Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
В российский прокат вышел фильм "Танцующая во тьме". Это само по себе событие. Но подлинную значимость ему придает то, что оно вписано в интернациональный контекст, созданный совместными усилиями Ларса фон Триера, датской кинокомпании "Центропа", фестивалей, критиков и прокатчиков разных стран.
Триер с самого начала был концептуальным режиссером и мыслил не отдельными фильмами, а манифестами и проектами, отчасти даже – пиаровскими категориями. Первый манифест он написал еще в 1984 году по поводу своего фильма "Элемент преступления". К "Эпидемии" и "Европе" тоже были заготовлены манифесты, а вместе эти картины образовали первую – "мужскую" или "европейскую" – трилогию Триера. В оригинале все три названия начинаются с буквы E – как и слово Europa.
В "3-м Манифесте" Триер называет себя "мастурбатором серебряного экрана", алхимиком, творящим из целлулоида богоподобный мир, который никогда, однако, не будет равен божественному. На этом он в отчаянье порывает с традициями авторского кино "а ля Тарковский". Вторая – "женская" – трилогия Триера называется "Золотое сердце" и построена на фольклорных, сказочных и религиозных клише. В нее входят фильмы "Рассекая волны", "Идиоты" и "Танцующая во тьме". Одновременно "Идиоты" стали первым фильмом нашумевшей Догмы-95, приведшим к эпидемии "догматизма" во всем мире.
Мировая премьера "Танцующей" тоже была торжеством концепта. Вместо традиционной фестивальной заставки Триер заставил зал каннского фестивального Дворца сидеть в полной темноте и слушать увертюру. И хотя героиня фильма, чешская эмигрантка, "предпочла Голливуд Владивостоку" и стала верной поклонницей американских мюзиклов, сам Триер производит в своем фильме радикальную деконструкцию замшелого в своем консерватизме жанра.
На каннскую пресс-конференцию Триер пришел без Бьорк, с которой изрядно наконфликтовался за время работы. Режиссер, известный своими фобиями и чудачествами, столкнулся с еще более экстравагантной натурой, рядом с которой сам стал смотреться едва ли не правильным буржуа. Впрочем, не факт, что так оно на самом деле, а результат – "Золотая пальмовая ветвь" плюс Приз за лучшую женскую роль для Бьорк – позволяет даже фобии и скандалы вписать в талантливо проведенную пиаровскую кампанию. Которую по сути возглавила играющая в фильме "роль второго плана" Катрин Денев. Она целиком взяла на свои опытные дипломатические плечи каннскую пресс-конференцию, разъяснив французской пишущей братии, из какого сора растут кинематографические стихи Триера.
Большая прокатная история фильма начинается 22 сентября, когда показом "Танцующей" открывается кинофестиваль в Нью-Йорке. В этот же день картину Триера представляют прессе и VIP-гостям в московском "Ударнике" – и одновременно начинают прокатывать в крупных российских городах. Занимаются раскруткой картины на нашей территории агентство "Интерсинема-Арт" и кинокомпания "Кармен".
Синхронность выпуска и близость прокатной стратегии имеют принципиальное значение: они сигнализируют о торжестве идей "триеризма" во всем цивилизованном мире. Кстати, параллельно проводимый в Американском доме кино фестиваль фильмов Триера так и называется – "Триеризм". Как и во многих других странах, в России организована и проведена пресс-конференция с Триером по Интернету: каждый предварительно записавшийся мог задать вопрос режиссеру, а ответы прочитать – любой желающий.
Это не значит, конечно, что в России стали прокатывать арт-кино с таким же размахом, как в других странах. Во Франции, например, напечатано 300 копий "Танцующей", а у нас – только 20. Но и это совсем немало для страны, где количество хорошо оборудованных кинотеатров пока минимально. Кстати, для VIP-показа в "Ударнике" (и для будущих "настоящих киноманов") подготовлена оригинальная фильмокопия с русскими субтитрами. Для остальных просмотров будет использоваться дублированный вариант – за исключением песен Бьорк. Это довольно редкий случай: обычно дублируются только американские боевики. И хотя дубляж сильно искажает художественную ткань фильма, зато заметно повышает его прокатный потенциал. Ведь, как и в Америке, люди у нас не любят читать субтитры. Разница в том, что там английский язык – родной.
На Западе разночтения в связи с выпуском "Танцующей" возникли главным образом в вопросе об использовании для массового показа увертюры: например, владельцы видео наверняка примут черноту на экране при отлично звучащей музыке за брак записи.
Триер, как уже не раз бывало в прошлом, создает новые проблемы тем, кто распространяет его фильмы. Вместе с тем он провоцирует новые подходы к кинопоказу, который превращается из рутинного "проката" в увлекательный творческий процесс.
Рецензия на «Золотое дно»: стоит ли смотреть второй сезон сериала о войне за капитал?
9 декабря / Текст: Юлия Шампорова
Рецензия на «Зверополис 2» — кассовый хит Disney, который опоздал на 10 лет
9 декабря / Текст: Оля Смолина
Рецензия на фильм «Ах, какое веселье»: когда даже Мишель Пфайффер не спасает праздник
9 декабря / Текст: Гульназ Давлетшина
Netflix покупает Warner Bros.: умрут ли кинотеатры и как сделка повлияет на обычных зрителей?
8 декабря / Текст: Тамара Ходова
Во что играть и что смотреть на Comic Con Игромир 2025: дайджест фестиваля поп-культуры
6 декабря / Текст: Владимир Ростовский, Сергей Сергиенко
Как удалить Интернет: рецензия на фильм «Трон: Арес» с Джаредом Лето
8 декабря / Текст: Егор Козкин
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).