Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Ганнибал»

Каннибал Ганнибал пересек границу России. Картину ждали с нетерпением. Все этапы возвращения Ганнибала отслеживались прессой - из хищного доктора явно хотели сделать фигуру, соразмерную Дракуле. Студия "MGM" была уверена, что продолжение знаменитого фильма 1991 года "Молчание ягнят" побьет все рекорды... Картина вышла на пять тысяч экранов Америки, и толпы заинтригованных помчались за билетами. Фильм срочно закупили многие страны мира, а теперь он выходит на экраны Москвы.

Добавить в закладки
Мозги всмятку

Трейлер

Каннибал возвращается! И что-то тащит с собой…

Десять лет романист Томас Харрис писал продолжение истории интеллектуального людоеда. Книга стала бестселлером, продюсер Дино ди Лаурентис отвалил за право экранизации 9 млн. долларов. Сценарист Дэвид Мамет написал по роману сценарий, резко изменив финал по причине его непереводимости на киноэкран. Режиссер пятиоскарового "Молчания ягнят" Джонатан Демме сценарий прочитал и ставить отказался: слишком жесток. Ди Лаурентис уговорил Ридли Скотта, еще не остывшего от успеха "Гладиатора". Переписанный сценарий все равно не устроил оскароносную звезду "Ягнят" Джоди Фостер и она сослалась на занятость. Оскароносный Энтони Хопкинс поколебался, но не устоял, вошел в дело как людоед и как продюсер. Энергичную Джуди Фостер в роли Клариссы сменила Джулианна Мур.
Репутация Ридли Скотта вне подозрений: он знает, как делать кино. Умеет создать напряженность, работать с картинкой и звуком, чувствовать жанр, его фильмы – бестселлеры. В "Ганнибале" /Hannibal/ все составляющие гран-гиньоля на месте. Кларисса прожила десять трудных лет, потеряла сноровку, ее гонят из ФБР. Но появляется Мэйсон Вергер, извращенец и жертва Ганнибала, человек с полусъеденным лицом (щеки, нос, губы и веки Лектер отдал собакам). Он богат и хочет скормить Лектера свиньям. Кларисса ему нужна как приманка – из "Ягнят" ясно, что на нее Лектер клюнет.


Во Флоренции местный детектив Пацци вычислил Ганнибала, который укрылся в здешнем музее под именем доктора Фелла. Энтони Хопкинс с явным удовольствием вступает в ту же воду: имитирует собственный голос десятилетней давности, мерцает безумным глазом и, взрезав горло, удовлетворенно крякает: "Оки-доки!". Его герой уже вкусил прелести всенародной славы и стремится к максимальной публичности: играет с агентессой Старлинг в кошки-мышки, манит ее пальчиком и устраивает подлости. Он по-прежнему дьявольски умен, и его действия непредсказуемы.

Дальше начинаются роковые просчеты. Неуклюже выстроен сценарий: Лектер появляется к середине, агентесса Старлинг теряется из виду на добрую треть фильма, реальные перемещения героев в пространстве заменены графиками на мониторе. Для кино это гроб: саспенс подсекается на взлете, нить рассказа теряется, взаимодействия героев почти нет. Если в "Молчании" мы видели события глазами Клариссы и за нее "болели", то теперь внимание рассеяно, а симпатии носят теоретический характер. Загадка странного взаимного притяжения между кошкой и мышкой ушла – новой загадки не возникло.
Сложность характеров не входит в число достоинств картин Скотта, но она не заложена и в сценарии "Ганнибала". Это видно в одномерных персонажах второго плана. Даже полуобглоданный Вергер безлик не только в буквальном, но и в фигуральном смысле слова, так что неузнаваемый Гэри Олдмен понадобился лишь для эффектного сюрприза в финальном титре. Снижение планки звездануло по Клариссе – из-под фильма словно выбили одну из двух опор. Джулианна Мур профессионально безупречна, но холодна, не обладает необходимой энергетикой и с пистолетом смотрится забавно.

"Молчание ягнят" от рутинных хорроров про серийных убийц отличалось психологическим поединком Клариссы и Лектера. Это была схватка двух необъяснимо связанных интеллектов – они уже не могли друг без друга. Лектер – жертва своей природы. Интеллектуал, энциклопедист, человек острого ума и блестящей фантазии, он страдает от непреодолимости извращенной страсти, но и ее сделал предметом искусства: строит жуткую драматургию вдохновенно, с горящими глазами творца. Он заперт тысячью запоров, и зритель кожей чует в нем опасность.

Сейчас прольется чья-то кровь…

В "Ганнибале" Кларисса – всего лишь функция в сюжете, а Лектер гуляет на свободе и стал милым джентльменом, на эмоциональном уровне неспособным возбудить хотя бы опасение. Ушли загадка и скрытая угроза, гигант съежился, уникум стал заурядным, исчадие ада – киноманьяком, адекватной замены тысяче запоров сценарист не нашел. Картина лишена главного достоинства "Ягнят" – воображения.
Финальная сцена с вскрытием черепа и поеданием живого мозга вызывает рвотный эффект, но не шок – потому что в более изящном варианте уже была отработана в "Индиане Джонсе", а еще раньше – в "Собачьей жизни" Якопетти; правда, в обоих случаях это был череп обезьяний и входил в меню индонезийских гурманов. Шок же вызывает то обстоятельство, что мозг предлагают отведать ребенку, – это уже почти символ суицидального состояния киноумов, когда "все разрешено" и эстафета поколений понимается как эстафета неизбежного зла.


Фильм Демме держался на психологической задачке. Задача решена, сюжет исчерпан, развивать его некуда, и нет в том потребности. Сиквел сделан с намерением развить не тему, а успех: культовые персонажи сами по себе позовут зрителей к кассе. Так и случилось: в первый же уик-энд заработано 58 млн., а теперь и 163 млн. долларов. В мире сбор достиг 300 миллионов и быстро растет. Какие слова звучат после сеанса – для кассы значения уже не имеет. Можно предвидеть, что если сэр Энтони выполнит угрозу и через год выстрелит "Ганнибала 2", то зрители обречены раскошелиться – любопытство великая сила. Даже в Италии, где публику рвет во время сеанса, и трех нервных пришлось госпитализировать, фильм побил все рекорды, установленные его американскими предшественниками.
Узнав о требовании итальянской цензуры вырезать тошнотворные эпизоды, Энтони Хопкинс заговорил о свободе творчества: "Цензура – это тирания! У Шекспира было куда больше крови. К тому же никто никого не заставляет смотреть "Ганнибала" насильно!"
Американская пресса о "Ганнибале":
"Глупо, хотя поставлено весьма мило" ("Нью-Йорк таймс").
"Ганнибал" не просто компрометирует своего предшественника, но и оскорбляет зрителей – во-первых, пичкая их скучной безмозглостью, во-вторых, угощая спекшейся кровью и выдавая ее за изысканное блюдо". ("Детройт фри пресс").
"Жирный кусок садизма" ("Слэйт").
"Омерзительный, тошнотворный и скучный "Ганнибал" – вероятный кандидат на звание худшего фильма этого года. А возможно, и будущего". ("Salon.com").

VIP:
Ридли Скотт
Родился в 1937 в Англии, начинал художником на Би-би-си, там же дебютировал как режиссер. Кинодебют – "Дуэлянты" (1977, спецприз жюри в Канне). Первый большой успех – "Чужие" (1979). Среди главных картин "Бегущий по лезвию бритвы", "Тельма и Луиза", "Черный дождь", "Гладиатор" (12 номинаций на "Оскара").
Энтони Хопкинс
Ровесник и соотечественник Скотта. Уже был знаменит как театральный актер, когда сыграл Ричарда Львиное сердце в фильме "Лев зимой" (1968). Роль Ганнибала в "Молчании ягнят" принесла ему "Оскара" (1991). Среди главных фильмов – "Легенды осени", "Дракула Брэма Стокера"; сыграл президента Никсона у Оливера Стоуна и Пабло Пикассо у Джеймса Айвори.
Джулианна Мур
Родилась в 1961, настоящее имя Джулия Смит. Окончив Бостонский университет, играла в театрах офф-Бродвей, кинодебют был неудачен. Одна из первых удач – Елена в фильме Луи Малля "Дядя Ваня с 42-й улицы" (по Чехову, 1994). Большой успех в "Магнолии" Пола Андерсона (2000). Сыграла вместе с Энтони Хопкинсом в "Живучем Пикассо" (1996).

Текст: Валерий Кичин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?