
Вспоминаем, почему ожидаемый многими сиквел разделил геймеров на два лагеря.
19 июня 2020 года состоялся релиз The Last of Us Part II — сиквела The Last of Us. Оригинал успел полюбиться многим и вывел студию Naughty Dog на невиданный уровень: да, они уже отметились успешными сериями вроде Crash Bandicoot и Uncharted, но именно история о постапокалиптическом мире стала для многих геймеров особенной. Но если первая часть получила всеобщую любовь, то вторая стала предметом споров, которые не утихают даже спустя пять лет после выхода. В честь юбилея игры предлагаем вспомнить, чем примечательна The Last of Us Part II, и попутно разобраться, обосновано ли недовольство геймеров. Разумеется, будут спойлеры — мы предупредили.
Начало скандала
Ситуация вокруг The Last of Us Part II начала накаляться еще до выхода игры. Все дело в крупномасштабной утечке, случившейся незадолго до релиза: тогда в руки пользователей попал ключевой сюжетный твист, в конечном счете в шутку названный «гольфгейтом». Речь, разумеется, о сцене с убийством Джоэла, которая и запускает основной сюжет.
Нил Дракманн, создатель серии, надеялся, что жестокая смерть полюбившегося героя сможет заставить игроков испытывать ненависть, и он этого добился — даже лучше, чем рассчитывал изначально. Упреки посыпались со всех сторон и на историю, и на самого Дракманна, и на еще не вышедшую игру: геймеры рассчитывали, что сиквел продолжит историю Джоэла и Элли, бывших в центре внимания в оригинале, но у разработчиков были другие планы. Впрочем, идея, опять же, была другой: игроки должны были не увидеть сцену в отрыве от контекста, а прийти к ней вместе с героями. Сильно ли это изменило бы отношение игроков, теперь не узнать.
Ожидаемо игра, которая еще до выхода стала ненавистной для многих, получила спорные оценки геймеров. Пресса при этом была почти единодушна: ревью, максимально избегающие спойлеров, на релизе говорили про новое слово в сторителлинге и большое достижение студии. Что и неудивительно с учетом того, как именно строился нарратив и подавались темы. Геймеров, впрочем, было уже не остановить.
Даже спустя пять лет многие продолжают бойкотировать игру в публичном пространстве. Аргументация нередко хромает, но в большинстве случаев очевидно, что это именно что неприятие неожиданного твиста и его последствия. А также того, что именно пытался рассказать Дракманн, сделавший ставку на эмпатию и ее не увидевший.
Повторение как прием
Сюжет The Last of Us Part II не работает без первой игры, отсюда и слово «часть» в названии: обычно сиквелы все же выступают более-менее самостоятельными произведениями, здесь же это именно что отрезок той же истории. Правда, говорят обе части немного о разном: первая показывала возникновение привязанности и была жестокой историей, полной любви, а вот вторая выворачивала концепт наизнанку и была историей любви, полной жестокости. Что и проскочило мимо многих геймеров.
Нарратив второй части выстроен таким образом, чтобы игроки прочувствовали глубокие эмоции. Сначала должна возникнуть ненависть к Эбби, с чем, очевидно, не было никаких проблем. Но вот вторая половина игры должна была прояснить мотивацию и показать сложный путь героини к убийству Джоэла. Путь, который не так уж сильно отличается от аналогичной дороги, пройденной самим Джоэлом.
В общем-то, эта игра в «перевертыш» сделана по-хорошему умно и подчеркивается на множестве слоев — вплоть до геймплея. Игра за Элли отличается от первой части: подросшая девочка из прошлой игры успела многому научиться и действует иначе в сравнении с Джоэлом, хотя и заимствует у него идеи и решения. А вот геймплей Эбби практически под копирку взят из прошлого, что должно подчеркнуть общие черты убийцы и жертвы. Да и история, которую переживает Эбби, во многом похожа: правда, место Элли занимает Лев, ребенок из религиозной общины серафитов, о котором приходится заботиться.
Горящая ненависть
Впрочем, куда важнее другое. Дракманн очень изобретательно показывал разрушительную силу ненависти: постепенно, шаг за шагом, история превращает полюбившуюся ранее Элли в монстра. Причем происходит все настолько незаметно, что, судя по комментариям в Сети, многие даже не поняли, что же случилось на самом деле.
Элли отправляется в путь, чтобы отомстить за убийство Джоэла, случившееся на ее глазах. Она точно знает цель и ради нее готова на все — в том числе на довольно низкие поступки. Одним из поворотных моментов становится сцена пытки одной из сопровождавших Эбби девушек: начало подается в формате катсцены, но стоит дойти до физических угроз, как игра требует принимать в этом непосредственное участие. Задумка явно в том, что игрок должен почувствовать дискомфорт: действительно ли нужно выбивать стальной трубой признания из человека, который, по сути, не сделал ничего плохого?
Позднее в ход идут и более грубые, но эффективные приемы: жертвами слепой мести становятся беременная девушка и собака. Оба случая очень манипулятивны, но при этом работают на отторжение. Следом же внимание насильно переключается на Эбби, которая, как раз наоборот, пытается не столько разрушать, сколько созидать и помогать другим. Контраст разительный, но только в случае, если играющий готов этот контраст принять.
Ошибки отцов
Что интересно, действия Элли — это следствие ее жизненного пути в целом и того, что Джоэл заменил ей фигуру родителя. Part II заставляет взглянуть на события первой игры иными глазами: да, технически Джоэл сражался с зараженными и разбойниками ради выживания, но в большинстве случаев он даже не пытался искать другие варианты действия. Это экшен-игра, полная насилия, которое призвано развлекать геймера, — но на это нужно смотреть и под другим углом, глазами девочки-подростка, которая впитывает все происходящее. И позднее берет за основу своей модели личности. Чему удивляться, если она тоже пошла путем насилия, когда представилась возможность? В целом она ничего другого попросту и не знала.
С этой точки зрения первую игру, сколь бы ни была она сильна нарративно сама по себе, можно воспринимать как своего рода пролог ко второй. Да, она была отличным самостоятельным произведением, но именно продолжение раскрывает историю с неожиданной стороны и радикально меняет восприятие происходящего. И это очень смелый шаг, решиться на который может далеко не каждая крупная студия. Дракманн, на счастье, смог.
Примечательно, что Part II не пытается навязывать христианскую мораль о прощении или как-то иначе выгораживать своих персонажей. Она дает им пройти выбранным путем до конца, убивая внутри все человечное. Та же Элли к финалу не просто становится монстром, она буквально теряет всех и вся, включая то последнее, что оставалось ей в качестве живой памяти о Джоэле, — музыку, которую она больше не способна исполнять на гитаре из-за потери пальца. Концовка игры оставляет чувство выжженной пустыни на месте того, что составляло суть интересных и живых персонажей. Финал, быть может, не настолько сильный и противоречивый, как в первой игре, но эмоции оставляет не менее яркие. Да и интересно замыкает историю персонажей: если даже третьей части и не случится (слухи о ней периодически всплывают в Сети), то серия уже заслужила свое место в истории.