Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Против течения: «Тренер»

Неожиданно для многих «Тренер» оказался грандиозным манифестом, сформулировавшим национальную идею для страны. И нет, это не футбол

Добавить в закладки
Против течения: «Тренер»

Пора от прошлого перейти к настоящему и будущему

Предыдущие главные кассовые хиты российского кинопрома так или иначе пестовали любовь и уважение к прошлому - «Сталинград» воспевал мужество воинов Великой Отечественной войны, «Легенда» и «Движение» напоминали о грандиозных спортивных достижениях советского спорта и даже «Последний богатырь» при всей его связи с современностью опирался на фундамент из классических сказок, известных всем нам с детских лет. «Тренер», худо-бедно, но смотрит вперед, главные победы Юрия Столешникова еще только намечаются, он делает первые шаги, но это шаги, которые обязательно приведут к еще более ярким победам. Как ни странно, для нашего кино это настоящий прорыв, ведь создается впечатление, что прошлое нам интереснее будущего.

Фото со съемочной площадки фильма «Тренер»

Для национальной идеи это крайне важно — нацеленность на перспективу. «Тренер» удачно, хоть и по касательной, задевает тему подрастающего поколения, мальчишки у тренера Ильина — это наши будущие звезды. И именно таким должно быть жизнеутверждающее кино, у Столешникова, кстати, тоже человека не старого, раскрывается юный Зуев, а на пороге топчется еще целая орава мальчишек. Сравнивать «Тренера» в этом аспекте с картинами о великих достижениях прошлого просто глупо — мы либо растеряли все свои победы, либо превратили их в ритуал, не имеющий ничего общего с жизнью.

Смещение фокуса с Москвы на периферию

Другая важная особенность, делающая «Тренера» уникальным и выдающимся фильмом — уход от традиции снимать в столицах. Оказывается, за пределами МКАД, Московской области и Центрального федерального округа тоже есть жизнь. Да еще какая! Долгое время от зрителей скрывают, в какой же южный город отправился тренер Юрий Столешников, и лишь в репортаже с финального кубкового матча звучит подсказка Нобеля Арустамяна – это Новороссийск! В этой интриге тоже была некоторая прелесть, ведь в метеоре можно узнать добрый десяток команд, а в городе, где разворачиваются события можно узнать черты полусотни российских городов. Тем и прекрасно обращение к периферии, что она в России уникальная, но имеющая общие черты.

Нет, я не стану призывать отказываться от того, чтобы снимать кино в Москве, не подумаю требовать переносить локации в Крым, Сочи, Казань или Владивосток. Если сценарист и режиссер видят местом действия своей картины столицу, пусть. Но то, что кто-то решается сместить внимание зрителя с давно заезженных открыточных видов на новые территории, нельзя не приветствовать. «Тренер» не открыл для россиян Новороссийск, но показал город достойным местом, которое радует глаз и наполняет сердце гордостью за Отчизну.

Россия – страна возможностей.

Очень важной частью сюжета «Тренера» стало обращение к непростой теме «второго шанса». У нас не любят доверять людям, прощение и взаимопонимание сегодня не в моде, и отражается это на самых неожиданных аспектах жизни: от семейных неурядиц до жестоких приговоров суда. В картине Козловского многие из персонажей получают возможность после падения подняться, отряхнуться собраться с мыслями и продолжить движение. Это касается не только карьеры и отношений главного героя, второй шанс, так или иначе, получают Масяня и Бергер, Зуев и президент «Спартака» - фильм состоит из возможностей, которые каждый волен использовать по-своему. Важно, что возможности эти должны появляться.

Кадр из фильма «Тренер»

Кто-то скажет, что весь российский футбол – это одна большая волшебная страна возможностей, в которой колченогие поленья не просто получают шанс за шансом, но еще и вознаграждаются за свои «шансы» недурными денежными премиями. Да, этот перекос имеет место быть, но это слишком простой и узкий случай, а «Тренер» говорит о более общих вещах, о том, что даже в самых сложных ситуациях ставить крест на человеке нельзя, это не несет в себе ничего позитивного или воодушевляющего. Все герои фильма, получившие шанс реабилитироваться за промахи прошлого, шагнули вперед, достигли успеха, поправили свое положение – вот это и должно быть частью национальной идеи: не толкать споткнувшегося, а подать ему руку, не обругать за провал, а приободрить и замотивировать на новые победы.

Отечество – от слова «отец»

Мы редко об этом думаем, но Россия при всей своей патриархальности, мягком сексизме и откровенными порой насмешками над слабым полом, остается страной глубоко жещиноцентрированной. Мать практически всегда является главой семьи, ее принято защищать прежде всего, ее мнение важно в любом возрасте, а к ее мудрости взывают потомки нескольких поколений. Отцы не то, чтобы отсутствуют в воспитательном процессе детей, но явно занимают меньше места – мужчины либо работают от рассвета до заката, либо оставили семью, либо считают общение с детьми ниже своего достоинства. «Тренер» в этом отношении рвет все шаблоны, в фильме упоминаются сразу три истории взаимоотношений отцов и детей, но ни разу по большому счету не упоминаются матери.

Кадр из фильма «Тренер»

И это тоже крайне важно, нормальных настоящих отеческих отношений на экране крайне не хватает. Мы либо видим суровых тиранов, либо неуклюжих и неумелых папаш, которые не знают, как подступиться к детям – это правда, и это близко к реальности, но подобный стереотип пора ломать. Да, в «Тренере» отцы героев – те еще «молодцы»: мэр считает, что доверил дочери игрушку, Варин отец устранился от воспитания, отец Юрия не смог найти подхода к ребенку и так и не стал ему по-настоящему близким человеком. А еще есть Марокканец с сыном на бровке и Масяня с ребенком от первого брака – такими папами гордиться тяжело, но благо, тема уже поднята, прославлять и любить нужно обоих родителей. Возможно, звучит это банально и наивно, но такая нужда действительно возникла – в России будущего нужно воспевать не только дедов и матерей, но и отцов, хотя бы как это сделано в «Тренере».

Нас объединит общая страсть

Наконец, финальная банальность, которая должна стать кирпичиком в формировании национальной идеи – мы должны сплотиться, но не на политическом фронте, не в экстазе противостояния условному Западу, не в памяти о потерях в войнах и социальных катастрофах. Нас должна объединить страсть. К жизни, к игре, к азарту, к достижению невозможного, к расширению способностей и к получению образования. Посмотрите финальные титры «Тренера» - они объединили десятки самых разных людей из десятков городов, из разных, часто противоборствующих футбольных клубов, из конкурирующих продюсерских компаний и борющихся за свою часть аудитории музыкантов. Если футбол и кино могут объединить такое количество самых разных людей, то почему мы не можем быть единым целым вне стадионов и кинотеатров?

Наша страна всегда свои самые невероятные победы одерживала сплотившись. Будь то победа над Германией или запуск в космос человека, освоение Сибири или помощь братским народам – эти вещи были дороги каждому, находили место в каждом сердце, в каждой семье. Наверное, фильм, даже самый хороший, неправильно считать общим достижением, как и спортивные победы не объединяют всех до единого, но это те проявления страсти, которые ближе всего к действительно общенациональным триумфом, к тому, чем можем гордиться мы все. «Тренер» - блестящее кино, которым не стыдно гордиться, красивое и разноплановое, трогательное и воодушевляющее, дарующее ощущение индивидуального полета и заставляющее чувствовать себя частью команды. Создатели картины тонко ухватили что-то крайне важное в нашей сегодняшней жизни, и это заслуживает глубокой благодарности за труд.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?