Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Исход: Цари и боги»

Ридли Скотту на этот раз совсем не удались персонажи – и характеры спорны, и внешность, и мотивы поступков. А одними спецэффектами, пусть и впечатляющими, зрителя уже не поразишь, нужна искра божья

Добавить в закладки
На Бога надейся, а сам не плошай

Трейлер

Родной сын фараона Рамзес и приемный принц Моисей с детства росли рядом, защищали друг друга и вместе учились. Разорвать эту связь может только предательство – едва вступившему на трон Рамзесу доносят, что Моисей еврей, сын рабов, вероотступник и лжец. Опальный принц изгнан в пустыню, но испытание лишь закалило Моисея и открыло связь с Богом, который увидел в молодом воине защитника народа, изгнанного некогда со священной земли и заточенного ныне в оковы древнеегипетского рабства. Несколько лет спустя Моисей возвращается в египетскую столицу, чтобы освободить свой народ и увести на Землю Обетованную, даже если этому воспротивится Рамзес и его войско.

Кадр из фильма «Исход: Цари и боги»

В свое время Даррен Аронофски желал заполучить Кристиана Бэйла на роль Ноя в свой одноименный фильм, но из-за конфликта с графиком актера вынужден был заменить его на партнера Ридли Скотта по «Гладиатору» Рассела Кроу

Нужно смиренно признать на самом берегу: христианство – далеко не самая захватывающая своими древними поучительными историями и чудесами религия. Воскрешение мертвого и излечение больного, кормление хлебами и вином, вознесение – с таким багажом нечего и пробовать соперничать с тем же Древним Египтом, где боги жрут друг друга и кроваво мстят своим обидчикам, или эллинами и римлянами, насочинявшими такую тьму мифов о своих многочисленных божествах, что хватит еще не на одно поколение потомков. Безусловно, христианство – это совсем про другое. Но что хорошо в воскресной проповеди небольшой церкви, то не годится для масскульта. Отсюда и столь скромное число масштабных постановок, тем более одобренных Церковью, о зарождении, становлении и испытаниях, выпавших на долю самой распространенной религии мира.

Кадр из фильма «Исход: Цари и боги»

Готовясь к роли, Кристиан Бэйл прочитал множество священных для христиан и иудеев книг, посещал воскресную школу и пересмотрел массу фильмов: от «Моисея» Роджера Янга до «Всемирной истории» Мэла Брукса

Не то чтобы кинематографисты обходят стороной эту тему, просто показывать отдельных героев, отстаивающих свое право на веру, гораздо легче, чем обращаться к истокам – попробуй затронь образ Христа, апостолов или ветхозаветных героев, и получишь такой шквал критики от Церкви, что забудешь, как звали. К счастью, запреты и гневные отповеди больших художников только притягивают, это же гарантированный пиар, слухи и шумиха. Конечно, ни один постановщик не сознается в том, что шумиха ему на руку, но, увы, об «Исходе» складывается такое впечатление, что Ридли Скотт сделал этот фильм лишь по трем причинам: дерзко пройтись по религиозным святыням, хотя бы мысленно вернуться к славным временам «Гладиатора» и поработать наконец с Кристианом Бэйлом.

Кадр из фильма «Исход: Цари и боги»

«Исход» – далеко не «Гладиатор», новый фильм Скотта ближе к «Царству небесному». Масштаб декораций здесь превалирует над характерами, экшен перебивает духовный рост и развитие героев, а техническая сообразность довлеет над историческими реалиями и даже здравым смыслом. Однако все эти перекосы второстепенны перед главным вопросом – зачем все это Ридли Скотту. Конечно, автор далек от канонического представления о Моисее, и это большой плюс, но и на то, чтобы сделать великого избавителя евреев от рабства полностью переосмысленным персонажем, пороха у Скотта не хватило. Моисей «Исхода» независим, у него есть несколько ярких черт, он действительно приходит к вере через тернии, но настоящим богоборцем его не назовешь, персонаж Бэйла скорее сторонний наблюдатель, зануда и даже местами нытик. Богу Моисей предъявляет множество претензий, признавая, впрочем, силу и неисповедимость путей. Этот внутренний парадокс лишает персонаж какой-то внутренней твердости, стержня, на который опирались бы все остальные. Без этого стержня «Исход» зыбок, как пустынные барханы Египта.

Кадр из фильма «Исход: Цари и боги»

Недобрав с ведущим персонажем, Ридли Скотт «оторвался» на спецэффектах и масштабе – фильм изобилует внушающими трепет кадрами с пейзажами столицы Древнего Египта, грандиозная батальная сцена достойна предыдущих работ режиссера, а визуализация «десяти казней египетских», да еще и показанная в 3D, буквально ошеломляет. По отдельности мы видели многое: и атаки аллигаторов, и шквал насекомых, даже дождь из лягушек уже встречался – Скотт лишь придал этому всему библейский размах, приправленный боязнью гнева божьего. Справедливости ради нужно сказать, что и к вопросу «казней» Скотт подошел с научной точки зрения, хотя на полное отрицание божественного их происхождения его тоже не хватило. Не дожато там, не подтянуто здесь – и вот уже «Исход» из боевой колесницы превращается в дряхлую телегу, болтающуюся из стороны в сторону от малейших кочек.

Удивительно, на даже крепкий актерский состав не позволяет ленте преодолеть проблемы: Джона Туртурро и Сигурни Уивер катастрофически мало, Бен Кингсли изображает привычного заискивающе-раболепного Ицхака Штерна, Аарон Пол за весь фильм произносит дай бог три слова, а Джоэл Эдгертон, несмотря на впечатляющий грим, на Рамзеса не особенно тянет. В результате вся картина выглядит так, будто Ридли Скотт не решился на что-то радикальное, а совсем уж коленопреклоненным выглядеть перед миром не захотел – «Исход» слаб героями, слаб сюжетом, слаб мотивами персонажей, слаб моралью и слаб желанием контактировать со зрителем. Скотта мы знаем совсем иным, смелым, решительным, не признающим авторитетов. Будем надеяться, что путешествие великого режиссера по всем этим пустыням не затянется на сорок лет, мы такой пытки не заслуживаем.

 

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?