Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Рецензии

Последний реверанс Ее Величеству: рецензия на финал сериала «Корона»

Питер Морган прощается с обитателями Букингемского дворца и завершает один из главных сериалов современности. 

Добавить в закладки

Трейлер

Первая часть шестого сезона поставила точку в истории принцессы Дианы (Элизабет Дебики): водитель потерял управление, трагедия случилась, мир погрузился в скорбь. Вторая глава посвящена другим обитателям Букингемского дворца: принцу Уильяму (Эд Маквей) и королеве (Имелда Стонтон). Меланхоличный юноша скучает по матери, срывается на отца (Доминик Уэст) и тяжело переносит всеобщее внимание к своей персоне, а Елизавета между тем размышляет о судьбе монархии и непрестанно думает о смерти. 

Эд Маквей в роли Уильяма на кадре из сериала «Корона»

Эд Маквей в роли Уильяма на кадре из сериала «Корона»

«Корона» с самого начала вращалась вокруг животрепещущего вопроса: насколько институт монархии жизнеспособен сегодня? Виндзоры с пугающей частотой сталкивались с критикой в свой адрес и яро защищали шаткую репутацию, а Елизавета не раз произносила речь о сакральности короны и волшебном образе, столь необходимом простым гражданам. Питер Морган напоследок обращается к теме устаревшей системы: кажется, не было ни одного сезона, когда Букингемский дворец не переживал тяжелые времена. Правление Елизаветы II — прекрасная пора, которая в то же время знаменует собой закат монархии. С каждым десятилетием королевская семья все больше выглядела анахронизмом. К финалу принц Филипп (Джонатан Прайс) произносит то, что было у каждого на уме: «Мы — вымирающий вид». 

Доминик Уэст в роли Чарльза на кадре из сериала «Корона»

Доминик Уэст в роли Чарльза на кадре из сериала «Корона»

Политики в шестом сезоне крайне мало: Тони Блэр (Берти Карвел) затмевает Елизавету на публике, но камера сосредоточена на Виндзорах. Глобальные исторические события — война в Ираке и 11 сентября — происходят где-то на фоне. Да, герои затрагивают животрепещущие темы, но умы монарших особ заняты другим. Если раньше авторы демонстрировали образцовое сочетание придворных интриг и международной хроники, то на этот раз акцент сместился на отношения фамилии. Впрочем, стоит ли удивляться такому решению? «Корона» — сериал о елизаветинской эпохе, а заключительные шесть эпизодов — последняя возможность покопаться в королевских ранах, заглянуть в спальни аристократов и сделать глубокий реверанс Ее Величеству. 

Имелда Стонтон в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»

Имелда Стонтон в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»

После смерти Дианы и ухода магнетической Элизабет Дебики из сериала на экране предсказуемо образовалась пустота. Свет может зажечь лишь новое поколение: непростая миссия возлагается на плечи Уильяма. Старший сын, будущий наследник престола, выступает кровоточащим сердцем сезона: горюющий от утраты матери парень не готов к обрушившейся славе, кричащим на улице поклонницам и мешку писем со всего света. Гарри (Лютер Форд) тем временем выбирает бунт: он, как некогда Маргарет, чувствует себя вторым и ненужным. Но и первыми быть тоже далеко не просто, поэтому неудивительно, что Уильям находит общий язык именно с бабушкой. Зрители узнают чуточку больше об учебе Уильяма в университете и начале романа с Кейт Миддлтон (Мэг Беллами). Отношения с правильной и во всем безупречной девушкой — последний шанс пожить исключительно для себя. К счастью, мы, зрители из будущего, знаем, что «улица Надежды» (именно там жили возлюбленные с друзьями) приведет к свадьбе века. Но Питеру Моргану интересен не столько роман наследника, сколько взросление травмированного юноши: за несколько эпизодов на экране происходит формирование сложной личности Уильяма, пытающегося балансировать между обедами у семьи любимой девушки и торжественными церемониями в Букингемском дворце. 

Имелда Стонтон в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»

Имелда Стонтон в роли Елизаветы II на кадре из сериала «Корона»

Чем ближе «Корона» подступает к современности, тем больше героев уходит на покой. В 2002 году Елизавету покинули двое: мать и сестра. Принцессе Маргарет (Лесли Мэнвилл), как одной из ключевых героинь сериала, посвящена целая серия. «Ритц» возвращает сестер в прошлое: 8 мая 1945 год королевские особы сбежали из дворца, чтобы отпраздновать заключение мира с ликующими лондонцами. К слову, эпизод действительно произошел в реальности, правда, с некоторой оговоркой: Элизабет и Маргарет покинули дом с разрешения родителей. Существует даже отдельный фильм про знаменательное событие — «Лондонские каникулы» Джулиана Джаррольда. Маргарет в 2000-х страдает от последствий инсульта и находит утешение в ностальгии: героиня то и дело напоминает сестре о теплом майском дне, когда все условности были отброшены, правила забыты, и время на миг остановилось. Лилибет танцевала и давала волю себе настоящей, а Маргарет держалась подле Питера Таунсенда: разбитые сердца и крах надежд еще впереди. День Победы — отражение беззаботной юности, которой вот-вот придет конец. Любящие сестры пока не ощущают давления короны, но осталось всего восемь лет перед вступлением старшей на престол. «Корона» полюбилась публике в первую очередь благодаря хорошо выстроенной семейной драме, а сестринство Маргарет и Элизабет — квинтэссенция сложных отношений, в которых есть место и обжигающей злобе, и неподдельной нежности. Прощание с принцессой случилось под стать ее персоне — с танцами, под звуки бокалов шампанского, в объятиях горячо любимой сестры. 

Масштабный опус Питера Моргана завершается почти за два десятилетия до современности. Но смерть Елизаветы, которая ушла из жизни в 2022 году, нависает над последними эпизодами как некое предзнаменование. Королева занимается подготовкой собственных похорон, погружается в размышления о конечности человеческой жизни. На экране возникает каждая версия монаршей особы: Клэр Фой, Оливия Колман и Имельда Стонтон — разные ипостаси как отдельные главы жизни, как напоминание зрителям о том, что «Корона» — в первую очередь сериал о Елизавете, чья жизнь кардинально изменилась с первого эпизода. Тогда неуверенная в себе девушка мечтала как можно дольше наслаждаться радостями семейной жизни, не думать о будущем бремени короны, не переживать ежедневно об имидже монархии. Румянец на щеках, ветер в волосах, рядом за рулем мужчина всей жизни — что еще нужно влюбленной барышне двадцати с чем-то лет? Но долг стучится в дверь слишком рано, и вот спустя семь лет и шесть сезонов мы добрались до финала. Женщина на пороге 80-летия погружается в воспоминания благодаря архивным видео на проекторе. Елизавета не может сдержать слез: проводя ладонью по экрану, королева пытается еще раз прикоснуться к мгновениям чистой радости. Примерно так же зрители смотрели «Корону» — вглядывались в прошлые десятилетия человеческой истории через призму семейства Виндзор. Королевы больше нет, «Короны» тоже, лишь монархия продолжает держаться на плаву, как маяк былой эпохи. 

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?