Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Нежданная трилогия (Часть 1)

Превратившись в трилогию, «Хоббит» сулит нам еще больше эпичности и юмора и станет еще ближе к книге. Чтобы доказать это, Питеру Джексону надо всего лишь завершить первый фильм…

Добавить в закладки

«Постепенно список стал слишком длинным…»

Режиссер, так ярко воплотивший «Властелина колец» на экранах, не нуждается в самооправданиях – однако Питер Джексон, никогда не пренебрегавший мнением поклонников (даже тех, кто был на стороне Дж. Р. Р. Толкиена), хочет расставить все точки над i: «Множество вещей просто не влезло бы в то экранное время, которое отводилось нам изначально. Так что мы начали обсуждать концепцию трех фильмов».

Питер Джексон на съемочной площадке фильма "Хоббит: Нежданное путешествие"

Оставалось две недели до конвенции Comic-Con 2012, где Джексон собирался показать отснятый материал из Бэг Энда (включая продолжительное обсуждение написанного мелким шрифтом в контракте Бильбо), пещеры Голлума (загадки в синеватой тьме) и промежуточный монтаж, который, как оказалось, немного забегает вперед: эльфийская дева Тауриэль в исполнении Эванджелин Лилли и Гэндальф, бредущие сквозь затянутые тучами развалины Дол Гулдура, сейчас перенесены во второй эпизод, «Пустошь Смауга». «Мы просмотрели несколько вырезанных эпизодов, – рассказывает Джексон об одной из своих регулярных летучек с Фрэн Уолш и Филиппой Бойенс (трио сценаристов “Хоббита”), – обдумывая общую композицию двух фильмов и проработку некоторых из этих тем». Соответственно, они начали обсуждать сценарий для дополнительных съемок в 2013-м, затем плавно перешли к боковым ответвлениям, а это привело их к тем эпизодам, которые хотелось включить в фильмы. Как говорит Джексон, список все рос и рос…

В итоге это стало почти что игрой. Что, если бы «Хоббит» был трилогией? Как два превращается в три? Взявшись за бумагу, они начали перестраивать фильмы: набрасывать новые сцены и расширять старые. «Мы все твердили: “Это будут три по-настоящему замечательных фильма”».

«Мы бы не сделали этого на пустом месте», – настаивает Бойенс. Из всей святой троицы она наиболее подкована в мифологии Толкиена и, возможно, острей других реагирует на обвинения из разряда «они слишком много себе позволяют». «В конечном счете речь идет о возможности рассказать ту часть истории, которая никогда не будет рассказана, если мы не сделаем этого сейчас. Суть не в “промежуточном” фильме, а в том, что происходит в самом “Хоббите”».

Поскольку Джексон был прикован к съемочной площадке, Уолш и Бойенс откомандировали в Лос-Анджелес, где они должны были представить эту идею ничего не подозревающим Warner Bros. Ирония происходящего настигла их, должно быть, при посадке: когда-то глава New Line Боб Шэйи деликатно настоял на трех частях «Властелина колец» вместо двух, которые предлагал Джексон, а теперь команда Джексона просила о троице. И хотя от студии требовалось согласие и готовность предоставить необходимые суммы, Уолш и Бойенс решительно продемонстрировали, что все главные лица креативного состава поддерживают идею расширения. Они получили целый хор одобрений. «Это свидетельствует о правильности нашей задумки», – говорит Бойенс.

Хьюго Уивинг, Питер Джексон и Иэн МакКеллен

«С одной стороны, я не был удивлен, – рассказывает Хьюго Уивинг, чья работа носителя древней мудрости Элронда, скептически заламывающего эльфийскую бровь, теперь растянется уже на шесть фильмов, – а с другой стороны, был. Я знал, что у них есть куча дополнительных материалов, но достаточно ли для отдельного полнометражного фильма?» Средиземье имеет привычку затягивать вас обратно.

Для Мартина Фримана, на чьих натруженных плечах теперь покоится трилогия, это был вопрос доверия к создателям фильма – что они понимают, что делают. «Хотите снять три фильма? Да, отлично, если вы думаете, что именно это вам надо. Ведь у них огромный багаж знаний об этом мире, и они не раз добивались большого художественного и коммерческого успеха».

Так что специально для тех, кто считает, что дело в коварных намерениях студии выдоить у зрителей лишние деньги или неуемных гномьих аппетитов: истина, твердая, как стены Хельмовой Пади, заключается в том, что это было креативное решение, выдвинутое Джексоном и его командой и с готовностью принятое Warner Bros. А насколько оно оправданно, узнаем, когда опробуем конечный продукт.

Нам удалось отловить Джексона в монтажной, где он выпекал первый из этих деликатесов, «Нежданное путешествие». В промежутке между продолжительными дискуссиями по Skype с Говардом Шором и Лондонской филармонией, энергично дорабатывающими хоровые темы в лондонской студии звукозаписи Abbey Road, и приемкой тысячи или около того кадров со спецэффектами, все еще дозревающими в Weta Digital, он ухитрился найти время для того, чтобы поделиться с нами своими ощущениями. «У меня хорошие предчувствия, – утверждает режиссер. – Я доволен этим фильмом».

Питер Джексон и Марин Фриман

В конце 2001-го, когда весь мир с нетерпением ждал выхода «Братства кольца», он по вполне понятным причинам мог пребывать в другом настроении. Предзнаменования были благоприятными: два зажигательных трейлера продемонстрировали, что Джексон свободно ориентируется в Толкиене, а актеры и съемочная группа продемонстрировали, что он окружен весьма одаренными людьми. Но он все еще не проверил себя в деле – фильм с равным успехом могли встретить и презрительным свистом, и слезами восторга. «Я пытаюсь вспомнить, – говорит он о тех давних днях. – Мы все были напряжены».

Тут, определенно, ничего не изменилось. Осталось всего восемь недель: Джексон обещал передать законченную картину Warner Bros. за восемь дней до премьеры. Оттягивать все до последней секунды – один из принципов его работы над фэнтези-проектами. Он старается выдавить из Средиземья все, что можно. «Так почти не остается места для поворота не туда», – полушутливо замечает он. Тем больше места для правильных поворотов.

«Он абсолютно уверен в своем таланте, – говорит Бойенс, содрогающаяся при одной мысли о том, чтобы взяться за режиссуру. – У него есть эта органичная способность улавливать сиюминутное настроение, и в то же время он всегда способен за частностями разглядеть целое».

Давайте зададим риторический вопрос: мог ли фильм превратиться в трилогию в руках Гильермо дель Торо? Сумел бы он догадаться, почему необходимо три части, а не две? И менее риторический вопрос: сможет ли первый фильм удивить нас? «Интересный вопрос, – отвечает Джексон, который старается не предугадывать реакцию публики. – Что мне нравится в этом фильме по сравнению с “Властелином колец” – так это то, что в нем больше юмора, но одновременно происходят очень серьезные вещи. События развиваются довольно быстро. Как только гномы нанимают Бильбо и трогаются в путь, действие начинает набирать обороты. Это захватывающая история».

На съемочной площадке фильма "Хоббит: Нежданное путешествие"

«Ори и Нори, слегка сдвиньтесь влево, – отдает указания Питер Джексон, скрытый за монитором шириной с Андуин. – Балин тоже». За этим следует небольшая перестановка в гномьих рядах, сопровождаемая толкотней и тычками локтей. Каким-то непонятным образом Бомбур, где бы он ни стоял, всегда оказывается на дороге. Раздается громкий лязг: это кто-то задел секирой его окованный железом печной горшок. Слышится хихиканье. Голос подозрительно напоминает Бофура. «Тишина на площадке», – командует первый помощник режиссера. В голосе его слышатся нотки отчаяния, вполне объяснимые для того, кто смирился с ролью пастыря тринадцати буйных гномов в течение следующих полутора лет.

Кажется, прошла целая жизнь с тех пор, как мы тихо наблюдали за съемками в набитом людьми павильоне в Веллингтоне. На самом деле прошло полтора года – примерно два часа и сорок минут по времени Средиземья, согласно последней оценке продолжительности «Нежданного путешествия». А тогда, всего через месяц после начала съемок, сама мысль о завершении фильма едва умещалась в сознании. Оставалось сделать так много, побывать в стольких местах… Идея трех фильмов была невообразимой.

«Ладно, давайте начинать», – распоряжается невидимый режиссер. Гномы начинают тыкать оружием в окруживших их лошадей, которых нет на площадке (они появятся в следующей сцене, где актеров заменят дублеры ростом с толкиеновских гномов). Спешившиеся эльфийские воины покамест прохлаждаются на соседней площадке, в то время как их лошади стоически наблюдают за тем, как крепыши-новозеландцы обрабатывают гипсовый остов Дол Гулдура электрическими шлифовальными станками. Когда люди говорят, что здесь появилась целая отрасль промышленности Средиземья, речь идет именно об этом. Ни один клочок земли не простаивает без дела. По фильму, гномы заняли оборону против пограничного ривенделлского патруля. Все это происходит в свете заката, но на самом деле стоит адская жара. Между дублями гномы подключаются к мобильным охлаждающим установкам, которые по специальным трубкам заполняют подстежку доспехов ледяной водой. Гномы смахивают на чокнутых астронавтов, столпившихся в палатке с кондиционером или следующих за корреспондентами EMPIRE, дабы поделиться новыми жемчужинами мудрости.

Кейт Бланшетт и Питер Джексон

«Это чистый Сесил Б. ДеМилл», – восторженно замечает Джеймс Несбитт (упомянутый ранее Бофур), обводя рукой лошадей, эльфов, стол на козлах, заставленный фруктовым пуншем и шоколадными батончиками с арахисовым маслом, и вилочный погрузчик с древесным стволом. На съемочной площадке, в самом сердце производства «Хоббита», нет ощущения, что двухсерийный (тогда еще) фильм, окутанный сонным очарованием первого романа Толкиена, будет менее эпичен и амбициозен, чем его сиквел. Однако при всем при этом требуется провернуть более изощренный фокус – «захватывающая история» постепенно должна наполниться той же серьезностью, что присутствует в саге о Кольце. Как объясняет Бойенс: «В начале “Властелина колец” на карту поставлена судьба всего мира. В начале этой истории на карту поставлено судьба слегка зарвавшегося, эксцентричного, но притом весьма почтенного хоббита – и лишь потом мы понимаем, что ставка неизмеримо выше».

Этот «слегка зарвавшийся» хоббит вспоминает тот день, когда его сканировали на Weta Digital. «Вроде как побывать у дантиста, только без боли, – замечает Фриман, которого также сфотографировали во всех возможных ракурсах. – То, что они делают, умопомрачительно хитрая штука». Фриман испытал немалое облегчение, когда «странный, пластилиновый я» превратился в довольно схожий с оригиналом и подвижный образ цифрового Бэггинса. Если дурно воспитанный тролль будет держать кого-то в воздухе вверх ногами, то это как раз будет виртуальный двойник Фримана. Что, фактически, и происходит прямо сейчас в сценах, снимающихся одновременно с Ривенделлом. Актеры-гномы, не занятые в основных съемках, тем временем изображают плоскомордых троллей в motion capture.

Веской причиной для расширения серии до трех фильмов была попытка показать «целостную картину», на которую книга лишь намекает. Щедро разбросать семена, из которых вырастет образ Саурона (одно из них, понятно – находка Кольца). Именно эту тему открывают несносные тролли. «Их там не должно было быть», – утверждает Бойенс. Речь идет о сцене, где веселая ватага Торина натыкается на трех вспыльчивых огрообразных типов, намеревающихся запихнуть Бильбо в котел. Неизвестно, получила ли эта местность название «Троллиные пущи» до или после инцидента. «Пещерные тролли спустились с гор. Этого не должно было произойти. Для Гэндальфа это один из первых тревожных знаков. Часть его истории состоит в том, что ему необходимо собрать головоломку – ведь в Средиземье пока что царит мир…»

Морган Фриман и Питер Джексон

Как это ни забавно, нагнетание атмосферы в изначально безоблачном «Хоббите» до ужасов «Властелина колец» происходит в основном за счет магических существ. Хотя, если говорить о коллекции кровожадных тварей, в книге есть еще один озадачивающий нюанс. Не считая воинственных урук-хаев и Голлума (который фактически является опустившимся хоббитом), толпы гнусных тварей из прежних фильмов Джексона больше смахивают на животных, тогда как в «Хоббите» Толкиена они предстают скорее в образе работяг из недавнего британского прошлого. Короче, в образе кокни.

«Мы стараемся, чтобы это выглядело как можно более натуралистично, – говорит Джексон. – В смысле, с троллями-то все довольно просто – они не кажутся таким уж преувеличением. Смог будет поинтересней». Джексон намекает, что дракон кратко появится в первом фильме – вероятней всего, в прологе. Он будет так же ловко жонглировать словами, как и памятный злодей из книги (Смог – один из персонажей, а не чудовище). «Пауки будут переговариваться в основном телепатически, – добавляет Джексон, ссылаясь на гнездо арахнид в Черном Лесу (теперь во втором фильме). – Только Бильбо их слышит». 

Если говорить о подтексте, то Великий Гоблин, которого играет Барри Хамфриз, отчасти скопирован с Ким Чен Ира, покойного и нелюбимого Темного Властелина Северной Кореи. «Гротеск» здесь – ключевое слово. «Он с детской непосредственностью радуется возможности помучить гномов, – говорит Питер Джексон о повелителе убогого горного королевства, возведенного на съемочной площадке и в виртуальных безднах Weta Digital. – Гоблины – насквозь прогнившая, деградировавшая раса». (Что, конечно, никоим образом не относится к достойным гражданам Северной Кореи).

Пост-Аватаровская эпоха не могла не оказать влияния на производство фильма о Средиземье – нет больше гигантских макетов, всех этих прекрасных крепостей и башен. Но, хотя туристические достопримечательности Средиземья вроде Города Гоблинов теперь располагаются в цифровой вселенной, создатели фильма твердо намерены на полную катушку использовать новозеландскую «натуру». «Это укореняет фильм в реальном мире, – говорит Джексон. – Неважно, какую бы фантастическую архитектуру мы ни показывали, хоть Дол Гулдур, хоть эльфийские владения, мы расположим их посреди настоящих ландшафтов, для того, чтобы это выглядело естественно. Что, я думаю, очень важно. Этот стиль я не менял со времен саги о Кольце».

Питер Джексон

Трансмутация «Хоббита» в трилогию добавила кое-что еще к географическому сходству с «Властелином колец». «Нежданное путешествие» идет по следам (хотя и проложенным позже) «Братства Кольца». «Это пришло мне в голову в монтажной, – признается Джексон. – У нас есть пролог, расставляющий по местам некоторые события, затем сцены в Бэг Энде, затем появляется Гэндальф, мы отправляемся в путь, затем недолгая передышка у Элронда, а после мы в горах и под горами…» Господа и дамы, вот вам краткое содержание первого фильма. «Тогда как второй и третий будут совершенно другими…»

На этом мы покинем погруженного в Avid Питера Джексона, чтобы насладиться многочисленными прелестями «Нежданного путешествия». Позже мы вновь вернемся к режиссеру. А пока переверните страницу…

Текст: Иан Нейтан
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?