
«Отрочество» в сеттинге зомби-апокалипсиса.
Хотя еще не прошло 28 лет с момента выхода абсолютного хита «28 дней спустя», сценарист Алекс Гарланд и режиссер Дэнни Бойл решили снова объединиться и выпустить продолжение истории (напомним, сиквел «28 недель спустя» снят без их участия). В оригинальном фильме вирус ярости распространили обезьяны, которых выпустили из секретной лаборатории не особо смекалистые защитники животных. Кино говорило о двух вещах: даже в условиях апокалипсиса и кромешной тьмы не все потеряно, если сохранять человечность и друг друга, а также что страшнее смертоносных зомби могут быть только вооруженные инцелы. Кино было снято на цифровую камеру Canon XL-1 (для тех годов невиданная дерзость) в разрешении MiniDV, что придавало картинке зернистый шарм безысходности, а благодаря легкости оборудования сцены погонь вышли более иммерсивными. В этот раз Дэнни Бойл вооружился 20 айфонами, бОльшим бюджетом и контрактом на целую трилогию.
28 лет спустя вирус ярости все еще превращает людей в зомби по всему миру. На отдаленном острове вблизи того, что осталось от Великобритании, тихую жизнь ведет небольшое поселение, с «большой землёй» их соединяет только мост, по которому можно пройти во время отлива. Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон) переводит своего 12-летнего сына Спайка (Алфи Уильямс) через переправу, чтобы научить подростка убивать зомби. Дома остается больная мать Айла (Джоди Комер), долгое время находящаяся в бреду от боли и жара, с которыми никто из обитателей острова помочь не может. После успешной и интенсивной охоты Спайк замечает вдали огонь. Отец рассказывает про сумасшедшего доктора Иана Келсена (Рейф Файнс), который живет в изоляции на «большой земле». После чего Спайк решает отвести к лекарю свою мать. Так начинается путь взросления, к которому мальчик едва ли готов.
Улицы говорят, что «28 лет спустя» — один из лучших хорроров года и нечастый случай, когда вторая часть (продолжаем игнорировать «28 недель спустя», потому что Бойл и Гарланд не имели отношения к фильму) если и выходит не лучше оригинала, то как минимум оправдывает возложенные публикой ожидания. Улицы не врут. Двадцать айфонов, неоспоримый талант и тяга к новаторству авторов сделали свое дело. Неизменно кровавый и жестокий зомби-хоррор, заставляющий подпрыгивать в кресле в ритме ирландского танца, все так же несет драматический заряд с мощностью атомной бомбы.
В сердце фильма — история взросления 12-летнего мальчика, которому предстоит сепарироваться от родителей, своего комьюнити и очень быстро повзрослеть. Решив отвести мать к доктору (который еще и не факт, что в своем уме), он впервые проявляет характер, выбираясь из зоны влияния отца. Путь через «большую землю» смертельно опасен, и, взяв на себя ответственность за жизнь матери, герой учится проявлять сноровку и закалять характер. Смерть поджидает на каждом шагу, но, как и в первой части, не стоит отрекаться от чувства любви, которое сохраняет в нас человечность. Вроде и зомби-хоррор, но слезу выбивает. «Мemento mori, — повторяет доктор, — memento amori».
На поверхности — очередное техническое достижение. Дэнни Бойл снова нашел способ использовать современные технологии не просто ради формы, а чтобы передать тревожное состояние, в котором сегодня пребывает мир. Съемки сразу на 20 камер телефона помогли добиться многослойного и динамичного монтажа, особенно в экшен-сценах. Оператор Энтони Мантл снял примерно 75–80% материала только iPhone, часть была запечатлена с помощью дронов, также Мантл привинчивал к телефонам различные объективы, включая телескоп. Такой подход помог Бойлу и монтажеру Джону Харрису собрать материал с разным ритмом, ракурсами и текстурой и создать что-то по-настоящему уникальное.
Осторожно, напоследок спойлеры! Финал не только тестирует зрительские знания британской поп-культуры, но и становится отправной точкой для следующей части «Храма костей». В начале фильма мы видим группу маленьких детей, безмятежно смотрящих «Телепузиков». Но вскоре на мир обрушивается зомби-апокалипсис, и в живых остаётся лишь один мальчик — Джимми. Он сжимает в руке массивный золотой крест-кулон, подаренный ему перед смертью обезумевшим священником, — словно оберег или проклятие, переданное по наследству. В кульминации фильма 28 лет спустя повзрослевший Джимми (Джек О’Коннел) с группой мужчин спасают Спайка от нападения зомби. Их разноцветные спортивные костюмы отсылают к «Телепузикам», звериные повадки — к банде из «Заводного апельсина», а нелепые причёски — к Джимми Сэвилу, эксцентричной фигуре британского телевидения, впоследствии оказавшемуся маньяком. Тот самый крест на груди Джимми оказывается перевернут… и тут ты понимаешь, что зомби были не так уж и страшны.