Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

10 фильмов о несбывшемся будущем

Пользуясь случаем, мы вспомнили десяток знаменитых фильмов о будущем, которое так и не наступило

Добавить в закладки
Просто мечты

Кадр из фильма «Облик грядущего»

Фантастику о будущем снимают не только в наше время: в 1936 году английский режиссер Уильям Кэмерон Мензис предпринял одну из первых попыток снять постапокалиптическое кино, воспользовавшись для этого сценарием работы Герберта Уэллса. Впрочем, есть свидетельства, что Уэллс на проекте был главным, контролируя процесс создания ленты на всех этапах. В основу сценария, в котором рассматривалось целое столетие (начиная с 1940 года), легла книга его публицистики, и кое-что писателю действительно удалось предсказать – например, Вторую мировую войну (возможность которой, правда, во второй половине 30-х и так была очевидна).

Все остальное не случилось: мир не развалился на мелкие княжества, в 60-е половину его населения не выкосила «бродячая лихорадка», а центр цивилизации не переместился в район Персидского залива. Даже ставший в итоге реальностью полет на Луну произошел, по прикидкам Уэллса, лишь в 2036 году (хотя это был не первый фильм, фантазирующий на эту тему, – достаточно вспомнить «Путешествие на Луну» Жоржа Мельеса). Возможно, фантаст был бы более точен в своих предсказаниях, если бы не хотел максимально абстрагироваться от «Метрополиса» Фрица Ланга, «с его механическими рабочими и небоскребами». Но правы и те, кто считает, что «Облик грядущего» – в большей степени философское предупреждение, нежели попытка поиграть в Нострадамуса. В конце концов любой автор имеет право на творческий полет: «Война миров» и «Машина времени» того же Уэллса всегда рассматривались читателями как чистая фантастика, но это не мешает им оставаться хорошими книгами.

Кадр из фильма «Побег из Нью-Йорка»

Во второй половине ХХ века грядущий миллениум казался воротами в некую совершенно новую жизнь, и не фантазировал на тему будущего только ленивый (достаточно вспомнить лозунги ЦК КПСС, обещавшего к 2000 году построить если не коммунизм, то хотя бы по отдельной квартире для каждой советской семьи). Призадумался над красивой датой и Джон Карпентер, хотя из 1981 года будущее виделось отнюдь не радужным. Режиссер действовал по принципу: «наведи лупу на свои теперешние проблемы и страхи – вот и дистопия готова». По его мнению, уже к концу 80-х тюрьмы могли переполниться, и Манхэттен превратился бы в огромную обнесенную стеной тюрягу, внутри которой не действуют никакие законы.

Ничего этого, как мы знаем, не случилось: в 90-е годы уровень нью-йоркской преступности заметно снизился, а технологии, напротив, развивались быстрей, чем можно было бы подумать: в реальном 1997 году «крутые» средства связи типа мобильника размером с обувную коробку, компьютеры с примитивнейшей операционной системой и информация, записанная для американского президента на аудиокассету (Карпентер и предположить не мог, что уже в 1982-м начнется мировая экспансия компакт-дисков), вызывали только смех. СССР также успел развалиться, чего режиссер явно не ждал. Мода же на отпущенные бороды хоть и была в некотором смысле предсказуема, все же изрядно подзадержалась в пути и пришла только сейчас. Но лучше уж ходить с бородой, чем с килограммовым айфоном, правда?

Кадр из фильма «Странные дни»

Будь «Странные дни» фильмом про какой-нибудь условный 2020-й, к нарисованному в нем будущему можно было бы относиться куда спокойней, но Кэтрин Бигелоу зачем-то поместила действие в 1999-й, что обесценило пророческий пафос ее картины уже через четыре года. Межрасовая гражданская война не началась, диски с записью чужих воспоминаний в продаже так и не появились, а телеэкраны высокого разрешения пришли в дома только несколько лет назад. Мы по сей день не получили возможность посмотреть на мир чужими глазами, хотя, конечно, каждый второй интернетчик и подсажен на Фейсбук, позволяющий знакомиться с мыслями других людей даже без специального приспособления на голове. Впрочем, не будем путать эпистолярный жанр с яичницей…

Кадр из фильма «Смертельные гонки 2000»

В 2000 году, если верить авторам фильма «Смертельные гонки 2000», американское правительство будет поощрять убийственные ралли с раздавливанием пешеходов, а Нью-Йорк изменится до неузнаваемости, покрывшись пиками и куполами. Искомая временная точка уже давно минула, а рельеф «Большого яблока» меняться не спешит, и на гонках NASCAR машины пулеметами пока оснастить никто так и не додумался. Всемирный же экономический кризис, на фоне которого разворачивается сюжет, наступил не в 1979-м, а аж в 2008-м, и не сказать чтобы сильно повлиял на американский образ жизни.

Понятно, что, снимая в 1975-м свой экшен на модную в то время тему «жестокого спорта», Пол Бартель не пытался нащупать будущее – он создавал сатиру и пищу для размышления, и 2000 в названии здесь не более чем красивая цифра. Гораздо интересней то, что при 300-тысячном бюджете спродюсированный Роджером Корманом фильм собрал 5 миллионов, и на его ремейк в 2008 году было выделено уже 45 млн.; в этом плане, можно сказать, «Смертельные гонки 2000» полностью удались.

Кадр из фильма «2001: Космическая одиссея»

В 2001 году человечество научится колонизировать планеты и даже раскопает на Луне некий загадочный артефакт, но плоды научно-технического прогресса станут подножкой на его же, прогресса, пути: когда на корабле «С.С. Дискавери» сходит с ума мыслящий бортовой суперкомпьютер по имени HAL 9000, команде становится уже не до поисков сверхразума: тут с рукотворным бы разумом совладать. Так увидел будущее режиссер Стэнли Кубрик.

Что ж, из далекого 1968-го (или скорее 1951-го – ведь именно тогда был опубликован легший в основу сценария рассказ Артура С. Кларка) авторы ленты смогли подсмотреть кое-что: с тех пор и космические станции успели появиться, и люди на Луну слетали. Но в плане покорения более дальних пространств ничего так и не вышло, сверхразум на горизонте не появился, а искусственный интеллект не шагнул выше уровня чат-ботов в Интернете. Мобильные телефоны, конечно, иногда взрываются, но убедительных доказательств того, что это был злой умысел Андроида, нет.

Кадр из фильма «Патруль времени»

«Патруль времени» – пример фильма, создатели которого, что называется, «не угадали ни одной буквы». Путешествия во времени? Нет. Наборы виртуальной реальности для просмотра порно? Нет. Управляемые голосом автомобили, оборудованные автопилотом? Нет. История полицейского, пытающегося уберечь прошлое от злодейских вмешательств со стороны коррумпированных политиков, была взята из комиксов издательства Dark Horse, и это отчасти объясняет, почему она имеет так мало общего с реальностью: комиксы – это современные сказки, а со сказок какой может быть спрос?

С другой стороны, авторы ленты сами подставились под критику, поместив действие ленты в 2004 год (то есть всего 10 лет спустя после выхода фильма) – с самого начала было понятно, что ничего из «запланированного» за это время сбыться не успеет. Единственное, пожалуй, что можно занести в раздел «угадали» – это телевизоры с вытянутым экраном; впрочем, их пришествие случилось уже после 2004 года, так что и это можно записать в рубрику fail.

Кадр из фильма «Корпорация "Бессмертие"»

«Время летит. Но чтобы выжить в 2009 году, ему надо двигаться еще быстрее», – гласит теглайн ленты Джефа Мерфи 1992 года по мотивам известного романа Роберта Шекли. Согласно сюжету, влетевшего в аварию гонщика похищают и утаскивают в будущее, в 2009 год, где уже освоена технология копирования личности для записи на «сторонние носители». Тела для «трансплантации» воруются из прошлого, причем выбор падает на тех, кто и так вот-вот должен погибнуть.

Стоит ли говорить, что в реальном 2009 году подобный способ продления жизни был по-прежнему недоступен даже для богачей, а путешествия во времени сегодня остаются такой же фантастикой, как и в 1958-м, когда Шекли опубликовал свою книгу? Правда, писатель был более осмотрителен и своего героя отправил не в наше время, а в 2110 год, так что еще неизвестно, насколько правдивыми могут оказаться его фантазии. Что касается голливудской машины, ей иногда все же стоит осторожней обращаться с датами, чтобы потом не краснеть перед зрителями за обманутые надежды.

Кадр из фильма «Почтальон»

Роман Дэвида Брина «Почтальон» не был попыткой предугадать будущее – автор написал его просто в пику всем тем фантастам, кто считает, что погибшие цивилизации невозможно возродить. В ленте Кевина Костнера, где режиссер также сыграл главную роль, Америка 2013 года представляет собой постъядерные руины, кругом сплошная пустыня, правительства США больше не существует, почта и та не работает. Мы уже знаем, что взгляд из 1997 года реальностью не обернулся: Соединенные Штаты по-прежнему живее всех живых, а Том Петти, сыгравший в «Почтальоне» сам себя, мэром городка Бридж-Сити так и не стал. Оно и к лучшему – хороший певец, пускай лучше песни поет.

Кадр из фильма «2012»

В конце нулевых годов на загадке календаря майя не спекулировал только ленивый: когда-то южноамериканские индейцы определили декабрь 2012 года как финал 5125-годичного цикла, что в наши дни позволило СМИ раздуть эсхатологическую сенсацию и предположить, что грядет конец человеческой цивилизации. Голливуд не мог не снять сливки с этой шумихи и за три года до указанной даты выпустил фильм-катастрофу, в котором вспышка солнечной активности провоцировала на Земле шквал природных катаклизмов: извержения вулканов, землетрясения, цунами и пр.

Фильм собрал хорошие деньги, хотя приведенное в нем обоснование конца света и апокалиптические сцены, красиво нарисованные и эпично выглядящие на экране, еще до наступления 21 декабря 2012-го были вдрызг раскритикованы учеными, поспешившими налепить на картину Роланда Эммериха ярлык одной из самых антинаучных киноподелок. Спорить с ними было трудно: вскоре «час икс» наступил, а вулканы не взорвались, планета Нибиру на земную ось не налетела, и даже в самую завалящую черную дыру никого не засосало. Но, сказать по правде, вряд ли это кого-то из зрителей разочаровало или расстроило.

Кадр из фильма «Назад в будущее 2»

Придуманный Робертом Земекисом изобретатель Эммет Браун был настолько гениален, что в своих 80-х обогнал технологии будущего: в 2015 году, куда прилетает ученый, машины времени все еще в диковинку. Зато там есть много других интересных вещей, к сожалению, по сей день не поступивших в магазины. Кое в чем Земекис и сценарист Боб Гейл оказались прозорливы, угадав если не точный вид грядущих новшеств, то хотя бы их общую идею: например, видеоконференции по Скайпу стали реальностью, на один экран можно выводить много телеканалов, гаджеты превратились в мини-компьютеры, и с их помощью теперь можно осуществлять оплату, «бесконтактные» видеоигры набирают популярность, а в дом можно входить по отпечатку пальца.

Кадр из фильма «Назад в будущее 2»

Правдиво показано и пристрастие людей к своим маленьким электронным друзьям: ситуация, когда за обеденным столом каждый смотрит в свой мобильник, знакома всем, да и чудо-очки, в которых каждое стекло являет собой дисплей, уже давно стали реальностью, хоть и остаются развлечением для избранных. Кое-что сбылось наполовину: сын Стивена Спилберга Макс не стал режиссером и не снял трехмерные «Челюсти 19», но бум сиквелов все же случился (одни семь частей «Пилы» чего стоят), и фильмы в 3D заняли немалое место в нашей жизни.

Что-то продолжает оставаться абсолютной фантастикой: на кухнях нет «гидраторов», в ресторанах не обслуживают роботы, мода на двойной галстук и самозашнуровывающиеся шнурки не пришла, принцессы Дианы уже давно нет в живых. И летающая доска, несмотря на все требования общественности, пока что доступна только в игрушечном варианте. Что не мешает фанатам надеяться на лучшее: фантасты уже не раз подталкивали общество на изобретение некоторых вещей – может, и с ховербордом все еще срастется? Будем на это надеяться.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?