Режиссер и сценарист Наталия Мещанинова о тенденциях современного российского кино, Анне Михалковой, подростках, домашнем насилии и о своем последнем, очень личном фильме «Один маленький ночной секрет».
Наташа, ты недавно была в жюри дебютов на фестивале «Короче», смотрела кино молодых. Какие ты увидела проблемы, тенденции?
Если разбирать нашу программу полнометражных дебютов, не могу сказать, что какие-то суперновые темы прозвучали.
Но ведь первый фильм – это и самопрезентация. С чем они пришли, как тебе кажется?
Вот не могу все объединить в одну какую-то тенденцию. Один мальчик (Байбулат Батуллин) пришел с трогательной татарской очень личной историей «
Особенно с маститым, который знает, «как надо».
Если берешь «самоигрального» актера, он сделает роль сам. Но с остальными все равно надо работать. Здесь и проявляется отсутствие опыта. Если говорить об общих проблемах – это проблема с ритмом. Однажды Борю Хлебникова награждали за фильм «Коктебель», и Агнешка Холланд ему вместе с призом подарила ножницы. Он оценил шутку. Мне кажется, многим дебютантам тоже надо было ножницы дарить. Когда делаешь дебют, тебе все ценно, каждая секунда бытия, ты дорожишь этими секундами-кадрами: трудно резать.
А ты разделяешь мысль Хлебникова, что сегодня жанр – единственный способ говорить о каких-то актуальных вещах? Жанр как укрытие.
Не единственный. Просто жанра перестали бояться. Наше поколение – Боря про это рассказывал – страшно боялось жанра, потому что тебя обвинят в попытке понравиться зрителю. А идти надо от себя.
Ты никогда не хотела понравиться зрителю?
Я никогда не делаю специальных шагов, чтобы понравиться. Заигрывание со зрителем приводит чаще всего к беде. Но жанр не обязательно про стремление угодить. И сейчас молодые не закомплексованы в этом отношении. В программе были жанровые истории, рассказаны честно по отношению к себе.
Недавно у нас был образовательный проект – пять пилотов, которые делают продюсеры Федорович с Никишовым для компании Okko. Они набрали десять человек в школу шоураннеров. Эти ребята должны были написать свои собственные сценарии – и пяти из них давали финансирование, чтобы снять пилоты. Я там преподавала режиссуру. И молодые люди начали транслировать что-то свое. Например, проект, который называется «Руки Анны». Режиссер Полина Синева – глухая. И процентов 70 героев у нее тоже не слышат. Это про мир глухих, но рассказано жанровым языком.
Продолжение интервью читайте на страницах Printed.