Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

Наедине со звездами

Оригинальное высокобюджетное кино в наши дни редкость. Студии предпочитают снимать сиквелы, ремейки и экранизации в надежде, что связь с популярным материалом поможет окупить многомиллионные расходы

Добавить в закладки
Наедине со звездами

Мы не можем до российской премьеры раскрыть все тайны этой картины, но мы многое можем рассказать о фильме, герои которого оказываются единственными бодрствующими людьми на межпланетном судне, экипаж и пассажиры которого погружены в глубокий гибернационный сон.

Предыстория

«Если долго мучиться, что-нибудь получится». Это девиз любого человека, который пытается преуспеть на «фабрике грез». Конечно, есть те, кого быстро замечают и привлекают к значимым проектам, но обычно люди годами ждут своего шанса. И даже когда шанс им предоставляется, это совершенно не значит, что попытка не окажется пыткой.

Зная об этом, сценарист «Пассажиров» Джон Спэйтс долгое время даже не пытался преуспеть в Лос-Анджелесе. В юности он хотел быть писателем, но после окончания колледжа Спэйтс вместе с приятелем занялся созданием документальных лент для музеев Нью-Йорка, и работа с камерой, светом, монтажом вдохновила его переключиться на сочинение экранных историй. Однако он писал в стол, понемногу обучаясь сочинению сценариев, но никому свои творения не показывая.

Прошли годы. Маленькая компания Спэйтса была приобретена более крупной фирмой, и будущий сценарист стал менеджером среднего звена. Благодаря этому он начал неплохо зарабатывать и со временем скопил достаточно денег, чтобы в один прекрасный день уйти с работы и всерьез попробовать себя в создании художественных сценариев.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Год спустя у него в руках был текст под названием «Тень 19» – фантастический триллер-боевик о космическом супервоине, который с помощью клонирования много раз пытается выполнить особенно опасное и ответственное задание. Каждый следующий его клон учится на ошибках прошлого и добивается немного большего, чем предшественники. Пока наконец 19-й по счету клон не добивается успеха. Что, впрочем, создает еще большие проблемы…

К тому времени у Спэйтса уже были связи в киномире (как создатель документальных лент, он сотрудничал с продюсерами в Нью-Йорке, которые знали коллег в Голливуде), и «Тень 19» удалось пристроить на студию Warner. Окрыленный сценарист тут же переехал в Лос-Анджелес в надежде, что его давнее увлечение фантастикой и наукой вот-вот окупится и что его сценарий экранизирует кто-нибудь из его кумиров – Джеймс Кэмерон или Ридли Скотт.

Но не тут-то было. Warner подключила к разработке «Тени 19» Киану Ривза из «Матрицы» в качестве ведущей звезды, а затем попыталась навязать актеру и сценаристу многочисленные правки, с которыми те не согласились. В результате Спэйтса и Ривза отстранили от проекта, и им занялись другие люди, которые тоже не добились успеха. Может быть, когда-нибудь «Тень 19» будет экранизирована, но пока что этим даже не пахнет. Хотя у сценария Спэйтса немало поклонников среди тех, кто смог его прочесть.

Но нет худа без добра. Ривзу так понравилось работать со Спэйтсом, что тот попросил сценариста придумать еще какую-нибудь фантастическую историю. Сценарист предложил на выбор несколько своих задумок, одной из которых был «нуарный» полицейский детектив с фантастическим финалом. Ривз поначалу увлекся этим замыслом, но несколько недель спустя счел, что он слишком для него мрачен. Однако актер отметил, что ему очень нравится одна из сценарных идей – герой на время оказывается «робинзоном» на космическом корабле, которым он не может управлять. «Может, можно рассказать более счастливую историю на эту тему?» – спросил Ривз.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Так началась жизнь нового проекта, получившего название «Пассажиры». По совету звезды Спэйтс сосредоточился на космической «робинзонаде». Итак, герой совершенно одинок на космическом корабле. Что это за герой? Что это за корабль? В самом ли деле персонаж одинок или на судне все же есть другие люди? Как будет развиваться это приключение? Спэйтс искал ответы на эти и родственные им вопросы и быстро их находил. Первая редакция сценария далась ему довольно легко.

Что же Спэйтс придумал? Он решил, что действие будет развиваться на огромном космическом корабле, который летит колонизировать планету одной из близких к Земле звезд. Поскольку человечество еще не освоило перелеты со сверхсветовыми скоростями, космические путешествия занимают десятки и сотни лет. Поэтому экипаж и пассажиров погружают в глубокую гибернацию – в сущности, заморозку с полной остановкой жизненных процессов. Обитатели судна просыпаются лишь за несколько месяцев до приземления, чтобы успеть подготовиться к высадке.

Эта система считается настолько надежной, что на корабле нет устройств, позволяющих погрузить в гибернацию преждевременно проснувшегося человека. Поэтому, когда система все же дает сбой, проснувшийся пассажир обнаруживает, что не может снова заснуть на десятилетия и что он, по всей вероятности, не доживет до начала запланированной разморозки. Ведь до нее десятки лет.

Спэйтс сделал главного героя «Пассажиров» механиком, чтобы тому было чем заняться в одиночестве. Механик может проникнуть в некоторые закрытые для пассажиров отсеки, активировать кое-какую технику, модифицировать что-то для своего удобства… Но он недостаточно умен и образован, чтобы взять управление кораблем на себя или соорудить машину для гибернации. Несмотря на все свои достижения, он остается пассажиром, вынужденным мириться со злой судьбой и страдать от одиночества. Пока наконец не случается то, из-за чего сценарий называется «Пассажиры», а не «Пассажир».

Кадр из фильма "Пассажиры"

Студия Columbia/Sony очень не хотела, чтобы дальнейшие сюжетные события фильма раньше времени были сообщены зрителям. Поэтому она просила, чтобы журналисты, видевшие картину или читавшие сценарий, умалчивали о том, как в действии появляется второй персонаж. Но сейчас эмбарго сняты, первые подробные рецензии опубликованы, и скрывать случившееся в зачине картины больше нет смысла. Тем не менее мы предупреждаем – дальше идут спойлеры!

Итак, когда одиночество героя по имени Джим становится невыносимым, он решается на злодейство. Он активирует капсулу спящей девушки, которую знает по сведениям из архива корабля. Джим понимает, что приговаривает писательницу и журналистку Аврору (прозрачный намек на заглавную героиню диснеевской «Спящей красавицы») к той же судьбе, которая ждет его. После преждевременного пробуждения девушка обречена провести всю жизнь на корабле и так и не долететь до места назначения. Однако Джим не может удержаться. Он слишком компанейский человек, чтобы лететь в одиночестве и не сойти с ума или покончить с собой. И Аврора так ему нравится, что он надеется, что они скрасят друг другу путешествие.

Джим не рассказывает девушке, почему она проснулась, и Аврора ничего не подозревает. Как Джим и надеялся, они быстро становятся друзьями, а со временем и любовниками. Но когда правда выходит наружу, романтические отношения предсказуемо разлаживаются – пока в финале Джиму и Авроре не приходится геройствовать сообща, чтобы спасти корабль от гибели.

Спэйтсу было интересно писать такой сценарий, потому что ему нравилось, что он не просто сочиняет фантастические ситуации, а задает сложные психологические, моральные, этические вопросы: «На что мы готовы в трудную минуту? Что мы можем простить? Как мы можем искупить наши грехи?» Одна из заповедей хорошей фантастики гласит, что фантастические сюжетные детали должны быть не самоцелью, а средством заострения универсальных по своей природе конфликтов. И Спэйтс чувствовал, что именно этим занимается в «Пассажирах».

Кадр из фильма "Пассажиры"

Многие с ним были солидарны. Когда в 2007 году принадлежащая Ривзу продюсерская компания Company Films начала показывать «Пассажиров» голливудским экспертам, сценарий попал в такой называемый «Черный список». Это престижный перечень лучших голливудских сценариев, не запущенных в производство. Хотя престижность «Черного списка» относительна. Настоящий престиж в Голливуде – это когда в тебя вкладывают деньги, а не восхищаются бесплатно.

Ривз надеялся сам сыграть Джима, но пик популярности «Матрицы» к тому времени уже прошел, и студии не выстраивались в очередь, чтобы снять кино с его участием. К счастью для «Пассажиров», голливудская карьера Спэйтса наконец-то запустилась. Сперва его наняли как сценариста американо-российского проекта «Фантом», а затем Ридли Скотт, ориентируясь на «Тень 19» и «Пассажиров», пригласил сценариста поработать над «Прометеем», приквелом «Чужого». Это было в 2009 году, а уже в 2010 году студия The Weinstein Company начала переговоры о съемках «Пассажиров» с участием Ривза и Эмили Блант и с бюджетом в 35 миллионов долларов (сценарий был написан так, что он не требовал суперрасходов).

Тогда переговоры успехом не увенчались, но контакты продолжились. В 2013 году речь шла уже о том, что в паре с Ривзом сыграет Риз Уизерспун или Рэйчел МакАдамс и что картину поставит ирландец Брайан Кирк, работавший над первым сезоном «Игры престолов» и другими дорогостоящими телешоу. Однако и этот расклад остался лишь на страницах профессиональных СМИ. После катастрофического фиаско «47 ронинов» в Голливуде решили, что Ривз больше не значимая звезда, и проект «Пассажиры» развалился. Сперва от него отказалась МакАдамс, а затем и The Weinstein Company. Ривз, в свою очередь, перестал претендовать на главную роль, но его студия Company Films продолжила работать над «Пассажирами».

Чтобы найти новых инвесторов, был устроен аукцион, который выиграла Columbia/Sony. Дела у студии тогда, в декабре 2014 года, шли неважно, поскольку в ноябре был знаменитый хакерский взлом серверов студии, который привел к утечке огромного количества конфиденциальной информации. Как это часто бывает с большими компаниями, студия делала хорошую мину при плохой игре, совершая крупные покупки. Мол, «все путем, все на мази, денег достаточно». Так «Пассажиры» обрели новый дом, который оказался для проекта счастливым.

Работа над фильмом

На новом месте работу над «Пассажирами» возглавил продюсер Нил Мориц из студии Original Film, более всего известный по циклу «Форсаж». До «Пассажиров» его главными фантастическими проектами были «Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анджелес» и «Я – легенда». Мориц к тому времени уже несколько лет интересовался сценарием Спэйтса, и он не упустил случая им заняться.

Мелочиться после «Форсажей» Морицу было неинтересно, и он вместе с коллегами решил, что «Пассажиры» будут не среднебюджетной, а высокобюджетной лентой с популярными звездами в главных ролях и дорогостоящими спецэффектами. Всего через месяц после перехода проекта из рук в руки стало известно, что поставит ленту норвежский режиссер Мортен Тильдум, номинант режиссерского «Оскара» за «Игру в имитацию», байопик о британском математике и криптографе Алане Тьюринге. Тильдум привлек внимание Голливуда, когда выпустил в Скандинавии сильный криминальный триллер «Охотники за головами».

Мортен Тильдум, Крис Пратт и Дженнифер Лоуренс на съемках фильма "Пассажиры"

По понятным финансовым причинам космические блокбастеры в Скандинавии не снимают, но Тильдум всегда хотел над таким кино поработать. И если некоторые другие режиссеры, интересовавшиеся проектом, первым делом сообщали, что хотят полностью переосмыслить «Пассажиров» в своем духе, то Тильдум заверил Спэйтса и продюсеров, что ему очень нравится сценарий и что он постарается воссоздать его на экране. Как и сценарист, режиссер видел в «Пассажирах» в первую очередь сложную человеческую историю, а потом уже фантастический антураж.

Еще через месяц, в феврале 2015 года, СМИ сообщили, что Sony ведет переговоры с самыми успешными молодыми звездами предшествующего года – Дженнифер Лоуренс из «Голодных игр» и «Людей Икс» и Крисом Праттом из «Стражей Галактики». Это был, конечно, сильный коммерческий ход, поскольку в дальнейшем «Пассажиров» легко было рекламировать как космическую любовную историю двух популярнейших исполнителей. Кстати, именно поэтому студия умалчивала о том, что Джим насильно пробуждает Аврору. Рекламщики хотели, чтобы кино до выхода воспринималось как романтическая, а не как «негативная» история. В реальности в «Пассажирах» есть и то и другое, но объяснить такие нюансы в коротких рекламных роликах трудно.

Понятно, услуги суперзвезд стоили супердорого. Пратт, только вкусивший всемирную славу, выговорил себе гонорар в 10 миллионов долларов, который должен был увеличиться до 12 миллионов, если его очередной блокбастер «Мир Юрского периода» станет большим хитом (как мы теперь знаем, это случилось, и гонорар увеличился). Лоуренс же, у которой была не только мировая слава, но и «Оскар» за трагикомедию «Мой парень – псих», потребовала 20 миллионов долларов и 30% от прибыли картины. Вкупе с намеченными спецэффектами это довело планируемый бюджет «Пассажиров» до 150 миллионов долларов (110 миллионов с учетом налоговых субсидий и прочих бонусов для голливудской продукции).

Тем временем у Sony Pictures сменилось руководство. В феврале 2015 года глава киноподразделения Эми Паскаль вынужденно оставила свой пост (ее подкосил хакерский скандал), и работу подразделения возглавил Том Ротман, бывший руководитель лейбла TriStar Pictures, который до этого командовал студией Fox. На правах «новой метлы» Ротман должен был решить, что делать с крупными проектами, оставшимися от Паскаль, и решение по «Пассажирам» стало для него одним из самых сложных.

На съмочной площадке фильма "Пассажиры"

С одной стороны, вкладывать более 100 миллионов долларов в не проверенный на публике материал было страшно. Ведь любовь к сценарию голливудских экспертов успех фильма отнюдь не гарантирует. С другой стороны, к проекту проявляли живой интерес студии Warner и Universal, и Ротман не хотел отдавать им на блюдечке с голубой каемочкой картину с двумя самыми «горячими» молодыми звездами. Так что после долгих колебаний Ротман все же решился оплатить съемки «Пассажиров», и во второй половине 2015 года проект набрал крейсерскую скорость.

Поскольку в основе своей «Пассажиры» – психологическое кино о сложных отношениях двух главных героев друг с другом и с одиночеством, фильм можно было снять практически с любым бюджетом, настраивая экшен и футуристические декорации в зависимости от доступных средств. Но раз Sony решила, что лента будет полноценным блокбастером, то Тильдум счел, что должен на всю катушку использовать отпущенные ему ресурсы и создать на экране впечатляющий, гигантский корабль с множеством коридоров, отсеков и залов, и даже с плавательным бассейном.

Мы не будем рассказывать о съемках экшена «Пассажиров», поскольку пришлось бы выдать слишком много сюжетных тайн. Но мы можем рассказать, что созданием «Авалона» (корабля, на котором летят Джим и Аврора) руководил Гай Хендрикс Диас – британский художник-постановщик, известный по работе над блокбастерами «Люди Икс 2», «Возвращение Супермена», «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа», «Начало». Готовясь к проекту, он изучил всю историю дизайна вымышленных космических кораблей и постарался как воздать должное классическим дизайнам (прежде всего из знаменитой футуристической ленты Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая одиссея»), так и предложить свои, необычные идеи.

Пожалуй, главное отличие «Авалона» от обычных экранных звездолетов состоит в том, что в нем смешаны разные стили. По сути своей это круизное судно, которое должно быть удобным для экипажа и комфортным для пассажиров (в то время, конечно, когда они бодрствуют). Поэтому на нем есть как отсеки в функционально-футуристическом стиле, так и, например, бар в стиле ар-деко, вызывающий в памяти гостиницу из кубриковского «Сияния». Кажется, что такой бар не может находиться на таком корабле, но в том-то и заключается его задача – психологически разгрузить пассажиров, создав иллюзию, что они вернулись на Землю и зашли в модно-старомодное заведение в Нью-Йорке, Чикаго или Лос-Анджелесе.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Кстати сказать, у подобных мест на корабле есть и «темная» сторона. Корпорация, которая организует колонизацию планет, делает это не по доброте душевной. Все услуги на корабле являются платными, и чем чаще колонист ими пользуется, тем сильнее становится его долговая зависимость от корпорации. Колонисты и так по условиям контракта должны платить высокие налоги, но корпорация хочет, чтобы все или почти все заработки шли в ее казну. Для главных героев фильма это не имеет значения, поскольку они не доживут до встречи с коллекторами, но такое отношение к клиентам объясняет, почему не все на корабле устроено так, как стоило бы устроить, если бы создатели судна думали только о благе и безопасности пассажиров. В конечном итоге пассажиры – это дойные коровы, а не дорогие гости.

В наше время «Пассажиров» можно было бы снять в одном зале с зелеными стенами, а затем нарисовать декорации на компьютерах. Но Тильдум хотел, чтобы Пратт и Лоуренс жили в вымышленном мире, а не воображали его. Так что большинство декораций фильма были в самом деле построены, причем в натуральную величину. Сделано это было на студии Pinewood Atlanta в штате Джорджия, американском филиале знаменитой британской студии Pinewood. Обычно Pinewood Atlanta используется для съемок комиксных блокбастеров студии Marvel. Джорджия активно поддерживает голливудцев, которые работают на территории штата и нанимают местных специалистов, так что съемки на Pinewood Atlanta помогли заметно разгрузить бюджет ленты. Понятно, компьютерные эффекты тоже активно использовались, особенно в сценах за бортом судна.

Некоторые сцены «Пассажиров» требовали от звезд проявить силу, ловкость и сноровку, но для Дженнифер Лоуренс самой сложной оказалась не боевая, а любовная сцена с Праттом. У нее уже были экранные интимные моменты в мелодрамах «Как сумасшедший» и «Серена», но она впервые была близка в кадре с «окольцованным» мужчиной (Пратт женат на комедиантке Анне Фэрис, звезде ситкома «Мамаша»). По признанию звезды, ей пришлось выпить для храбрости, чтобы подавить чувство вины. Пратт, впрочем, тоже нервничал, хотя и не так сильно, и он тоже перед съемкой выпил бокал вина.

Персонажи «Пассажиров»

Джим Престон – главный герой картины. Это молодой механик, который не нашел себя на Земле, где люди не чинят сломавшиеся машины, а выбрасывают их и покупают новые. В колониях с техникой обращаются бережнее, и там люди вроде Джима высоко ценятся. Поэтому Престон получил возможность отправиться в космос, хотя у него не было денег на полный билет на судно колонистов «Авалон». Из-за сбоя в компьютерной системе он на много лет раньше положенного срока просыпается от гибернационного сна и проводит около года в полном одиночестве, пока от отчаяния не решается разбудить Аврору. Джима сыграл Крис Пратт.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Аврора Лейн – главная героиня картины. Нью-йоркская писательница и журналистка, она на Земле тонула в тени своего знаменитого отца, тоже писателя и журналиста. Поэтому Аврора решилась на космическое путешествие. Она надеялась, что проведет несколько лет в колонии и наберет материал для новых книг, а затем вернется на Землю и опубликует свои произведения. Аврора просыпается раньше времени, когда нестерпимое одиночество заставляет Джима активировать ее гибернационную капсулу. Аврору сыграла Дженнифер Лоуренс.

Кадр из фильма "Пассажиры"

Артур – третий ключевой персонаж картины. Это услужливый корабельный бармен-андроид, который становится конфидентом Джима, но не может заменить ему человеческое общение. Артура сыграл уэльский актер Майкл Шин, главный герой сериала «Мастера секса».

Кадр из фильма "Пассажиры"

Гас Манкузо – четвертый и последний значимый персонаж ленты. Мы не будем рассказывать, кто он и какую роль играет в повествовании. Скажем лишь, что Гаса сыграл Лоуренс Фишберн из «Матрицы».

Ожидания

Интригующая завязка и ведущая актерская пара «Пассажиров» вызвали большой интерес, и у картины были достойные шансы удачно пройти в прокате, если бы релиз удостоился высоких оценок. Однако фильм оценивают не так высоко, как студия Sony надеялась. В то время как одним критикам претит поведение Джима («Такой персонаж должен быть злодеем, а не главным героем»), другие считают, что лента недостаточно далеко заходит в исследовании темы «На что готов хороший человек, доведенный от отчаяния?». И хотя почти все, кто пишет о картине, находят, за что ее хвалить, средней оценкой «Пассажиров» оказалась «тройка».

Впрочем, коммерческий потенциал у фильма все же остается, и было бы здорово, если бы лента окупила студийные расходы. Ведь чем чаще такие постановки проваливаются, тем меньше студии верят в оригинальные сценарии и тем больше в прокате сиквелов, ремейков и экранизаций. Конечно, у такого кино есть свои достоинства. Но все же не хотелось бы, чтобы на экранах было только оно и чтобы такие обаятельные звезды, как Пратт и Лоуренс, могли создавать принципиально новые образы лишь в малозаметных артхаусных лентах. Это было бы потерей не только для Голливуда, но и для всех зрителей, в Америке и в России.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?