Наверх
Фильмы 2017 Тор: Рагнарёк Фиксики: Большой секрет Убийство в Восточном экспрессе Лига справедливости Коматозники Здравствуй, папа, Новый год! 2 Легенда о Коловрате
Застрявшие в ящике.
12 звезд сериалов, не нашедших себя в большом кино
Грязные танцы.
15 лучших экранных стриптизов
Мастера изображения.
10 лучших современных операторов-постановщиков
Зубастые пушистики.
10 лучших фильмов об оборотнях
Один на один.
12 лучших фильмов, разыгранных всего двумя актерами

Не удержали

5 причин перестать ждать «Неудержимых 4»

Вы скажете: как можно ставить отрицательную оценку фильму, который еще даже не начали снимать? Да что там, даже синопсиса до сих пор нет. На самом деле на сегодня о четвертой серии известно вполне достаточно, чтобы поклонники хорошего экшена вычеркнули ее из своих планов. Тут замешаны и застарелые хвори франшизы, и последние новости, усугубляющие список ее проблем. Изучив сложившуюся ситуацию, мы составили список причин, по которым «Неудержимых» можно не глядя списывать в утиль.

Съемки в Болгарии

В конце нулевых годов продюсер франшизы Ави Лернер хвалился тем, что изыскал дешевую возможность делать кино – он решил перенести съемки своих фильмов в Европу, где весь процесс выходит гораздо «бюджетней». Группа компаний Nu Image/Millennium Films выкупила в Болгарии киностудию Boyana Film (в советские времена бывшую главной студией страны) и переименовала ее в Nu Boyana Film Studios. Лернер, имеющий среди коллег репутацию «человека-калькулятора», объявил, что снимать экшены имеет смысл только здесь – тогда профит будет гарантирован.

Конечно, попытки удешевить кинопроизводство предпринимались во все времена – например, в 60-е весь Голливуд катался делать вестерны в Испанию, где был выстроен целый городок в стиле Дикого Запада (именно там, например, Серджо Леоне снял свою знаменитую «долларовую трилогию»). Но «Неудержимые» – не вестерн: концепция франшизы предполагает, что наемники Барни Росса участвуют в спецоперациях по всему миру. Тем не менее вторая и третья серии франшизы были целиком сняты в Болгарии, и четвертая, если она состоится, тоже будет сниматься там.

Как можно добиться полноценного ощущения «всемирной географии», не выходя за пределы одной бедной европейской страны? По большому счету – никак. Локации Болгарии, более-менее «свежо» смотревшиеся во второй части «Неудержимых», в третьей уже начали лезть в глаза. В четвертой серии те же постсоветские пейзажи и балканские физиономии статистов наверняка будут восприниматься уже совсем уныло (особенно после параллельной «засветки» Болгарии в куче других проектов Лернера, например, в «Механике: Воскрешении»). И это при том, что у франшизы хватает и других болячек. Одной из самых заметных является…

Дерганая тональность

Первая часть «Неудержимых» была отличной как по задумке, так и по исполнению. Свежая концепция «собрать боевых стариков»; взвешенный баланс экшена с юмором; триумфальное, пусть и коротенькое возвращение на экран Шварценеггера, да и вообще первая в истории возможность увидеть его со Сталлоне в одной сцене – это было то, что фанатам доктор прописал. Даже абсолютно ненужный в этой солянке Микки Рурк не мог испортить общего позитивного впечатления.

Кадр из фильма "Неудержимые"

Кадр из фильма "Неудержимые"

Но уже во второй серии начались проблемы: франшиза, не успев раскочегариться, свалилась в самопародию. Диалоги превратились в набор шуток об «одиноком волке» Норрисе, Шварценеггер исполнил затертый номер под названием «я вернусь», Уиллис прокричал культовое «йо-хо-хо, ублюдок!», злодействующий Ван Дамм показал свой коронный номер – «вертушку». Все это было бы неплохо, если бы оставалось в рамках и не перетягивало на себя одеяло, в крайнем случае – если бы юмор и насилие уравновешивали друг друга. Но участие Чака Норриса, отказывавшегося сниматься в кровавом кино, наложило свой отпечаток: многие брутальные моменты были сглажены, из-за чего фильм превратился в чистую комедию. Наметились и другие сюжетные проблемы, связанные с персонажами: Джет Ли вместо полноценного участия лишь заскочил «на чаёк», а Лиаму Хемсворту отвели роль агнца на заклание: не успев толком ввести в сюжет, прихлопнули, чтобы остальным было за кого мстить (лучше бы прихлопнули Рурка, он все равно был лишним, но Микки из-за выросших аппетитов вообще не взяли в проект).

Возможно, дело в том, что первую серию снимал сам Сильвестр Сталлоне, а вторую пригласили делать Саймона УэстаВоздушная тюрьма»). Слай смог сосредоточиться на своих актерских функциях, но одновременно и потерял безраздельный контроль над постановкой. Помимо прочего, на съемках царила еще и неразбериха со сценариями, о которой Сильвестр честно рапортовал: «Когда у тебя пять разных сценариев, ты пытаешься сообразить, какой из них лучше: какая местность, какие трюки и, самое важное, о чём будет кино? Какой смысл в фильме с бессмысленно бегающими мужиками? Вот именно — никакого».

Кадр из фильма "Неудержимые 3"

Кадр из фильма "Неудержимые 3"

Так или иначе, в третью часть он нанял более управляемого молодого постановщика – Патрика Хьюза из Австралии, у которого за плечами был всего один фильм («Красный холм»). Получилась другая крайность: шутки утонули в шквале насилия, бессмысленного и беспощадного. Классический сиквельный принцип «всего того же самого и побольше» не сработал должным образом, потому что отрицательным героям забыли прописать хоть какие-то характеры. Серая масса солдат, которых команда Барни Росса в течение фильма режет как свиней, – чистое пушечное мясо, призванное быстро получить пулю и упасть. Врагов было так много и расходовали их столь небрежно, что смотреть на это было просто скучно. Фильм вдобавок получил «детский» рейтинг PG-13, так что умирали противники «неудержимых» бескровно. Из-за экономии на массовке во многих сценах приходилось снимать одних и тех же людей. Чтобы «ожившие трупы» не смущали зрителя, оператор старался не брать в кадр лица этих солдат, и общий эффект получился глупейший: весь фильм превратился в затянутую драку с ходячими манекенами, неотличимыми друг от друга. Воспринимать штабеля мертвецов в качестве «справедливо наказанных злодеев» зрителю было сложно, а единственный негодяй, которому действительно хотелось навалять от души – Мел Гибсон, – в потасовках почти не участвовал. Как результат, положительные (вроде бы) герои, устраивающие дикую резню, убивая пачками непонятно кого и непонятно где, выглядели не лучшим образом, и от всего фильма оставался неприятный осадок. Юмора в триквеле, правда, тоже хватало, но он стал совсем уж вымученным и положения не спасал.

С шутками все понятно: нельзя бесконечно шутить на тему «мы стары, мы суперстары» (и дальше этот юмор будет лишь сильнее раздражать). Но, может, в будущем есть возможность вернуться к компактной концепции первой части, с более глубоко прописанными персонажами, как положительными, так и отрицательными? Это тоже представляется маловероятным, потому что…

Команда слишком разрослась

Маховик «Неудержимых» вращался, как ему и положено, неудержимо. Чтобы поддерживать интерес к франшизе, авторы постоянно пополняли банду Барни Росса новыми персонажами – но при этом не хотели отказываться от прежних. Никто из «хороших парней» не погибал, никто не уходил на пенсию (что странно, учитывая возраст героев и травматичность их профессии). Что в результате? В третьей части действуют уже две команды, «новички» и «старики», и в эту солянку Сталлоне дополнительно втиснул Уэсли Снайпса и Харрисона Форда с Антонио Бандерасом. Еще во второй серии количество персонажей стало заметно мешать сюжету, но в триквеле им стало по-настоящему тесно на экране, и уделить каждому «неудержимому» достаточно времени, чтобы получился живой человек, а не картонное подобие, у сценаристов не получилось. Не выглядел в этой толпе серым пятном разве что Бандерас, которому в честь присоединения к команде выделили полагающееся количество внимания. Старым же участникам в «Неудержимых 3» отведена роль подтанцовки разной степени «бронзовости» – их застывшие персонажи совершенно не развиваются, и все, что они делают, – жмут на крючок и иногда шутят. «Моя роль в триквеле не была прописана хорошо, – жаловался Шварценеггер в интервью. – И я не думаю, что от меня в этом фильме была хоть какая-то польза. Надеюсь, в следующий раз сценарий будет что надо, иначе я не стану сниматься».

Кадр из фильма "Неудержимые 3"

Кадр из фильма "Неудержимые 3"

Конечно, раздутый парк положительных персонажей – проблема не только «Неудержимых», то же самое можно сказать, например, о сериале «Форсаж», некоторых героев которого уже давно следовало бы выбросить за борт. Но там персонажи накапливались постепенно, и проблема встала по-настоящему остро только в шестой-седьмой части (а не в третьей, как у «Неудержимых»). Можно отчасти понять продюсеров «Форсажа», раз за разом вытаскивающих на экран целую толпу «этнических» актеров из разных стран – в конце концов это обеспечивает франшизе высокие международные сборы. Но как раз «Форсажу» аудитория такие вещи готова прощать, потому что главной зрительской приманкой здесь выступают не Вин Дизель и Ко со своими запутанными «семейными проблемами», а высокобюджетные спецэффекты и головокружительные трюки. Под такой «майонезик» (количество которого постоянно растет!) «покатит» что угодно. Но Сталлоне, увы, ничего подобного себе позволить не может, потому что…

Бюджет «Неудержимых» не увеличивается, а уменьшается

Судите сами: первая часть стоила 80 млн., а собрала 274 (в 3,5 раза больше). Вторая стоила 100 млн., а собрала 315 (в 3,2 раза больше). Третью сделали дешевле – 90 млн., но она собрала лишь 215 млн. (в 2,5 раза больше), что по голливудским меркам является финансовым провалом. И это при детском-то рейтинге! Конечно, в последнем случае цифры подпортил тот факт, что триквел утек в Интернет за несколько недель до релиза, но и зрители от «Неудержимых 3» остались не то чтобы в большом восторге. Сложно сказать, какой фактор повлиял на недобор в большей степени, но независимо от причин последствия у таких несчастливых историй обычно одинаковы: чтобы снизить дальнейшие финансовые риски, киностудии стараются сделать следующую часть еще дешевле (и хорошо, если не для выпуска «сразу на хоумвидео»). «Неудержимые» всегда старались быть экономной франшизой – недаром Сталлоне после Рурка пришлось расстаться еще и с Брюсом Уиллисом: к третьей части «подешевевший» сериал уже не потянул звезду такого калибра с ее возросшими гонорарными требованиями. Теперь же денег наверняка станет еще меньше, и это уже породило раскол между продюсером и исполнителем главной роли.

1 апреля стало известно, что Сильвестр Сталлоне отстегнул себя от проекта, повздорив с продюсером Ави Лернером. И это была не первоапрельская шутка. Как сообщалось, разногласия возникли по целому ряду причин, включавших выбор режиссера, сценарные тонкости и спецэффекты. Спецэффекты здесь – показательная деталь: дело в том, что продюсер Лернер хочет поручить эту работу собственной компании по производству CGI-контента, базирующейся в Софии в помещениях Nu Boyana Film Studios. Сталлоне это не устраивает, и его можно понять: в «Неудержимых 3» спецэффекты, прямо скажем, оставляли желать лучшего. Мечты Сильвестра насчет съемок в Китае Лернер похерил тоже. А Болгария Сталлоне никогда не нравилась.

Слай, лично выпестовавший франшизу, не хочет работать дальше по принципу «зато дешево». И его уход в связи с урезанием расходов – это полная катастрофа для всего проекта, ведь очевидно, что…

Без Сталлоне нет «Неудержимых»

Сильвестр разработал идею и сценарий, собрал коллег по цеху, сам поставил первую ленту – он без преувеличений является душой «Неудержимых», ее центром, вокруг которого все вращается. Конечно, существуют франшизы, продолжившие жить вопреки смене актерского состава, – «Чужой», «Хищник», «Терминатор» и пр. Но потеря лейтенанта Рипли или Сары Коннор не привела к концу света, потому что в этих франшизах всегда хозяйничали супермонстры, а не люди. В «Неудержимых» же все держится на Барни Россе, убери его – и история развалится.

Кадр из фильма "Неудержимые 3"

Кадр из фильма "Неудержимые 3"

Франшиза не собрала бы под свои знамена столько замечательных парней, если бы не личная многолетняя дружба Сталлоне со Шварценеггером, Стэйтемом и другими героями боевиков. Разумеется, уход «стержневого» участника проекта неминуемо оттолкнет и их. Еще год назад Терри Крюс говорил: «Если Слай скажет, что он завязывает с "Неудержимыми", то я и не вижу себя в этом проекте». На днях Арнольд Шварценеггер добавил от себя: «Без Слая не может быть никаких “Неудержимых”. Я никогда не буду играть в этом фильме без него, нет». Кто будет следующим? Выбросьте еще Стэйтема, и от костяка команды останутся рожки да ножки. Что до молодых «неудержимых», представленных в третьей части, то эти персонажи слишком блеклые и незапоминающиеся, чтобы вытянуть на себе громкий тайлт.

Надо думать, это понимает даже Лернер, и он не станет запускать фильм в производство, пока не удовлетворит все условия Сталлоне. Без Сильвестра продюсер не только не удержит старую команду, но и не сумеет заманить в проект никого нового (Слай мечтал пополнить франшизу Клинтом Иствудом, Джеком Николсоном, Николасом Кейджем, Джеки Чаном, Стивеном Сигалом, Винни Джонсом, Миллой Йовович, Пирсом Броснаном, Ико Ювайсом и даже вернуть на экран Ван Дамма с Рурком, но без участия «заводилы» на этих планах, думается нам, можно будет поставить крест). Пока что Лернер держится бодро и не признает ситуацию смертельной: «У нас есть разногласия со Слаем, но мы спорим об этом уже полтора года. У каждого свое мнение. Насчет 95% вещей мы договорились, не утрясены только некоторые производственные детали. Я не думаю, что это конец. Вы пишите там у себя все, что захотите, но, на мой взгляд, проект не мертв».

Невзирая ни на что, Лернер продолжает планировать съемки, которые, по словам Шварценеггера, должны начаться в августе (четвертая часть задумана как последняя, после чего не предполагается ни сиквелов, ни спин-оффов). Вместе с тем инсайдеры говорят, что в этот раз Сталлоне, похоже, на компромисс не пойдет – даже при том, что за участие в квадриквеле ему сулили 20 млн. После «Золотого глобуса» и номинации на «Оскар» Слаю хочется заняться чем-то более достойным, нежели штамповкой посредственных сиквелов. Например, он хочет сделать вместе с Джеки Чаном фильм с рейтингом R, до предела упакованный «экстрасаспенсом». Есть в его копилке и другие проекты, не менее интересные, в том числе очередное приглашение на режиссуру. Если ради всего этого придется прикончить «Неудержимых», то мы будем последними, кто станет жалеть о смерти франшизы.

Разумеется, если Слай помирится с Лернером, уберет из квадриквела половину лишних персонажей, сам сядет за руль, а действие перенесет из опостылевшей Болгарии куда-нибудь на тропический остров, – на такое стоило бы взглянуть. А впрочем, кажется, это уже где-то было…


 94

Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть