Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Полюбите его беленьким: Рецензия на фильм «Стрельцов» с Александром Петровым

Не очень удачная, но отважная попытка превратить черную трагедию гениального футболиста в ревизионистский лубок для самых маленьких.

Добавить в закладки

В 20 лет у ног простого парня из подмосковного Перово весь Советский Союз – Эдуард Стрельцов (Александр Петров) привел сборную СССР к победе на Олимпиаде в Мельбурне, вывел московский клуб «Торпедо» в лидеры чемпионата и стал кумиром всех болельщиков и болельщиц страны. Однако его падение было столь же стремительным, сколь и взлет: получивший доступ к невиданным для обычного советского гражданина благам, Стрельцов оказывается за решеткой по несправедливому обвинению в изнасиловании, которого он не совершал. А обвинение стало результатом ревности комсомольского деятеля с говорящей фамилией Постников (Александр Яценко) к молодой жене Стрельцова (Стася Милославская). Теперь Стрельцову предстоит долгое возвращение на футбольное поле из мест не столь отдаленных.

Кадр из фильма «Стрельцов»

Перед просмотром байопика про одаренного анфан террибль советского футбола настораживает сразу рейтинг 6+, присвоенный фильму. Как можно рассказать историю низложения Стрельцова без единого матерного слова, без сцен с возлияниями, насилием и обнаженкой? Но 28-летний представитель режиссерской династии Илья Учитель, снимающий уже более десятка лет, решил избежать какой-либо смурной постсталинской бытовухи, воспользовавшись знакомыми приемами сказочника. В кадре предстают умытые московские улочки, залитые солнцем, девушки в ситцевых платьях и широкоплечие парни с улыбками в 32 зуба. Учитель осторожно обходит красные, раздражительные места в биографии героя, а в финале делает прицел на хеппи-энд, от которого реальность была очень далека.

В данном случае важен не тот факт, что если Тарантино позволено убивать Гитлера и оставлять в живых Шарон Тейт, то и Учителю можно переписывать историю на экране. Дело в том, что сама жизнь Стрельцова была соткана из самых сочных мифов, передававшихся из поколения в поколение. Именно так отцы и рассказывали своим малолетним сыновьям о суперфорварде – упрощая или обходя противоречивые моменты и факты, подчеркивая его сверхспособности, предпочитая легенду истине. Александр Петров выступает здесь в роли не столько жившего среди нас человека, сколько полувымышленного персонажа советской мультивселенной. И передается пересмотру тут даже основополагающее правило советского и российского уклада жизни: если ты выделяешься среди других, словно гвоздь, то тебя вобьют по самую шляпку. Заблюренные, размытые народные массы на трибунах вместе со Стрельцовым выказывают гражданское неповиновение властям и требуют полностью реабилитировать несправедливо осужденного кумира. И что самое удивительное, добиваются своего.

Кадр из фильма «Стрельцов»

Реализм в фильмах о футболе редко идет им на пользу – лучшая игровая картина об этой массовой болезни, «Убойный футбол» Стивена Чоу, максимально удалена от реалий действий игроков на поле. Поэтому на фактические нестыковки и ляпы типа составов команд на стадионном электронном табло в начале 60-х, песни Давида Тухманова про последнюю электричку в конце 50-х или на использование кочана капусты в качестве футбольного мяча можно смотреть сквозь пальцы. Но даже в таком упрощенном и покрытом глянцем варианте жизнеописания Стрельцова авторы оставили место для вопросов о том, что такое быть свободным на одной шестой суши планеты Земля. Где начинается и заканчивается свобода – не только во времена хрущевской оттепели, но и более полувека спустя. История Стрельцова, в которую эти противоречия вшиты так глубоко, что не выкорчевать, стала вновь актуальной в последнее время – его имя часто упоминалось во время скандала с Кокориным и Мамаевым пару лет назад. В недавнем расследовании вокруг ДТП с участием Михаила Ефремова столько же вопросов, теорий и мнений, сколько было и вокруг дела с изнасилованием на подмосковной даче с участием футболистов сборной.

Кадр из фильма «Стрельцов»

Времена могут меняться, а вопросы остаются теми же, и фильм про Стрельцова дает возможность порефлексировать над ними даже учащимся младших классов. Потомственные кинематографисты Учители, выпуская сказку-ложь с уроком для добрых молодцев и доморощенных селебов, приговоренных к тому, чтобы биться лбом о те же грабли, что и их деды, удивительно точно попадают в актуальность момента. Призом могут стать кассовые сборы – недаром недавно все рекорды побил фильм «Холоп» о сказочном мажоре, попавшем на перевоспитание в крепостные времена. Народ в нашей стране явно хочет понять намеки, которые ему даются в кинотеатрах. На большом экране они могут оказываться более считываемыми, чем в новостях или в реальной жизни вокруг.

Эдуард Стрельцов, безусловно, был самым любимым футболистом в СССР. Доказательство тому три памятника ему в Москве: один на стадионе возле метро «Автозаводская», названного его именем, другой – возле Лужников, третий – на Ваганьковском кладбище. Остается надеяться на то, что и фильмов о нем будет несколько. Учительский «Стрельцов» имеет право на существование, но только рядом с максимально достоверной и не столь лучезарной по тону автобиографической картиной. Снятой хотя бы и кем-то вроде Звягинцева.

Текст: Илья Миллер
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?