Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Почему стоит посмотреть «Плейлист волонтера» — сериал о поисковиках «ЛизаАлерт»?

Помогите найти хорошего человека в себе.

Добавить в закладки

Мертвые не умирают, но иногда оживают ни с того ни с сего. Так случилось с Мишей Штапичем (Иван Янковский), ну или почти так. Молодого человека нашли морозным утром у железнодорожных путей: полицейский констатировал смерть, труп выбрал жизнь — встал и пошел домой (никакой мистики: ошибка диагностики). У подъезда похмельного и помятого Мишу встретили волонтеры «ЛизаАлерт». Сигнал по рации «Найден. Жив» не значит, что пора домой: в Москве, области и везде вокруг все время кто-то теряется и не всегда находится без посторонней помощи. Не восстановив в голове хронологию прошедшей ночи, Штапич просится пойти вслед за Лялей (Марго Адаева) и Жор Санычем (Шамиль Хаматов) на следующий вызов — мать не дождалась сына из школы.

Иван Янковский в роли Штапича на кадре из сериала «Плейлист волонтера»

Иван Янковский в роли Штапича на кадре из сериала «Плейлист волонтера»

«Плейлист волонтера» то по любви, то по принуждению женит стройный детективный процедурал с драматическими эскападами. Каждый эпизод — маршрут от точки потери к точке находки, где финал пути не всегда означает победу доброго умысла: не все мертвецы оживают, стоит им быть обнаруженными в снегу, в лесу или на берегу озера. Штапича — разведенного отца, алкоголика и, в общем-то, тоскливого чудака (замените букву) — тянет прибиться к стае таких же растерянных людей. Будоражит то ли азарт поиска, то ли призрачная попытка искупить инертное существование (будем считать, экзистенциальный кризис), то ли внутренняя потребность быть хоть кому-то нужным — пусть и совершенно незнакомому человеку, мерзнущему где-то под березкой без спичек. Не обошлось без поэтического (или прозаического — как посмотреть) стремления впечатлить девушку — голубоглазая барышня с позывными Кукла (Мила Ершова) была самой красивой девочкой если не в классе, то в поисковом отряде.

Мила Ершова роли Куклы на кадре из сериала «Плейлист волонтера»

Мила Ершова роли Куклы на кадре из сериала «Плейлист волонтера»

Любая из причин или все сразу покрывают карту искренности — сериал родился из одноименной книги, книга — из опыта волонтера «ЛизаАлерт» Артема Ляшенко (Мршавко Штапич — звучный псевдоним, который в переводе с сербского означает, что он — дрыщ). События и на страницах, и на экране разворачиваются в начале 2010-х годов: в заведениях еще можно курить, а отслеживать местонахождение смартфона по приложению — нельзя. Личный отпечаток и вовлеченность в быт, культуру, а главное, механизм поисков лечат все драматургические промахи. «Плейлист волонтера» изобретательно снят и поставлен: сериал выигрывает и интонационно, и жанрово, и актерски, и музыкально (саундтрек оправдывает название), но драматургически то и дело оступается и вязнет в болотах сценарных допущений.

Дмитрий Чеботарев в роли Хрупкого на кадре из сериала «Плейлист волонтера»

Дмитрий Чеботарев в роли Хрупкого на кадре из сериала «Плейлист волонтера»

Десять лет — небольшой временной отрыв, но интервал все же предполагает некоторую дистанцию. И дело не только в дате на календаре, модели телефона или (не)доступных средствах обнаружения пропавших (хотя и в них, конечно, тоже), но и в архетипах, которые остались в прошлом. Протагонист, находящийся в постоянном антагонизме со всем и всеми, — герой сериалов начала нулевых: сегодня отрешенное хамство уже не выглядит столь обаятельным и притягательным. Ляшенко свой роман называет грязной литературой и дает ориентировку на слог Чарльза Буковски. Побочные эффекты гонзо-репортажа с поисковых экспедиций — чрезмерное любование скотским поведением главного героя и слабо прописанные героини: миссия спасения потерянной драматургии ложится на плечи артисток — Александры Урсуляк, Марго Адаевой, Дарьи Руденок, Марины Васильевой, Евгении Громовой и Милы Ершовой.

Но в случае обстоятельной и подробной беседы о «ЛизаАлерт» на недоговоренное хочется закрывать глаза. «Плейлист волонтера» ошибается в деталях, но точно выбирает художественный курс на развенчание героического: заземление вместо романтизации. Добровольцы по определению люди хорошие и изо всех стараются причинить добро всем, до кого успеют дотянуться (ключевое слово: успеют). Но в стремлении обыскать все водоемы, устья рек и глубокие овраги волонтеры снова и снова не находят утешения ни для себя, ни для самых близких. Вектор внимания рассеян, а потому есть риск распределить помощь не туда и промазать с благими намерениями: расстановка приоритетов вечно поворачивает моральный компас в сторону пропавших. Благородно? Семьи добровольцев не всегда дают однозначный ответ.

Иван Янковский в роли Штапича на кадре из сериала «Плейлист волонтера»

Иван Янковский в роли Штапича на кадре из сериала «Плейлист волонтера»

Сериал начинается пусть с ироничного, пропитанного черным юмором и дребезжащей хтонью, но перерождения. Штапич отказывается от смерти и идет возвращать жизнь тем, кто дал ее обстоятельствам взаймы. От гастролей по пограничной территории между спасением и гибелью невозможно оторваться: сериал цепляет, ловит на крючок и ведет за руку во все чащи — непроходимые, лесные, душевные. Режиссеру Максиму Свешникову и писателю-сценаристу Артему Ляшенко хочется непременно пожелать второго сезона и взвешенного развития (закрытия?) всех арок — персонажей зрители уже полюбили (оставим отдельный комплимент Хрупкому в исполнении Дмитрия Чеботарева), авторам осталось их раскрыть. 

«Плейлист волонтера» — отличная прививка от поиска… высшей справедливости. В том, что пропавших детей не всегда можно спасти, нет ни взвешенной логики, ни вселенского промысла, ни злого рока, ни дурных знамений. Есть только горький опыт и бешеное желание не позволить трагедии повториться. Но, как бы ни было тоскливо и больно, если выйти на тропу не в одиночку, а вдвоем, то меньше шансов не только не потеряться, но и найти, и найтись. Поэтому никогда не поздно сказать: «А можно, я с тобой?»

Смотрите сериал «Плейлист волонтера» в онлайн-кинотеатре Okko.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?