефону с боссом корпорации Биллом Бауэром (Тофер Грэйс), либо мозги клерка разлетятся по всей машине.

Кадр их эпизода The Smithereens

Если первая серия, Striking Vipers, легко укладывается в эстетику постнетфликсовской, условно «американской» версии «Чёрного зеркала» — такой крупнобюджетной меланхоличной фантастики в духе San Junipero, — то «Осколки» больше похожи на попытку Чарльза Брукера вернуться на родную британскую почву. Пространство низкобюджетных лаконичных историй, которые так хорошо получались у него в первых двух сезонах. В «Осколках» нет ни ярких фантастических вкраплений (действие происходит в 2018 году, а очерчивающая сюжет технология — банальная соцсеть, тот же Facebook, только называется иначе), ни внезапных поворотов. От страха перед технологиями будущего Брукер возвращается к проблеме, которую обозначил ещё в самой первой серии сериала (той, что про премьер-министра и свинью): мол, далеко ходить не надо, технологии наших дней уже способны неслабо попортить жизнь.

Но если раньше Брукер укладывал свою дидактику в изобретательную сатиру, то теперь его хватает лишь на твердолобую социальную рекламу в духе тех нелепых роликов, что показывают на экранчиках в общественном транспорте. Да, надо отдать должное, сама триллерная история «Осколков» выстроена вполне умело, а Эндрю Скотт очень убедительно играет сломленного несчастного человека (даже слишком убедительно, сериал такой игры не заслужил), но всё это едва ли отвечает на главный вопрос: неужели нам нужна часовая серия «Чёрного зеркала», чтобы узнать, что доставать телефон за рулём — это плохо?

Эпизод 3. Rachel, Jack and Ashley Too

Оценка за эпизод: 3

Рейчел и Джек – две сестры, которые тяжело переживают смерть матери. Утрата, к сожалению, не сплотила их союз, даже наоборот, девушки не могут найти общий язык, да и внешне они мало похожи на родственниц. На день рождения Рейчел просит у отца подарить ей «Эшли 2» – маленькую копию любимой певицы Эшли, содержащую 4% интеллекта артистки. Таким образом, мини-робот становится единственным другом Рейчел. Кто знал, что эта кукла станет последней надеждой на спасение настоящей Эшли, когда ее алчная тетя попытается отобрать у девушки возможность распоряжаться собственной жизнью.

Кадр из эпизода Rachel, Jack and Ashley Too

Наверное, самая слабая серия пятого сезона «Черного зеркала», если не всего сериала. Мораль в ней с размахом подается прямо «в лоб», даже увернуться шансов особо нет. Предсказать последующие шаги героев тоже не составит особого труда, главное, понимать, что дело в сценарии, нет, вы еще не стали экстрасенсом. Сюжет настолько лениво проработан, что кажется, будто настоящий сценарий где-то перепутали со старым черновиком и случайно сняли не то. Присутствие Майли Сайрус и талантливых старлеток Энгаури Райс и Мэдисон Девенпорт ситуацию никак не спасает, с каждым новым витком событий рука все больше приближается к лицу.

Стереотипная и вычурная антагонистка, почти прототип Шрама из «Короля Льва», противопоставлена лишенным недостатков главным героиням, отчего складывается ощущение, будто ты смотришь сказку, а не прогрессивный сериал, в котором персонажи всегда были довольно многогранными. Технологии тут отходят совсем на третий план, а приторный хеппи-энд оставляет послевкусие переработанной «Ловушки для родителей». Одним словом, этому эпизоду скорее место на канале Disney+, чем на Netflix.

Текст: Ефим Гугнин, Алихан Исрапилов, Катя Карслиди
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?