
Мало кто может похвастаться идеальным детством, но для некоторых этот период жизни и вовсе напоминает череду испытаний, которые заставляют взрослеть раньше времени. Рассказываем про восемь фильмов о непростом детстве в самых разных жанрах: от семейных драм и комедий до хорроров и даже мюзикла.
В доме, отрезанном от мира высоким забором, живет безымянная семья: две дочери (Ангелики Папулия и Мэри Цони), сын (Христос Пассалис) и их родители (Христос Стергиоглу и Мишель Вэлли). Порядок подчинен странным правилам: покинуть пределы двора можно только на машине и исключительно после того, как выпадет первый клык. Кресло в семье принято называть морем, сильный ветер — автострадой, кошку — самым опасным зверем, а когда кто-то из членов семьи говорит «зомби», то имеет в виду желтый цветок. Однажды отец приводит из внешнего мира девушку по имени Кристина (Анна Калайдзиду), и ее присутствие вносит смуту в относительно стабильный мир странного семейства.
Дебютная работа Йоргоса Лантимоса стала сенсацией Каннского фестиваля 2009 года и была номинирована на «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. Жестокие рамки дозволенного и отсутствие связи с внешним миром заставляют детей принять за норму все, что сообщают родители. Но что произойдет, когда кто-то решится на бунт? «Клык» — парадоксальная антиутопия о семье, где любовь превращается в форму тирании, а взросление становится актом отчаянного сопротивления.
В роскошном бункере, скрытом глубоко под землей, живет последняя семья на Земле. Родители создают иллюзию благополучия: дом украшен дорогими картинами, а по вечерам семейство заседает за большим столом, словно апокалипсиса никогда не было. Сын (Джордж МакКей) растет в этой золотой клетке, не видя мира и не зная правды. Но неожиданное появление на пороге загадочной незнакомки (Мозес Ингрэм) разрушает иллюзии и заставляет юношу впервые столкнуться с реальностью и повзрослеть.
«Конец света» Джошуа Оппенгеймера — музыкальная антиутопия, дебют документалиста в игровом кино, где за блеском богатства и пеленой тщательно продуманной лжи скрываются страшные тайны. Обречены ли дети повторять ошибки родителей? Или знание может принести долгожданное освобождение? Герою МакКея предстоит самостоятельно найти ответы и понять, что на самом деле произошло за стенами дома и кто в ответе за конец света.
Дочь Болотного царя
Хелена (Дейзи Ридли) выросла в лесной глуши рядом с обожаемым отцом Джейкобом (Бен Мендельсон), который обучал ее охоте и выживанию в диких условиях, и с молчаливой матерью, чье отчужденное поведение казалось девочке непонятным. Однажды около дома появляется заплутавший незнакомец, и мать тут же бросается к нему за помощью. Вскоре Хелена узнает, что Джейкоб, известный в народе как Болотный царь, много лет назад похитил ее мать и удерживал рядом с собой силой. Спустя годы Хелена взрослеет, обзаводится семьей и сама становится матерью, так и не рассказав супругу тайну своего рождения. Но однажды героиня узнает, что отец сбежал из тюрьмы и идет за ней. Чтобы защитить семью, девушке придется вспомнить, чему ее учил отец.
Фильм Нила Бергера основан на романе Карен Дионн. Это мрачный триллер о детской травме: героиня Дейзи Ридли боготворила отца, верила в его заботу и хранила светлые воспоминания об охоте и прогулках в лесу, но ее мир разрушился, когда стало ясно, что отец был преступником. Даже осознавая боль, причиненную матери, Хелена с ужасом понимает, что продолжает с теплом вспоминать детство в лесу. Взросление героини превращается в мучительный процесс разрыва с иллюзиями.
Бен Кэш (Вигго Мортенсен) и его жена растят шестерых детей в глуши северо-западных лесов, вдали от цивилизации. Родители учат их иностранным языкам, естественным наукам и навыкам выживания, воспитывают в духе анархизма и полной честности. Но смерть матери заставляет семью покинуть дом и отправиться в путешествие, где дети впервые сталкиваются с миром, о котором раньше знали лишь из книг.
«Капитан Фантастик» Мэтта Росса — трогательная трагикомедия, удостоенная наград Канн и принесшая Вигго Мортенсену номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». Картина поднимает вопросы воспитания и социализации: можно ли подготовить детей к жизни, лишив их общества сверстников? Зритель оказывается перед парадоксом — методы Бена жестоки и утопичны, но его дети умны, сильны, справедливы и независимы. Так в чем на самом деле секрет хорошего воспитания?
На удаленном британском острове 12-летний мальчик по имени Спайк (Алфи Уильямс) вместе с отцом Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон) учится быть охотником на зараженных. Спайк боится мутировавших зомби, но еще больше его тревожит неизвестная болезнь матери Айлы (Джоди Комер). В поселении нет врачей, поэтому никто не может помочь. Решив спасти маму, подросток нарушает правила общины и отправляется вместе с Айлой на «большую землю», чтобы отыскать доктора (Райф Файнс) и лекарство. Маленькому герою предстоит в рекордные сроки стать взрослым, ведь мать то и дело погружается в болезненные галлюцинации и не может защитить мальчика от угроз внешнего мира.
«28 лет спустя» Дэнни Бойла и Алекса Гарленда — один из главных релизов этого года. В центре повествования — болезненное и правдоподобное взросление Спайка, который из наивного ребенка, привыкшего во всем полагаться на волю отца, превращается в человека, способного принимать тяжелые, иногда жестокие решения, не утратив при этом человечности.
Мы привыкли воспринимать «Гарри Поттера» как сказку о чуде: мальчик-сирота внезапно открывает для себя мир магии, обретает друзей и находит свое место в школе, где царит волшебство. Но за этой светлой оболочкой скрывается куда более мрачная правда — история о детстве, лишенном тепла и принятия, и взрослении, которое наступило слишком рано.
Гарри растет в семье, где его не любят и не ценят: мальчику достаются обноски кузена, его оставляют дома, когда другие идут веселиться, и внушают, что родители были никчемными людьми. В одиннадцать лет Гарри узнает правду: он не просто волшебник, но один из самых известных в магическом мире. Однако открытие не приносит облегчения — вместе с наконец обретенными друзьями и свободой приходит и осознание тяжелого бремени. А впереди семилетнее сражение с Волан-де-Мортом, лишившим мальчика родителей.
Франциска растет на уединенной ферме с мамой и папой. Вместо игр и сказок мать-хирург (Диана Агостини) учит девочку обращаться со скальпелем и рассказывает истории о святом Франциске Ассизском. Но однажды в дом врывается незнакомец и убивает мать. Отец (Пол Назак) прячет преступника в сарае, а девочка применяет полученные знания: лишает его глаз и голоса, превращая в «друга», который никогда ее не покинет.
Черно-белый дебютный фильм Николаса Пеша «Глаза моей матери» — жуткий и беспросветный хоррор, который, в отличие от, например, «Капитана Фантастика» и «Гарри Поттера», точно не стоит смотреть с детьми. Пеш исследует, как травма и изоляция меняют сознание ребенка, и оставляет зрителя без моральных опор: можно ли осудить Франциску за то, кем она стала в результате решений, принятых взрослыми?
Ри (Дженнифер Лоуренс) всего 17 лет, но она давно была вынуждена повзрослеть, чтобы стать опорой для младших брата и сестры после того, как мама почти перестала разговаривать, а отец угодил за решетку. Однажды девушка узнает от полиции, что отец в бегах, и если он не явится на слушание, то у семьи отберут дом и все принадлежащее им имущество. Чтобы спасти семью, Ри отправляется на поиски отца по самым темным уголками Миссури.
«Зимняя кость» Дебры Граник заслуженно получила признание критиков и несколько престижных номинаций на «Оскар». Дженнифер Лоуренс в роли Ри воплощает на экране образ сильной, привыкшей к лишениям юной героини, которая готова на все ради семьи. Два года спустя обретенные навыки помогут актрисе перевоплотиться в Китнисс Эвердин, главную героиню франшизы «Голодные игры».