Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Ноу проблемз

Добавить в закладки

Год назад мне уже предоставлялась счастливая возможность просидеть целую неделю перед включенным телевизором, обозревая кинопоказ на ТВ, и теперь можно подумать, что изменилось за отчетный период. Отсматривался кинорепертуар 6 основных каналов и 5 дециметровых. На фоне сериального половодья показалось, что количество фильмов уменьшилось, но только показалось. В прошлом году за одну февральскую неделю вышли в эфир 38 отечественных лент и 95 зарубежных, а в этом за такой же срок 47 наших (43 – советские) и 102 импортных, из которых 95 англоязычных, в подавляющем большинстве – США. Может быть, поэтому заголовок придумался на английском.
На отдельных каналах соотношение отечественной и зарубежной кинопродукции выглядит следующим образом: OРT – 5:8, РTP --7:6, ТВЦ – 4:5, НТВ – 6:5, «Культура» – 3:5, ТV6 – 1:14, СТС --1:10, Ren-ТV – 2:16, M-I – 9:14, ТНТ – 1:5, ТВ-3 – 10:15, На РTP стало вдвое больше наших картин, на ТВЦ вдвое уменьшилось количество заграничных, НТВ по утрам показывает советское избранное, на ТV6 отечественный показ агонизирует, на СТС показывают теперь больше фильмов, чем в прошлом году. Разумеется, статистика недели может отличаться от статистики года.
Основные новости кинопоказа связаны, как увиделось, с Ren-ТV. Утром и ночью идет качественный «Иллюзион» и, главное, участились премьеры зарубежных фильмов, о которых еще вчера говорили на разных фестивалях, например, «Беги, Лола, беги» или «Актеры» Бертрана Блие. И вообще, на этом канале кино-пертуар формируют сведущие люди, что очевидно. Шедевров везде немного, как и в мировом кинематографе, но зато много профессионально крепких, увлекательных и приличных лент. В «Неукротимых» незабываемый Тайрон Пауэр, голландский коммандос, изничтожает южно-африканских аборигенов, «чтобы сделать эту землю свободной для всех». В захватывающем детективном триллере «Сладкая ложь» неожиданно милая Джоан Коллинз (сериальный вамп) справедливо сообщает, что «только копы – настоящие мужчины», а удивительно похожая на Шарлотту Ремплинг Джоанна Пакула симпатично и просто обнаруживает финальный ключ от сейфа, где деньги лежат, причем ехать за ними надо на Багамы – плохо ли? Впрочем, эта приятность – финальные доллары – радует телезрителя на всех каналах постоянно. Ren-ТV показал на неделе «Отверженных», «Процесс», «Ограбление по Станиславскому», «Освободите Вилли» и дебют братьев Коэнов «Просто кровь», не говоря уж о «Черной кошке, белом коте» Кустурицы. В дебюте Коэны уже Коэны, но, что приятно, без «культовости», то есть увлекательней, чем впоследствии. Там есть интересная, слегка устаревшая мысль: «В России все иначе: там поплачешь, и тебя будут жалеть, а здесь ты предоставлен сам себе – Техас есть Техас».
На НТВ тоже демонстрировался дебют знаменитого Ридли Скотта, лучший дебют Канн-77. Достойное начало карьеры постановщика «Чужого» и «Гладиатора» положили «Дуэлянты» с Китом Кэррадайном и Харви Кейтелем – отличный фильм о наполеоновских офицерах. НТВ, увлекшись сериалами, не забывает и кино. Французские «Бум» с Софи Марсо и «Одиночка» с Бельмондо, советские «Анна на шее» с Аллой Ларионовой, «Сентиментальное путешествие на картошку», «Вам и не снилось» – хорошие фильмы. И ещё была Пета Уилсон в увлекательных «Новых приключениях Никиты».
Кинопрограмма OРТ, как правило, содержит очень достойные картины, например, «Под покровом небес» Бернардо Бертолуччи. Дебра Уингер и Джон Малкович играют путешествующих по Африке скучающих супругов, людей послевоенного «потерянного поколения». Сахара, снятая Витторио Стораро – дюны, барханы, верблюды, караваны – дает прекрасный визуальный эффект. Поначалу может показаться, что это просто ещё одно африканское путешествие, из которых увлекательно только нильское с Агатой Кристи, но Бертолуччи потому и Бертолуччи, что исподволь захватывает и ум, и душу своего зрителя, не отпускает до финальных титров и оставляет тяжелый осадок ещё на полночи. В «Деле о пеликанах» такая разноплановая умница-красотка Джулия Робертс помогает Дензелу Вашингтону осуществить экологический «уотергейт», а «Великолепная семерка снова в седле» могла бы спешиться, поскольку ничего не добавила к славной истории вестерна. «Человек в железной маске» относительно свеж и костюмен, содержит блистательное созвездие актеров, но не потрясает. Леонардо Ди Каприо не идёт королевская прическа.
В репертуаре РTP наряду с советскими аж четыре российские картины – как нигде. Восхищение вызывает скорее сам факт, чем фильмы «Сыщик петербургской полиции», «На муромской дорожке», «Хорошие и плохие» с Александром Буйновым и «Не послать ли нам гонца?» с Михаилом Евдокимовым и Львом Дуровым. Однако в ухабистой, как отечественные дороги, и местами глуповатой, как отечественные дураки, ленте про гонца есть и по-настоящему смешные эпизоды, и пронзительно-трогательные с очень русской музыкой. На РTP тоже не обошлись без знаменитых «котов» Эмира Кустурицы. Очевидно, это все-таки связано с приездом выдающегося режиссёра в Москву в качестве простого музыканта-гастролера из ансамбля «Ноу смокинг».
Заметно поумневший и похорошевший за год канал ТВ-3 продемонстрировал целую ретроспективу маэстро с осененными каннскими пальмами «Подпольем» и «Временем цыган». На канале вообще появились узнаваемые и прекрасные актерские лица, хотя не поддающиеся идентификации физиономии «Кикбоксеров», «Техновоинов» и «Суперменов из Гонконга» тоже наличествуют. Красивая сказочка про «корейских ниндзя» «Хон Гиль Дон» показалась мне, как ни странно, прообразом суперсовременной и интеллектуальной «Матрицы». Оказывается, боевые искусства, доведённые до степени балета, были на экране ещё в 1989 году.
Из новостей кинопоказа следует отметить творческий подход ТВЦ к старым лентам в рубрике «Наше трофейное кино». Поистине наше не потому, что завоевано, а потому, что завоевало и в чем-то воспитало несколько поколений советских людей, особенно послевоенное, к которому отношусь я. Мы были по-пионерски прямоугольными младшими школьниками, когда распахнули глаза перед Джанет Макдональд и Соней Хэни, «Тарзаном» и «Индийской гробницей», чечеткой и «Чаттанугой». Музыка, костюмы, взаимоотношения, жесты, мимика, остроты – воплощённая свобода личности и многое другое. «Трофейная» рубрика представляет собой воспоминания известных людей о фильме и солидные, лучшие фрагменты. Старший Соломин взволнованно объяснялся в любви «Девушке моей мечты» и лично Марике Рекк.
А «Любовь его мечты» (США, 1993), профессиональный и интересный триллер на том же канале, в нежные мемуары не войдет, поскольку объясняет, что любовь – это глупый сон и корыстный обман. Жена из-за денег засадила мужа в психушку, а он её придушил там же во время приема посетителей, что приятно, как всякое торжество справедливости. Из моей краткой рецензии вовсе не следует, что такие фильмы не надо показывать, отнюдь. Во-первых, все квоты диктуются профессиональной слабостью, а во-вторых – нравственной. Лично я верю в наследственный моральный иммунитет нашего зрителя, а типам с неустойчивой психикой даже «Покемон» вреден. Ученые говорят, что для нормального функционирования требуется выделение определенных доз адреналина. Может быть, «ужастик» на экране лучше, чем склока в жизни. А самое главное достоинство «ящика» заключается в возможности переключить кнопку. Этим же хорош и обильный кинопоказ. Скажем, ТV6 демонстрирует «Части тела» (США, 1997), отмеченные высшим баллом в одной из телепрограмм (реж. Бетти Томас, дама, судя по имени). Комедия рассказывает о раскованном эстрадном импровизаторе с артистическим псевдонимом, извините, Пердун, прилюдно показывающем одноименное мастерство. Талант проявляется в первых кадрах, переключиться можно, не дожидаясь окончания первой части – нет проблем. А название, между прочим, грозило только элементарной «расчлененкой».
Когда разбираешься в полуторасотенном количестве названий, поневоле задумываешься над их качеством и ценостью. Большинство либо дезориентирует, либо вообще ни о чем не сообщает. «Безнравственность» и «Беззаконие», конечно, содержат определённую информацию, но годятся скорее для рубрик кинопоказа на ТВ, чем для картин. «С пистолетом наголо» «Пистолет с глушителем» и «Глушитель» словно представляют один и тот же фильм, а фильмы разные и непохожие. Такие названия не помогают запомнить, о чём рассказывает экран. Очевидно, на поиск названия картины надо тратиться не меньше чем на пост-продакшн.
Зато «Черная Эммануэль в Африке» – исчерпывающая информация. Вы поняли? Да, именно по-чёрному темпераментная и в знойных условиях. Имеются моменты подлинной эротики. Канал М-1 не только смешит в два часа ночи. Были ещё и лихие «Голливудские байкеры».
Кинопоказ на ТВ даёт широчайшую панораму кино, ценную возможностью сопоставлять стили и эпохи. В нашем милом «Спортлото-82» и в гонконгском «Молодом тигре», например, герои охотятся за выигрышным лотерейным билетом, но какие разные охотничьи приёмы. А «Непобедимый», «Неукротимые» и «Неуловимые…» представляют, как мне кажется, не просто эпохи, а эры.
Словом, кино на ТВ – привычный, естественный и временами полезный поток образовательно-развлекательной информации, достоверно отражающий состояние мирового кинематографа. Телевидение не обязано создавать впечатление, что кино гораздо лучше самого себя в кинотеатрах, да такая миссия технике и не по силам. ТВ позволяет кинематографистам гордиться своей неувядаемо-постоянной нужностью и ощущать признательность и популяризацию, особенно при выплате авторских.
Лично мне за «отчетный период» удалось обнаружить признаки прогресса в деле кинопоказа на ТВ. Если кто-то полагает, что для такого впечатления требуются большое желание и незаурядные способности, спасибо.

Текст: Дая Смирнова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?