Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Он пугает, а мне противно – можно перефразировать упрек, обращенный к старому русскому писателю, относительно нового японского режиссера. «Темные воды» Хидео Накаты – только беспомощная, хотя и беспардонная, эксплуатация популярности его предшествующего «Звонка». Пока смотришь, еще туда-сюда, но противно потом, когда понимаешь, что тебя буквально пальцем делают.

Опять на экране мать и дитя плюс призрак чужого дитяти. Но если в «Звонке» надо было доискиваться, кто, чего и откуда, что в нем и привлекало, «Темные воды» пользуют просто пару назойливых образов, долженствующих нагнать как можно больше страха. Это красная детская сумочка и протечка на потолке. Сумочка будет появляться и появляться, куда ее ни девай, протечка будет увеличиваться и увеличиваться, как ее ни замазывай. Под конец уже думаешь, хоть бы их всех на фиг затопило, как это часто бывает с нами, когда этажом выше проживают пьющие соседи. Заодно вспоминаешь детсадовскую присказку «дураки красное любят». Про детсад вообще очень уместно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Темные воды"

Дело в том, что мать и дитя переехали на новую квартиру по причине развода. Отец отсуживает ребенка, мать срочно ищет работу, ребенок в детском саду. Вполне жизненная ситуация. Но ребенок женского пола по имени Икико нашел на крыше дома сумочку с написанным на ней именем Мицуко, а мать увидела связь между сумочкой и протекающим потолком. На двери этажом выше тоже было написано «Мицуко», а рядом с детсадом висело объявление, что ребенок женского пола с этим же самым именем бесследно исчез пару лет назад. Мицуко тогда попала в аналогичную ситуацию: ее родители развелись. И вот нужный ребенок Икико тоже начинает хронически исчезать, а ненужный Мицуко, наоборот, периодически появляется. Мать впадает в истерику, отцу только это и надо, ребенка скоро отсудят, а злобный призрак льет на голову несчастным потоки грязной воды. Вдруг появляется красавец-адвокат и вроде бы верит матери, и помогает ей доказать свою правоту, и все, кажется, о'кей. Не тут-то было. Куда же тогда девать, блин, столько воды и сумочек? Все кончается плохо.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Темные воды"

Нарастающая назойливость как прием, между прочим, приемлема, но вся мистика в данном случае выглядит очень дешево по одной простой причине. Нет мотива, чего призрак привязался именно к этим людям. Дело в том, что, когда Мицуко исчезла, ее собственные родители еще год не съезжали с квартиры. Ждали, вдруг она вернется, потом только переехали. Так что ж она не вернулась к собственным предкам – хоть призраком, хоть живьем? Что она им не мстила, не топила родную мамашу, видимо, заслужившую это своей невнимательностью и занятостью? Что она дожидалась какую-то истеричку, к чему ей мачеха-то? Чтоб доказать нам, зрителям, что дети – это святое, свои они или чужие? Мы этого не знаем? Или что детский сад – плохой сад, и там если цветы растут, то исключительно на могилу своих родителей? Это тоже нам невдомек? Или что, наконец, детство как таковое – вовсе не золотая пора, а страшная и одинокая? Конечно, мы сами никогда не были детьми.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Темные воды"

От абсолютной искусственности нарастающего пафоса теряется доверие ко всем «саспенсам» и спецэффектам. Ну, прячется все время камера за спиной персонажа, будто тайный свидетель, ну, мелькают все время в глубине кадра то полуразложившаяся ладошка, то спутанные волосики, то ножки до колен. Ясное дело, страшно, когда кто-то есть, а его не должно быть. Но без мотива слишком хорошо видно, как все это делается и как оно на самом деле убого. Весь «саспенс» притянут за уши, чтобы очередная мать могла в очередной раз пожертвовать собой – без мистики, по Накате, это уже не проходит. А почему, собственно?

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Темные воды"

В «Темных водах» есть материал, из которого мог бы выйти вполне приличный фильм. Это весьма колоритные характеры и повседневность сегодняшнего Токио. Муж-тихая подлость, старый консьерж-пофигист, управдом-проходимец, директор детсада-ханжа, воспитательница-лицемерка. Жирненькая такая. Многоквартирный дом тоже впечатляет контрастом уюта в квартире при полном неуюте сразу за входной дверью. Наконец, Хитоми Куроки нормально сыграла мать – что-то в ней даже есть от Тереховой из «Зеркала», только переосмысленное и свежее. Как и Терехова, она – корректор в издательстве и не знает, как выжить после развода. Правда, мужа не любит, но все равно жить сама не приучена. Короче, могла бы выйти нормальная драма о нервности каждой сегодняшней минуты, лишь нарастающей от всех плодов просвещения – от лифтов и мобильников, детсадов и судов, от водопровода и канализации. Нервы на пределе, все победы – пирровы, все поражения уже неразличимы. Так оно есть, оказывается, в Токио. Вышла, однако, чистая профанация как мистики, так и драмы. Очень вторично и очень нечестно. Лучше еще раз сходить на «Звонок» Вербински.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  104



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть