Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Никого не жалко: рецензия на фильм «Не дыши 2»

Изрядно кровавое, но совершенно необязательное продолжение удачного клаустрофобного триллера о том, что лучше не связываться с ветеранами.

Добавить в закладки

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Настасья Горбачевская
Настасья Горбачевская Автор film.ru с 2019 г. 412 публикаций

Прошло 5 лет с релиза «Не дыши» — пружинистого и убедительного триллера Федерико Альвареса: шайка молодых грабителей в поисках легкой наживы забралась в дом к слепому ветерану войны в Ираке, который получил многочисленные денежные компенсации. Старик дал воришкам жестокий и кровавый отпор, но все же главной героине (Джейн Леви) удалось сбежать не с пустыми руками: деньги стали гарантом ее молчания — в подвале деда нашлись свои жуткие секреты. Фильм полюбился как фанатам жанрам, так и зрителям в целом: замкнутое пространство, динамичные сцены, визуально насыщенное кровопролитие. Производство сиквела было вопросом времени: место режиссера занял сценарист оригинальной ленты Родольфо Саягес (он же написал «Зловещие мертвецы: Черная книга») — и, увы, от этой рокировки потенциал франшизы проиграл.

Стивен Лэнг в роли Нормана Нордстрома на кадре из фильма «Не дыши 2»

Если не смотреть трейлер, не читать синопсис и игнорировать прочие промоматериалы, то первые минут 15 мучает вопрос: это продолжение или приквел? Все тот же старик, только несколько более мягкотелый и вроде бы положительный в своей строгости (Стивен Лэнг) воспитывает в спартанских условиях дочь: техники экстремального выживания и папка с домашним заданием на месяц вперед. У Феникс (Мэдлин Грэйс) нет ни друзей, ни школы, ни малейшего представления о матери — только папа, пес-ротвейлер Шэдоу и знакомая Эрнандес (Стефани Арсила), которая тоже воевала и помогает в бытовых вопросах необычной семье. Стремление девочки к воле растет прямо пропорционально тискам папиных объятий.

Стивен Лэнг в роли Нормана Нордстрома на кадре из фильма «Не дыши 2»

Попытка из героя Стивен Ленга сделать жертву, показав его человеком любящим и одиноким, а нездоровую тягу к насилию списать на ПТСР выглядит и опрометчиво, и одновременно беспомощно. Потому и возникают догадки о предыстории: смена характера Норманна, возможно, продиктована тем, что авторы захотели рассказать, как седовласый старик покрылся железной броней отчуждения и жестокости. Сработала бы эта схема или нет, мы не узнаем: «Не дыши 2» — прямое продолжение первой части, хотя фильм отличается от оригинала и идейно, и стилистически. Обстоятельства появления девочки под этой крышей раскрывать не будем — главная интрига предполагает сюжетный твист. Но позволим себе напомнить, что в фильме Альвареса Норман Нордстон держал заложницу в подвале и насильно ее оплодотворил, чтобы та родила ему ребенка и он не ощущал себя одиноким — пожалуй, на этом моменте любая возможность эмпатии к персонажу обрубается на корню. Сочувствовать самой Феникс тоже не получается — в дом, естественно, врываются очередные плохие парни, и начинается мясорубка, а юная амазонка старательно применяет в жизни все армейские уроки папы, но актрисы вроде Томасин МакКензи рождаются, увы, не каждое десятилетие, а органики Грэйс не хватает, чтобы затмить все недочеты режиссуры.

Стивен Лэнг в роли Нормана Нордстрома на кадре из фильма «Не дыши 2»

Стивен Лэнг в роли Нормана Нордстрома на кадре из фильма «Не дыши 2»

По сравнению с первой частью, где экспозиция была предельно понятной и действенной, «Не дыши 2» стремится максимально усложнить жанровый пульс: от хоррора-клаустрофобии фильм движется в сторону экшена, периодически проваливаясь в мелодраму и заигрывая с эксплуатейшеном (но только слегка: крови и оторванных конечностей для полноправного вторжения на эту территорию все равно недостаточно). Поначалу новый налет на обитель ветерана выглядит неоправданным, но впереди еще один твист (всего сюжетных поворотов Саягес припас три на чуть более полутора часов хронометража) — и мотивация вроде бы обретает смысл. В этой схватке персонаж Стивена Ленга окончательно становится бессмертным и фактическим неуязвимым, как и положено главному герою боевика или слэшера: один слепой старец рубит молотком, пытает и расстреливает ораву молодых парней — то ли как Джон Уик, то ли как Джейсон. Но все это действо по большому счету лишено жанрового драйва, который способен затмить любую алогичность и помочь распрощаться со здравым смыслом: насилие на экране не достигает той кульминационной точки, где превращается в кровавый аттракцион. В результате довольно сложно дистанцироваться от того, как маленькая девочка лет 12 оказалась втянута в ультражестокие разборки, где ее то бьют, то топят, то пытаются бить током, а отец ничуть не лучше плохишей с пистолетами.

По главному принципу сиквелов — быстрее, выше, сильнее — Саягес выходит за пределы дома и расширяет географию пространства. В этот момент странным образом обнажается любовь режиссера к «Бойцовскому клубу» Финчера: тут тебе и дом на Бумажной улице, и Марла Зингер в инвалидном кресле. Вы можете предположить, что здесь припрятан намек на третий сюжетный твист — никакой девочки не существует, а старик сошел с ума. Если бы это оказалось правдой, мы бы, скорее всего, рекомендовали вам отправиться на этот сеанс как можно быстрее. А так можем посоветовать лишь остаться на сцену после титров — такую же необязательную и бессмысленную, как и это продолжение.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?