Наверх
Фильмы 2018 Человек-Муравей и Оса Небоскреб Монстры на каникулах 3: Море зовет Русалка. Озеро мертвых Клуб миллиардеров КилимандЖара Миссия невыполнима: Последствия

Рецензия на фильм «Не брать живым»

Боевик «Не брать живым» с Мэттом Дэймоном от снявшего двух «Борнов» Пола Гринграсса рассказывает о том, как решалась судьба Ирака в первые дни оккупации Багдада.

По дымящемуся от недавних бомбардировок Багдаду в поисках оружия массового поражения мечется группа круглолицего лейтенанта армии США Миллера (Мэтт Дэймон). Победа еще кружит головы, эти забавные иракцы еще рады избавлению от Саддама, ушедшие в подполье усатые генералы-бааасисты пока надеются, что американцы не решатся целиком списать старую власть со счетов. Одна проблема: оружие массового поражения бесследно испарилось и вопрос «что мы тут делаем» все настойчивей тревожит Миллера. Скоро, вместе с пулями, взрывами и ударами от своих и чужих, на лейтенанта посыпятся ответы. Захватив иракского заговорщика и блокнот с адресами и явками, он оказывается в центре столкновения ЦРУ и Пентагона, чьи разногласия по поводу будущего Ирака дошли до откровенной войны. А лейтенант-правдоискатель рискует в этом столкновении расстаться с жизнью.

Трудно себе представить более трогательный фильм про войну в Ираке, чем «Не брать живым» – словно ядерные отходы тут сброшены предрассудки, банальности и безумные фантазии Америки, связанные с этой историей. Как это вышло, понять трудно – перекроить в боевик документальный бестселлер «Имперская жизнь в Изумрудном городе: Внутри иракской Зеленой зоны» Раджива Чандрасекарана, бывшего шефа багдадского бюро газеты Washington Post, доверили Брайану Хелгелэнду, писавшему для «Гнева» /Man on Fire/ (2004), «Таинственной реки» /Mystic River/ (2003) и «Секретов Лос-Анджелеса» /L.A. Confidential/ (1997). Просто – щелк! – и на иракской земле здравый смысл ему отказал, а сделавший двух «Борнов» режиссер Пол Гринграсс, ничуть не смутившись, решил, что это хороший материал для «Борна в Ираке».

Гринграсс – умный режиссер, поэтому чувство, что тебя засасывает в мусоросборник, появляется не сразу. Энергичная дрожащая камера, пышные дымящиеся развалины Багдада, мужественные радиопереговоры «Дельта, Дельта, ответьте Альфе» и очень правдоподобный хаос обещают захватывающие конспирологические гонки на руинах горящего старого мира. Замечательный Брендан Глисон («Залечь на дно в Брюгге» /In Bruges/ (2008)) в роли мудрого усталого цеэрушника обладает такой харизмой, что хочется доверить ему жизнь и пароль от почты, а не то что два часа времени.

Но вскоре начинаешь замечать, что плохие иракцы – тучные негодяи, а хорошие – испуганно машут тонкими ручками (презирать тех, кого пытаешься защитить – частое недомогание интеллектуалов-леваков). Что интрига с честным лейтенантом, который пытается расстроить планы Пентагона, больше похожа на схватку Остина Пауэрса с доктором Зло, чем на попытку разобраться, что тогда происходило возле прохладных бассейнов Зеленый зоны, в самом центре задыхающегося без воды Багдада. И что громко прокричав «Оружия массового поражения не было!» и «Операцией руководили идиоты!», Гринграсс забыл разъяснить, почему так вышло.

Если и удается удержать этот оккупационный балаган в рамках приличий, то благодаря Мэтту Дэймону. Почему-то он очень убедительно выглядит в полевой военной форме, даже когда совершает поступки, за которыми в любой армии следует трибунал. Следить за тем, как его Миллер нарушает приказы и субординацию довольно увлекательно – это честное лицо способно даже нездоровый пафос «Не брать живым» превратить в историю о том, как Америка переходила от одних заблуждений к другим, всякий раз искренне и имея самые лучшие намерения.

Комментарии  159




Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть