Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Не в бровь, а под дых

Британский комик Саша Барон-Коэн прославился, эксплуатируя гротескные, преимущественно национальные стереотипы. Его новый персонаж из экшен-комедии «Братья из Гримсби» – герой из той же оперы

Добавить в закладки
Не в бровь, а под дых

Чтобы понять Нобби и британское отношение к нему, нужно понять Гримсби – портовый город на севере графства Линкольншир, которое расположено на восточном побережье Англии. Насколько мы можем об этом судить, за пределами Британии мало кто знает о существовании Гримсби. В самой стране, однако, этот город – притча во языцех. И ничего хорошего о нем в последние десятилетия не говорят.

Находясь на берегу Северного моря, Гримсби еще в Средние века прославился как крупный торговый и рыболовецкий порт. Эпоха индустриализации же превратила его в один из моторов британской экономики. Когда страну связали железные дороги, свежая рыба с траулеров Гримсби стала кормить весь остров. В обратную сторону везли всевозможные промышленные товары, которые экспортировались через порт Гримсби. Город был столь богат и знаменит, что даже лондонские рыбаки переселялись в Линкольншир, чтобы примкнуть к местному рыболовецкому флоту. В начале XX века десятая часть всей британской рыбы проходила через Гримсби. И это на острове, где повсюду порты и побережья!

Кадр из фильма "Братья из Гримсби"

Как это ни удивительно, «лафа» Гримсби закончилась по вине СССР. Правда, по очень косвенной вине. Чтобы патрулировать Атлантику во время холодной войны, американскому флоту нужен был порт в Исландии. Бывшие викинги воспользовались этим, чтобы в 1970-х наложить руку на рыболовную зону, где прежде «пасся» флот Гримсби. Исландия поставила НАТО ультиматум – допуск в порты в обмен на допуск к рыбе. Америка согласилась на это условие и продавила послушную Британию. Гигантский траулерный флот пришлось порезать на металлолом, и тысячи моряков, чьи предки сотни лет подряд ловили рыбу, остались без работы и без каких бы то ни было перспектив на суше.

Ситуация не была бы катастрофической, если бы в Англии продолжался индустриальный бум. Но на деле страна проходила через деиндустриализацию, и сильнее всего от этого страдал север Англии – в прошлом мощнейшая индустриальная зона. Угольные шахты, заводы, фабрики закрывались одна за другой, и жителям Гримсби некуда было податься. Конечно, кто-то продолжил работать в порту, который из экспортирующего стал импортирующим, а кто-то нашел себя в перерабатывающей индустрии, делающей консервы из выловленной исландцами рыбы. Но это были лишь остатки былой роскоши. Кроме того, когда СССР развалился, в Британию хлынули эмигранты из Польши и Прибалтики, готовые чистить рыбу за бесценок. Одновременно с этим бизнесмены начали вывозить за границу, в Восточную Европу и Китай, оставшиеся в стране предприятия.

В результате процветающий рабочий город превратился в одно из самых депрессивных мест Британии. Это не преувеличение для красного словца, а официальная статистика. Все исследования, официальные и неофициальные, сходятся на том, что если вы хотите жить хуже всех в стране, то вам надо ехать в Гримсби. И ощутить всю «прелесть» умирающего города в плену наркотической эпидемии. Только представьте себе – в европейском городе с населением в 90 тысяч человек, если верить журнальным репортажам, нет ни одного приличного ресторана и ни одного ночного клуба! Последнее, впрочем, неудивительно – у четверти молодых жителей Гримсби нет работы, и им ничем платить за «культурный отдых». Так что за последние годы у горожан был лишь один повод для радости – когда одно исследование показало, что Гримсби не худший, а второй по «худшести» город в Британии. Это, конечно, был весьма ироничный триумф.

Кадр из фильма "Братья из Гримсби"

И вот на этом прискорбном фоне появляется комедия режиссера Луи Летерье, в которой соавтор сценария Саша Барон-Коэн играет оскорбительно стереотипнейшего гримбарианина – безработного многодетного отца Нобби, который без зазрения совести живет на государственные пособия и проводит все время в пабе или на стадионе. Там он болеет либо за национальную сборную, либо за футбольную команду Гримсби. У него нет ни образования, ни жизненных перспектив, и на протяжении фильма у Нобби обнаруживается лишь один талант – к безжалостному убийству. Моральные ценности ему почти чужды, отец и муж из него кошмарный, и его единственное достоинство – любовь к брату, британскому тайному агенту. Которому, впрочем, Нобби больше мешает, чем помогает. Сюжет картины бы не завязался, если бы Нобби не сорвал брату важнейшую операцию международного масштаба. При этом герой предстает не каким-то уникальным придурком, а одним из тысяч аналогичных жителей Гримсби.

Понятно, такое кино вызвало негодование задолго до его выхода в прокат. Еще в 2014 году начали появляться статьи о недовольстве жителей Гримсби тем, как они и их город будут отображены в фильме Летерье. Мол, «да, наш город – не Лондон и не Манчестер, но все не так плохо, как вы хотите показать. Гримсби – место неоднородное, и там есть и кварталы побогаче, где живут сравнительно успешные люди. Так почему же вы концентрируетесь на худшем?»

В том же 2014-м Гримсби пережил бескровную, но жесткую войну с британским телеканалом Channel 4, который решил снять в городе второй сезон документального шоу «Без гроша», показывающего жизнь нищих и безработных. Первый сезон был снят в городе Сканторп, также расположенном в Линкольншире, и власти и жители Гримсби, оценив нарочито шокирующее шоу в жанре «порнография бедности», попытались воспрепятствовать съемкам. Но свобода слова есть свобода слова – второй сезон «Без гроша» был снят и показан, несмотря на все протесты. Правда, цикл передач о Гримсби был более позитивным, чем цикл о Сканторпе. Так что, возможно, телевизионщики пошли горожанам навстречу.

Кадр из фильма "Братья из Гримсби"

Для жителей Гримсби это был вопрос не только абстрактного престижа. Репутация города – важнейший бизнес-фактор. Как удерживать в Гримсби способную молодежь и как привлекать инвестиции, если вся Британия считает город обреченной на вечный кризис черной дырой, населенной ни на что не пригодным «быдлом», которое проедает налоги среднего класса?

Но если телевизионщики, сняв свое «порно бедности», влили пару фунтов стерлингов в экономику Гримсби, но Летерье и Барон-Коэн не сделали и этого. Линкольнширские сцены «Братьев из Гримсби» снимались в городе Тилбери в графстве Эссекс, которое расположено на северо-востоке от Лондона. Настоящий Гримсби в кадр вовсе не попал, а из всех актеров фильма лишь один был уроженцем Гримсби – мальчик-подросток, сыгравший одного из отпрысков Нобби. Так что зрители не только не увидели город, о котором идет речь, но и не услышали аутентичный северный диалект. А в Англии региональные акценты – это предмет большой гордости.

Конечно, Барон-Коэн и раньше не стеснялся эксплуатировать негативные стереотипы. Но его первый знаменитый персонаж Али Джи (белый парень, влюбленный в «черную» музыку и считающий себя негром) был из числа тех, кого никто не любит, а его последующие герои были иностранцами, до которых в Британии есть дело лишь политкорректным журналистам. Кроме того, первые персонажи Барон-Коэна были не только полноценными героями, сколько масками для «троллинга» знаменитых и не слишком знаменитых людей, у которых Барон-Коэн брал на камеру интервью. И любому вдумчивому зрителю было ясно, что, например, Борат придуман не для высмеивания казахов, а для провоцирования неуместных высказываний у тех, с кем он появлялся в кадре. Хотя фильм о Борате соединил одно с другим, и у неграмотных зрителей по нему могло создаться самое негативное представление о восточной стране.

Кадр из фильма "Братья из Гримсби"

Нобби – другое дело. Его окружают не реальные люди, а такие же вымышленные персонажи. Поэтому воспринимается он не как маска для троллинга, а как жесткое глумление над британским северным «быдлом». Которое обеднело не по своей вине, а из-за мягкотелости политиков, не решившихся отстоять рыбные угодья в противостоянии с крошечной Исландией. При этом Барон-Коэну нечем оградить себя от критики. Он ведь не выходец из «быдла», а представитель лондонского среднего класса, окончивший Кембридж и ставший миллионером. То есть именно такой человек, от которого в Британии можно ждать искреннего презрения к нищим северянам. И именно такой человек, из числа которых были завербованы предавшие родину чиновники.

Понимая, что перегнул палку, Барон-Коэн вставил в кульминацию картины короткий, но пламенный монолог о ценности «быдла» («Мы воевали за нашу страну, мы построили больницы, которые вы сейчас закрываете…»). Однако в контексте фильма этот момент воспринимается не как естественное развитие событий, а как неуклюжая и сюжетно не обоснованная попытка защититься от критики. Так считаем не только мы, но и британские журналисты.

Но, пожалуй, самым оскорбительным во всех «Братьях из Гримсби» оказался момент, который был в сценарии, но не попал в фильм. В тексте цепь нелепых событий приводила к тому, что британская королева заражалась ВИЧ. В картине же это происходит с героем «Гарри Поттера» Дэниелом Рэдклиффом. То есть получается, что обидеть королеву авторы фильма побоялись, а все «наезды» на северных бедняков они сохранили в целости и сохранности. А ведь хорошая киносатира должна метить вверх, в сильных мира сего, а не стрелять в тех, кто уже все потерял.

Кадр из фильма "Братья из Гримсби"

В результате после выхода «Братьев из Гримсби» в британский прокат фильм подвергся весьма язвительной критике со стороны всех рецензентов, кто счел нужным вдуматься в повествование, а не только поразиться обилию гэгов со слоновьей спермой (когда картина не обижает жителей Гримсби и их город, она шокирует тошнотворными физиологическими приколами). И поделом – о Гримсби впору «Левиафанов» снимать, а не тупо-пошлые экшен-комедии…

Жители города, однако, теперь сменили гнев на милость. Точнее, на несгибаемое смирение и робкий оптимизм, которые позволили им пережить все обрушившиеся на Гримсби беды. Поскольку горожане ничего не могли сделать, чтобы остановить создание ленты, они радуются тому, что фильм был снят в Тилбери («Ха-ха, наш город сейчас не так плох, чтобы снимать в нем представление южан о Гримсби!»), и надеются, что «Братья» привлекут в город туристов. Помог же «Борат» туриндустрии Казахстана! Хотя для западных туристов Гримсби далеко не так экзотичен, как Казахстан. И смотреть там особенно не на что – в отличие от нашего юго-восточного соседа. Но надежда умирает последней… Сразу после пабов и универмагов.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?