Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

Пост- и метаслэшеры: «Крик» и еще 6 фильмов ужасов, которые сломали четвертую стену

В кинотеатрах идет пятый фильм культовой франшизы 90-х «Крик». На смену ушедшему Уэсу Крейвену пришли молодые режиссеры Мэттью Беттиннели и Тайлер Джиллетт и смело погрузились в постмодернистскую эстетику слэшера, который осознает, что он слэшер. Но убийца с призрачным лицом был не первым и не последним, кто заигрывал с четвертой стеной: вспоминаем еще 6 фильмов ужасов, которые смотрели прямо в глаза зрителю.

Добавить в закладки
Пост- и метаслэшеры: «Крик» и еще 6 фильмов ужасов, которые сломали четвертую стену

Кортни Кокс в роли Гейл на кадре из фильма «Крик»

Кортни Кокс в роли Гейл на кадре из фильма «Крик»

1996 год, слэшеры в упадке, в Вудсборо гибнут подростки. Старшеклассник из видеопроката объясняет ровесникам, как выжить среди этой смертной любви, но его никто не слушает. Сценарист-дебютант Кевин Уильямсон и мастер ужаса Уэс Крейвен («Кошмар на улице Вязов») вступили в диалог с любимым жанром и провели ревизию, не скрывая от публики, почему подростковая резня уже надоела и порой кажется однотипной. Фильм стал и эталонным, и культовым, породив целую волну эпигонов. Но прежде всего «Крик» — кино поколенческое: помимо постмодернистских заигрываний со структурой он говорил на одном языке с подростками, которым и был адресован. Прошло 25 лет, а для некоторых до сих пор ответом на вопрос «Какой твой любимый фильм ужасов?» остается именно этот слэшер.

Роберт Инглунд в роли Фредди Крюгера на кадре из фильма «Кошмар на улице Вязов 7»

Роберт Инглунд в роли Фредди Крюгера на кадре из фильма «Кошмар на улице Вязов 7»

Разумеется, «Крик» был не первым на поприще метазаигрываний, причем даже в фильмографии самого Уэса Крейвена. Буквально за год до начала работы над ним Уэс снял финальную (на тот момент) часть другого своего детища, «Кошмар на улице Вязов», под порядковым номером 7. Действие сместилось из одноэтажного города на съёмочную площадку, а Фредди Крюгер терроризировал артистов Роберта Инглунда, Хэзер Лэнгенкэмп и самого режиссера Уэса Крейвена. Этот эксперимент не то чтобы не удался, но не был замечен: Крюгер успел надоесть уже и спящим, и бодрствующим. Тем не менее сегодня «Новый кошмар Уэса Крейвена» действительно выглядит важной вехой в истории развития жанра и просто классным фильмом ужасов.

Джей Бейкер в роли Харви на кадре из фильма «День дурака»

Джей Бейкер в роли Харви на кадре из фильма «День дурака»

В случае «Дня дурака» 1986 года хочется поскупиться на описание сюжета, чтобы не испортить интригу. Проще говоря, пранк вышел из-под контроля: компания подростков отправляется в родительский дом, чтобы отпраздновать первые выходные апреля. Постепенно безобидные розыгрыши сменяются кровавыми убийствами, и гостей становится все меньше и меньше. Кажется, Фред Уолтон (режиссер оригинального «Когда звонит незнакомец») и не стремился тревожить материю четвертой стены, но ретроспективно «День дурака» вполне моно считать метаэкспериментом, причем вполне удачным.

Элиссон Ханниган в роли Чак на кадре из фильма «Ты должно быть убийца»

Элиссон Ханниган в роли Чак на кадре из фильма «Ты должно быть убийца»

«Ты, должно быть, убийца» — не только верный последователь «Крика» на поле подмигиваний, но и настоящее любовное письмо жанру. Летние каникулы, лагерь, подростки, что может пойти не так? Совершенно внезапно (а скорее ожидаемо) появляется маньяк с тесаком, который бездушно крошит на куски всех, кто имеет несчастье ему повстречаться. А вот кто же прячется под маской — подскажет название. Хороший парень и ответственный вожатый звонит своей подруге Чак (Эллисон Ханниган), и та помогает ему разобраться в хитросплетениях жанра и дожить до рассвета. Фильм Бретта Симонса не стремится расширить жанровую географию слэшера, но иронично демонстрирует убийства с другого угла зрения.

Нэйтан Бэйзел в роли Лесли Вернона на кадре из фильма «Под маской: Восхождение Лесли Вернона»

Нэйтан Бэйзел в роли Лесли Вернона на кадре из фильма «Под маской: Восхождение Лесли Вернона»

«Восхождение Лесли Вернона» — еще один фильм, который призван проникнуться участью убийцы. В первую очередь, это не просто слэшер, а мокьюментари: группа документалистов отправляется снимать передачу о маньяке. Пугающая предыстория, тренировки, точное планирование и та самая кровавая ночь — кинематографисты постепенно погружаются в рутину персонажа, который мечтает стать культовым наравне с Джейсоном и Майклом Майерсом. Фильм Скотта Глоссермана вышел не только остроумным, но и лиричным: убийца здесь становится почти шекспировским героем с неотвратимой судьбой, а во главу жанра поставлена последняя девушка.

Кристен Коннолли в роли Даны на кадре из фильма «Хижина в лесу»

Кристен Коннолли в роли Даны на кадре из фильма «Хижина в лесу»

Пожалуй, после «Крика» именно «Хижина в лесу» снискала звание культового метаслэшера среди аудитории. На выходные группа подростков отправляется в небольшой домик в глуши, но еще по дороге становится ясно: ребята повернули не туда. Дрю Годдард соединил тропы слэшера с вездесущими в нулевые подростковыми антиутопиями и не прогадал. Не рискуя раскрыть никаких подробностей сюжета, можно сказать, что «Хижина в лесу» сосредотачивается не только на методе жанра, а на его зрелищности и зрительском восприятии этих самых красочных и кровавых сцен расправы.

Карлхайнц Бем в роли Марка на кадре из фильма «Подглядывающий»

Карлхайнц Бем в роли Марка на кадре из фильма «Подглядывающий»

Прошлой ночью в Сохо было неспокойно: фотограф и оператор Марк Льюис, вооружившись камерой, снимал на пленку лица своих жертв прямо перед смертью. Почти порнографическая одержимость кино, сексом и насилием вызвала протест у публики в 1960-м: картину запретили, а режиссера Майкла Пауэлла вместе со сценаристом Лео Марксом и их фрейдистскими мотивами предали индустриальному забвению. Спустя почти 15 лет Пауэлла разыскал Скорсезе (тот прозябал в какой-то хижине), и «Подглядывающий» вернулся уже не изгоем, а шедевром мирового кинематографа.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?