Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Против течения: Трилогия «50 оттенков серого»

Вряд ли сегодня можно представить себе худшую пытку, чем просмотр фильмов из романтически эротической франшизы «Пятьдесят оттенков серого»

Добавить в закладки
Против течения: Трилогия «50 оттенков серого»

Любому фильму нужен сценарий

Простите за банальность, но начать стоит с очевиднейшего из утверждений: даже для фильма о том, какую важную роль в отношениях играет секс, нужен хотя бы простенький сценарий. Авторы «Оттенков», очевидно, положились на книги, посчитав, что будет достаточно разыграть по ролям сценки из романов, и кино получится, но это оказалось большой ошибкой, даже на уровне диалогов картины откровенно не блещут, что уж говорить обо всем остальном. Нагромождение второстепенных проходных персонажей, сомнительные сюжетные ходы, провалы в динамике, связанные с регулярными походами главной героини по магазинам и салонам, – все это результат посредственной работы сценаристов, а то и их отсутствия.

Кадр из фильма "Пятьдесят оттенков свободы"

А ведь важность кропотливой работы над скриптом демонстрируется в фильме ежеминутно – ну не должна эротическая драма вызывать гомерический хохот. Но как прикажете реагировать в сцене, когда герой ночью роется в холодильнике, а на оклик партнерши отзывается словами: «Тебя-то я и искал!» Серьезно? В морозилке? Ты два лестничных пролета протопал в темноте, оставив ее в кровати, и не нашелся с ответом? Крохотный эпизод, небольшое недоразумение, но это лишь малая толика того, что творится в фильме, а если происходящее в кадре не воспринимается всерьез, то какой реакции стоит ожидать? Только разочарование и ирония, а это несколько не тот эффект, на который рассчитывали авторы.

Актеров стоит заинтересовывать не только гонорарами

В любом интервью актер будет утверждать, что в проекте его заинтересовал сценарий, но, как мы уже выяснили, в «Пятидесяти оттенках» и продолжениях сценарий вряд ли можно назвать значимым аргументом, поэтому остается предполагать, что Джейми Дорнана и Дакоту Джонсон банально купили. В этом нет ничего предосудительного, актерская профессия – дело высокооплачиваемое, популярные артисты получают многомиллионные гонорары и не должны этого смущаться. Однако в кино всегда чувствуется, работает ли актер только за деньги или его привлекает еще что-то: идея, персонаж, ситуация, зрительская реакция на провокацию.

Кадр из фильма "Пятьдесят оттенков свободы"

Такой скуки, которая на протяжении всего третьего фильма франшизы украшала лицо Джейми Дорнана, не найдешь больше ни в одном кино подобного уровня – актер, кажется, с трудом сдерживал зевоту и каждый раз выглядел так, словно провел выходные с друзьями на шашлыках, а теперь, в понедельник, не может ни глаз с похмелья разлепить, ни вдохнуть от переизбытка накопленных жиров, ни разбухшими от пива ножками потопать. И ведь не скажешь, что Дорнан бездарность, у него есть вполне сносные работы, где энергии хоть отбавляй. Но в «Оттенках» ему просто откровенно скучно – все, что хотел, он показал еще в паре сцен первого фильма, а теперь для него просто не существует вызовов, с тем же успехом можно играть лежащего в коме. Да и Джонсон недалеко ушла – она продолжает пытаться изображать изумление, любопытство, страсть и прочее, но верить ей не хочется ни секунды. Актеры не мотивированы. Наоборот, они откровенно филонят, спуская ленту на тормозах. А страдает зритель.

Перед съемкой пробуй на себе

По-хорошему, считается, что сценарист не должен писать о том, в чем не разбирается. Разумеется, писатель не обязан быть космонавтом, шпионом или баскетболистом, чтобы написать хороший сценарий, но в подробностях и деталях описываемых событий, поступков и характеров все-таки стоит разбираться. Возможно, автор «серой» трилогии Э.Л. Джеймс описывала похождения и любовные игры своих персонажей со знанием дела, но кино снималось явно либо безнадежными воздушными романтиками, у которых розовые пони какают бабочками и радугой, либо людьми, которые секс видели только в кино.

Кадр из фильма "Пятьдесят оттенков свободы"

Упаси бог, не стану опровергать возможности человеческого организма или воодушевление от преодоления каких-то внутренних барьеров, но не могу пройти мимо двух наиболее нелепых деталей третьей картины. Первая касается мороженого в эротических играх. Еще по «Девяти с половиной неделям» мы знаем, что с едой все становится веселее. Вот только большинство наигралось в это еще в прошлом веке, и бессмысленные игры просто исчезли с экрана. Авторы «Оттенков свободы» вытащили стереотипы из нафталина и давай мазать героев мороженым. Really? А им известно, какой дискомфорт это влечет? Как потом все прилипает, пахнет и выглядит? Тут уже не до секса становится, только душ, а лучше баня. Или вот эта страсть включать музыку во время откровенных сцен – это что за пережиток эпохи хиппи, тем более в кино, нацеленном на эпатаж и провокации? Что за подростковые грезы? Не лучше ли было оставить натуральность, сами-то давно с кем-то были близки? Похоже, еще в 80-х.

Фокус только на женской аудитории – ошибка

Никто не спорит – книги и фильмы из серии «Пятьдесят оттенков серого» адресованы прежде всего женщинам, но если в литературе эта сегментация понятна и естественна, то в кино подобный перекос существенно влияет на зрительский интерес и, соответственно, кассу. Даже на «Сумерки» парней, молодых людей и мужчин заманить было проще, за центральной романтической сюжетной линией там худо-бедно скрывалась какая-то мистика, сверхъестественное и даже зачатки триллера. В «Пятидесяти оттенках» все гораздо проще и прямолинейнее – только шопинг, только романтические ужины и поездки, только female friend эротика. И как женщине идти на такое кино со второй половинкой?

Кадр из фильма "Пятьдесят оттенков свободы"

Причем у трилогии были все предпосылки к тому, чтобы стать зрелищем если не унисексовым, то нескучным для мужчин, в первом фильме возникала некая загадка и интрига, во втором – намеки на соперничество и преследование, третий и вовсе начинается с погони, и весьма выразительной, хоть и короткой, но все это растворяется без следа буквально через пару сцен, и зритель снова возвращается к любованию интерьерами, выбору нарядов и бесконечным играм с плетками и шелковыми лентами. На что рассчитывали авторы? Что женщины пойдут в кино в гордом одиночестве? Что мужчинам тоже будут интересны шпильки и ожерелья Анастейши? Или что они не переломятся, если посидят в кинозале два часа с пивом, чипсами и смартфоном? Чисто женское кино – столь же тупиковая ветвь, как и чисто мужское, уж в 2018-м-то это надо понимать.

Искусственное наращивание франшизы – путь в пропасть

Но что я рассказываю, все это было понятно уже после первого фильма – «Пятьдесят оттенков серого» еще в 2015-м проявили сценарную беспомощность, актерскую безынициативность, слабое представление о предмете разговора и игнорирование зрителей-мужчин. Да, фильм имел кассовый успех, но внушительная для скромной постановки касса вовсе не была связана с выдающимися художественными особенностями картины, народ валил в кинотеатры под воздействием рекламы и из чувства любопытства – сиквел потерял треть зрителей по сравнению с оригиналом, а третий фильм ополовинил и этот уровень. Ситуация для франшиз не исключительная, но обычно все-таки бывает наоборот – аудитория растет, касса увеличивается, а создание продолжений имеет смысл.

Кадр из фильма "Пятьдесят оттенков свободы"

«Оттенки» множились вопреки разумным доводам, съемки продолжений имели единственную цель: успеть собрать хоть что-то, пока блеск Анастейши Стил не превратился в тыкву. Никаких проблем, бизнес есть бизнес, но тогда не нужно и сетовать на то, что на ленты, одну за другой, обрушивается все больший и больший шквал критики. Вы не делаете работу над ошибками, вы не считаете нужным меняться, вы не воспринимаете зрителя полноценным участником кинопроизводства и кинопроката? Тогда вы заслуживаете каждого крепкого словца в свой адрес. Все три фильма франшизы «Пятьдесят оттенков серого», кстати, вполне могли уложиться в одну двухчасовую ленту, и от этого все только выиграли бы, но жадность и самоуверенность загнали авторов серии в ловушку. Грешат искусственным расширением, кстати, не только «Оттенки», мы помним и двойной финал Гарри Поттера, и «Сойку-пересмешницу», и те же «Сумерки». Не надо так, с нас хватит и укороченной версии – была бы она сделана искренне и профессионально, а не «серо».

 
Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?