Невзрослые игры

Уничтоженный критиками фильм Роберта Земекиса, добравшийся наконец до цифрового релиза

Рецензии

Удивительный мир Марвена
Удивительный мир Марвена (2018)
Welcome to Marwen
биографический, драма, комедия, фэнтези
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Стив Карелл, Фальк Хеншел, Мэтью О’Лири, Николай Вич, Патрик Роккас
Смотри в сервисе Wink

Марк Хоганкэмп — некогда успешный иллюстратор, которого однажды до полусмерти избили какие-то ублюдки. От увечий он потерял память и способность рисовать (он теперь едва писать-то может), но все равно нашёл способ самовыражения. Посреди своего двора он построил копию несуществующей бельгийской деревни времён Второй мировой, куда поселил всех своих знакомых из города и себя самого. Только в Марвене (так называется придуманная деревушка) он — харизматичный офицер американской армии, раз за разом побеждающий злобных нацистов. Придумывая и изобретая, Хоганкэмп пытается справиться с травмой, навсегда изменившей его жизнь.

Кадр из фильма «Удивительный мир Марвена»

Кадр из фильма «Удивительный мир Марвена»

В Сети наконец появился новый (точнее, теперь не такой уж и новый) фильм Роберта Земекиса, которому до выхода многие пророчили успешную наградную судьбу и который должен был добраться до российского проката как раз где-то в апреле. Ни с тем, ни с другим не срослось — в общем, по одной причине. Пресса разнесла фильм в пух и прах, с лёгкой руки объявив худшим, что вообще когда-либо делал именитый режиссёр. От этого, правда, увидеть «Удивительный мир Марвена» захотелось ещё больше — интересно же узнать, насколько сильно надо было промахнуться Земекису, чтобы пустить в расход такие многообещающие вводные: Стива Карелла, совмещение живой съёмки и любимого режиссёром motion capture. В конце концов реальную историю Марка Хоганкэмпа, идеальную для сухой драмы со всеми удобными психологическими триггерами и рычагами. Тут вам и «преступления по ненависти», и гендерный вопрос, и эскапизм как способ пережить трагедию.

Кадр из фильма «Удивительный мир Марвена»

Кадр из фильма «Удивительный мир Марвена»

Но этот органичный трагизм Земекиса и сбил с верного пути — фильм, пытаясь уместить побольше проблем из академического каталога, путается в них и оказывается абсолютно не академическим по содержанию. Что критиков так в нём и взбесило, и их претензии вполне обоснованны: «Удивительный мир Марвена» — неровное, не очень умное и часто откровенно манипулятивное кино. Роберт Земекис не может подобрать нужную форму и интонацию, он то сладко рассказывает о любви к ближнему своему, то вдруг рвёт кукольных нацистов на части и показывает, как герой грустно смотрит порнофильмы. От тихой мелодрамы в мгновение уходит в китч, от «Истории игрушек» — к дантевским «Солдатикам» и обратно. Его игра в магический реализм не работает, ведь магия Марвена скучна, а реальность — условна.

Кадр из фильма «Удивительный мир Марвена»

Кадр из фильма «Удивительный мир Марвена»

Фильму так и не удаётся внятно рассказать неординарную историю Марка Хоганкэмпа. Она теряет всю фактуру, всю жизнь, всю, простите, душу, перемалывается в типичный голливудский сюжет в худшем его проявлении. Душеспасительную притчу о том, что люди не любят не таких, как они, и нужно лишь принять себя, чтобы всё у тебя в жизни стало прекрасно. Понятно, что реальный Хоганкэмп куда сложнее, чем его милая карикатура от Стива Карелла (не в укор актёру сказано, он прекрасен), а его жизнь не закончилась титрами «а потом он жил долго и в основном счастливо» под горько-сладкий саундтрек Алана Сильвестри. Она вообще ни к какому итогу не пришла, и, как нам ярко показывает документалка «Марвенкол» (на которой фильм в том числе основан), Марк со временем лишь сильнее увязал в своей эскапистской реальности, так и не оправившись после травмы.

«Удивительный мир Марвена» вообще приходит к чуть ли не противоположным выводам относительно того, чем кончается документальная картина, — и сравнивать их, пожалуй, дело настолько же неизбежное, насколько и неуместное. Земекис не может рассказать настоящую историю, потому что, думается, он и не особо пытается — его фильм быстро превращается в странную саморефлексию, и оттого лишь любопытнее, как он спотыкается и забалтывается. Будто автор, включая себя в уравнение, так и не понимает, зачем он это сделал и что он хочет сказать, не может подвести какой-либо итог и отговаривается нелепыми отсылками к «Назад в будущее». Это, возможно, самый честный взгляд на самого себя, который только мог сделать Роберт Земекис — режиссёр, не раз метавшийся между жанрами и формами, везде снимавший хорошо, но, видимо, так толком и не нашедший своего места.

08.04.2019 Текст: Ефим Гугнин
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Читайте также
Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00