Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Огонь, вода и медные трубы: лучшие российские фильмы-катастрофы

В прокат выходит «Огонь» — новая картина Алексея Нужного о бравых пожарных и спасателях, которые вступают в неравную схватку со стихией и собственными страхами. Рассказываем о ней и о других масштабных российских лентах, демонстрирующих триумф воли простого человека перед лицом монструозных разрушений.

Добавить в закладки
Огонь, вода и медные трубы

Константин Хабенский в роли Алексея Павловича Соколова в роли  Ильина на кадре из фильма «Огонь»

Константин Хабенский в роли Алексея Павловича Соколова в роли  Ильина на кадре из фильма «Огонь»

Необычный поворот в карьере Алексея Нужного, который до этого снимал преимущественно комедии («Громкая связь», «Я худею», «Толя-робот»). «Огонь» повествует о пожарных, тушащих леса в Карелии. Когда один из них погибает, на замену решено взять молодого и неопытного Рому (Иван Янковский), влюблённого в дочку инструктора команды Соколова (Константин Хабенский). Во время одного из заданий обновлённая группа попадает прямиком в эпицентр пожара и должна спасти не только жителей деревни, но и самих себя. Много знакомых лиц (помимо уже перечисленных звёзд — Виктор Добронравов, Роман Курцын, Стася Милославская), эффектные разрушения, соседствующие с человеческой драмой, и, как следствие, уйма саспенсовых сцен — рецепт создания современного фильма-катастрофы прост, но действенен.

Сергей Пускепалис в роли Гарина на кадре из фильма «Метро»

Сергей Пускепалис в роли Гарина на кадре из фильма «Метро»

Строительство новых московских зданий приводит к тому, что между двумя станциями метро возникает трещина. Вода из Москвы-реки заполонит всё пространство подземки, и пассажирам, которым не повезло оказаться не в то время и не в том месте, будет грозить мучительная смерть. Однако эта локальная катастрофа может не ограничиться одними лишь станциями — под угрозой теперь находится весь город. Экранизация книги Дмитрия Сафонова в своё время стала отечественным хитом: масштабы истории, равно как и работа с эффектами, оказались прорывными, и пресса вместе со зрителями в один голос твердили об этапности «Метро» в контексте российского кинематографа. Сейчас уже с приличной дистанции мы можем сказать, что фильм Мегердичева, может, и проигрывает «Экипажу» или тому же «Огню» в уровне постановки, но действительно всё ещё может удивить отечественного зрителя, казалось бы, пресытившегося подобного рода картинами.

Анатолий Васильев в роли Ненарокова и Леонид Филатов в роли Скворцова на кадре из фильма «Экипаж»

Анатолий Васильев в роли Ненарокова и Леонид Филатов в роли Скворцова на кадре из фильма «Экипаж»

Бессмертная классика Александра Митты о пассажирах самолёта, оказавшихся в эпицентре землетрясения. Лава, огонь и разрушения, впрочем, оказываются не единственной проблемой героев: когда судно взлетает, обнаруживается ряд повреждений, которые могут помешать безопасной посадке. Во-первых, «Экипаж» дал старт масштабным фильмам-катастрофам, послужил некой отправной точкой (это, конечно, не значит, что таких картин не выходило раньше, но именно после премьеры работы Митты фокус заметно сместился). Во-вторых, кино сломало барьеры не только зрелищные (даже сейчас все эффекты выглядят пугающе), но и художественные: не обошлось даже без эротических сцен, сделавших Леонида Филатова секс-символом поневоле.

Промокадр к фильму «Экипаж»

Промокадр к фильму «Экипаж»

От знакомого сюжета мы, впрочем, далеко не уходим. Классика бессмертная, но порой нужно освежать воспоминания — в этом случае «Экипаж»-2016 не только делает реверанс в сторону старого фильма, но и развивает традиции зрелищного кино. Картина Лебедева — это настоящий отечественный блокбастер, а герой Козловского — новый взгляд на типаж российского героя. Технологии ушли вперёд, да и Николай Лебедев (один из главных авторов успешного мейнстрима) со своим сценарием детально реконструировал историю. Именно так получился крайне напряжённый, масштабный и, что важнее, несмотря на преемственность (от кино Митты до голливудских традиций), самобытный проект, не потерявшийся даже на фоне новых фильмов-катастроф. Сохранится ли он с таким же успехом, скажем, через 10 лет — неясно, но, учитывая судьбу предыдущих картин Лебедева, шанс крайне велик.

Пётр Фёдоров в роли Петрова на кадре из фильма «Ледокол»

Пётр Фёдоров в роли Петрова на кадре из фильма «Ледокол»

Ледокол «Михаил Громов» движется навстречу монструозному айсбергу. Столкновения, к счастью, удалось избежать, но угроза жизни не миновала: судно застревает во льдах почти без горючего, а убийственный мороз вот-вот погубит всех членов экипажа. Кино Хомерики по-голливудски выверено: конфликт двух капитанов (в исполнении Фёдорова и Пускепалиса) как поле идеологической битвы старого и нового, приятная ностальгия по Союзу и эстетике времени, наконец, сражение человека с природой — один из излюбленных зрительских мотивов. Возможно, эта расчётливость создателей в один момент играет с фильмом злую шутку и превращает его в уж слишком рафинированный crowd pleaser, но стоит ли возмущаться, если старая песня о главном, кажется (хотя и с некоторыми перебоями), работает и заставляет публику со всё тем же напряжением переживать бородатый сюжет?

Кадр из фильма «34-й скорый»

Кадр из фильма «34-й скорый»

Ещё одно кино, основанное на реальных событиях. Скорый поезд № 34 должен был прибыть на место назначения без проблем, если бы не одно «но»: в купе из-за непогашенной сигареты случается пожар и теперь под угрозой жизни всех, кто купил роковой билет на рейс. Стоит ли говорить, что картина Андрея Малюкова («В зоне особого внимания», «Я — русский солдат»), как и любая другая из этой подборки, сохранилась и всё ещё находит отклик у зрителя. Тут ещё важно заметить и контекст производства: некоторые ужасные сцены, произошедшие в кадрах, актёрам пришлось пережить и на съёмках. Так, например, Дурову и Голубицкому из-за случайного возгорания пришлось вылезать из вагона, охваченного пламенем.

Кадр из фильма «Прорыв»

Кадр из фильма «Прорыв»

Если вы оценили «Метро» и хотите посмотреть что-то похожее, всегда есть «Прорыв» Светозарова. Он, в общем-то, тоже повествует о крупной аварии в подземке: сюжет основан на реальном случае 1974 года, когда под угрозой оказались станции ленинградского метрополитена. Всё тот же потоп, всё те же человеческие истории на фоне природной катастрофы и та же пугающая возможность разрушения целого города, но одно значительное отличие — героями «Прорыва» выступают не обычные жители, а инженеры, которым предстоит исправить роковую ситуацию. В «Псах» Светозаров показал своё умение размышлять на тему советской и постсоветской действительности через призму зрительского кино, а эта картина, кажется, стала отправной точкой развития такого таланта.


Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?