Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

Раньше было лучше? 20 главных фильмов 1993 года

Подходит время подводить итоги года, и в воздухе опять витает убеждение, что кинематограф «обнищал», фестивальные награды потеряли престиж, а блокбастеры захлебнулись в самоповторах. Мы в редакции Film.ru решили проверить, так ли это, и повернуть время вспять. Весь декабрь мы будем вспоминать главные фильмы 1983, 1993, 2003 и 2013 годов, чтобы отследить тенденции и трансформации в кинематографе и ответить на вопрос: раньше и правда было лучше?

Добавить в закладки
Раньше было лучше? 20 главных фильмов 1993 года

ЧЕМ ЗАПОМНИЛСЯ 1993 ГОД?

1993-й начинается с распада Чехословакии: 1 января союзное государство разделилось на две страны. Развод в 1990-х был «бархатным» не для всех: таблоиды предвещают скорое расторжение брака принца Чарльза и принцессы Дианы. Несмотря на хаос внутри семьи, Букингемский дворец открывает двери для широкой публики. В США впервые за 12 лет пост президента занимает демократ — Билл Клинтон, а в России тем временем происходит «штурм Белого дома». Впрочем, исторические факты смутно передают настроение 1993-го — года, когда гранж был повсюду, даже Марк Джейкобс выпустил коллекцию в уличном стиле. В наушниках играет Creep Radiohead — песня становится мировым хитом и гимном аутсайдеров. Король поп-музыки Майкл Джексон тоже на слуху: певец дает откровенное интервью Опре Уинфри, поднимает рейтинги Супербоула и выступает в России. Но 1993-й запомнится для поклонников Джексона по иным причинам — музыкант впервые обвиняется в растлении несовершеннолетних. 

На телевидении тем временем завершается мыльная опера «Санта-Барбара» и дебютируют «Секретные материалы»: все хотят верить и быть как Дана Скалли. А что же происходило в кино? Среди многочисленных картин мы выбрали 20 главных фильмов года! 

ТРИУМФАТОРЫ 1993 ГОДА

«ЗОЛОТОЙ МЕДВЕДЬ» БЕРЛИНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Уинстон Чао в роли Вай-Тунг на кадре из фильма «Свадебный банкет»

Уинстон Чао в роли Вай-Тунг на кадре из фильма «Свадебный банкет»

1993 год был уникальным для кинофестивалей большой тройки — на каждом смотре побеждало по две картины. Сезон аномалий начался в феврале, с Берлинского кинофестиваля. Председателем жюри впервые был назначен «восточный» немец, режиссёр из ГДР Франк Байер, а помогал ему принимать решения в числе прочих Наум Клейман, живой классик российского киноведения.

Первым триумфатором Берлинале стал Энг Ли. В 1993-м будущий автор «Горбатой горы» и «Жизни Пи» был мало кому известным тайваньским режиссёром, снявшим первый «американский» фильм. «Свадебный банкет» — история о тайванце в Нью-Йорке, отец с матерью которого, живя в Тайпее, очень хотят женить своего единственного сына. Сложность заключается не столько в поколенческой разнице, и даже не в значительном расстоянии между восточным побережьем США и Тайванем, сколько в том, что главный герой вообще не заинтересован в женщинах.

Пропитанный духом компромисса фестиваль не мог не наградить картину о примирении — восточного с западным, традиционного с современным, делового с артистическим. Возможно, именно из-за несовпадения по духу почти без наград остался «Малкольм Икс» Спайка Ли: выдающаяся картина о непримиримой борьбе в том году в Берлине была не ко двору. 

Сыцинь Гаова в роли Сян на кадре из фильма «Женщина с озера благоухающих душ»

Сыцинь Гаова в роли Сян на кадре из фильма «Женщина с озера благоухающих душ»

«Женщина с озера благоухающих душ» — второй победитель Берлинале 1993 года. Награждение тоже выглядит как компромисс, в первую очередь политический: если «Свадебный банкет» был победителем из Тайваня, то «Женщина» — из КНР. Оба государства что в 1993-м, что в 2023-м официально не признают существования друг друга. Возможно, роль сыграло присутствие в жюри Чжана Имоу, режиссёра-витрины кинематографа КНР рубежа веков.

Однако компромисс был не только политическим. Если «Свадебный банкет» был вполне зрительской комедийной драмой (что подтвердилось номинацией на «Оскар» год спустя), то «Женщина с озера», напротив, была тягучей фестивальной лентой о нелёгкой женской доле в патриархальном обществе. По сюжету Сян (Сыцинь Гаова) женит своего сына (Ху Сяогуан) с особенностями развития на девушке (У Юйцзюань) из бедной семьи, фактически выкупая её. Женщина и сама была так же выдана замуж за инвалида, она догадывается, что брак сына будет сплошным мучением для всех причастных, но, только убедившись в мрачных предчувствиях воочию, Сян отпускает невестку и дарит ей возможность начать жизнь заново.

Спустя 30 лет видно и ещё одно измерение двойственного выбора Берлинале'93. Энг Ли развил успех начала 1990-х и стал американским классиком с ворохом самых престижных наград. А Ся Фэй, режиссёр «Женщины с озера», на момент написания материала живой и здоровый, в XXI веке перестал снимать кино, и сейчас его имя о чём-то говорит лишь китайским кинокритикам.

«ЗОЛОТАЯ ПАЛЬМОВАЯ ВЕТВЬ» КАННСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Лесли Чун в роли Чэн Деи на кадре из фильма «Прощай, моя наложница»

Лесли Чун в роли Чэн Деи на кадре из фильма «Прощай, моя наложница»

«Прощай, моя наложница» Чэня Кайгэ вместе с «Пианино» Кэмпион оставили в Каннах позади и «Обнажённую» Майка Ли, и «Град камней» Кена Лоуча, и Вима Вендерса с сиквелом «Неба над Берлином». Ни до, ни после ленты из Китая в Каннах не побеждали.

Почти трёхчасовой эпик формально о певцах пекинской оперы, а на деле — о китайском XX веке и спустя 30 лет поражает буйством красок и размахом действия. Но ни Кайгэ, ни китайское кино в целом не были на тот момент сенсациями — режиссёр был на Лазурном берегу уже дважды, пять лет как по миру гремело имя его соотечественника Чжана Имоу. Однако же «Наложница» была прорывом. Как изобразительным — на смену зарисовкам о невыносимом деревенском быте пришла громогласная историческая драма, — так и политическим. Главный фильм Кайгэ — один из последних неподцензурных возгласов о том, каким адом обернулась культурная революция Мао Цзэдуна. После событий на площади Тяньаньмэнь 1989 года уровень давления на писателей и режиссёров в Китае значительно возрос, а «Прощай, моя наложница» стала одной из последних картин, прошедших идеологический фильтр без художественных потерь. 

Холли Хантер в роли Ады на кадре из фильма «Пианино»

Холли Хантер в роли Ады на кадре из фильма «Пианино»

Джейн Кэмпион дебютировала на Каннском кинофестивале в 1989 году: тогда ее «Душечка» проиграла фильму «Секс, ложь и видео» Стивена Содерберга. Спустя четыре года произойдет в точности наоборот: Содерберг с «Царем горы» останется в тени «Пианино» Кэмпион. В 1993 году режиссерка стала первой женщиной, получившей «Золотую пальмовую ветвь». Удивительно, прошло целых 30 лет, но повторить триумф постановщицы удалось только двум женщинам — Жюлии Дюкурно в 2021-м и Жюстин Трие в 2023-м. 

Рассказывая историю немой шотландки из XIX века, Кэмпион затронула струны души тысяч современниц. Ада (Холли Хантер) вместе с дочерью переезжает в Новую Зеландию, где муж (Сэм Нилл) хочет утихомирить ее буйный нрав, окружающие бросают косые взгляды, а сосед будит внутри то, что давно спало крепким сном. Самое ценное, что есть у героини, — громоздкое пианино. Клавиши — альтернатива буквам, а игра на инструменте — способ по-своему выражать мысли. Интерпретировать «Пианино» можно с десятков ракурсов. Авторка исследует женскую сексуальность, вуайеризм, европейское колонизаторство. Фильм о безмолвной героине напоминает о молчании, из которого соткана человеческая история: женщины задыхались под гнетом общественных ожиданий, прятались под псевдонимами и боялись высказываться. Но Кэмпион настроена оптимистично: после прыжка в воду за пианино в Аде рождается новое желание — выплыть на поверхность и начать говорить. 

«ЗОЛОТОЙ ЛЕВ» ВЕНЕЦИАНСКОГО КИНОФЕСТИВАЛЯ

Жюльет Бинош в роли Жюли на кадре из фильма «Три цвета: синий»

Жюльет Бинош в роли Жюли на кадре из фильма «Три цвета: синий»

Несмотря на юбилей, 50-й Венецианский кинофестиваль не был богат на знаковые фильмы. Жан-Люк Годар представил картину «Увы, мне», которая, увы, не запомнилась публике. А Гас Ван Сент натолкнулся на шквал критики из-за ленты «Даже девушки-ковбои иногда грустят». Среди конкурсантов выделялись двое: титан Нового Голливуда Роберт Олтмен и польский режиссер Кшиштоф Кесьлёвский, который уже успел влюбить в себя киноманов «Двойной жизнью Вероники». Два разных мастера разделили главную награду фестиваля. 

«Три цвета: Синий» — первая часть трилогии Кшиштофа Кесьлёвского. Синий, белый, красный отсылают к французскому флагу, а режиссер исследует концепции свободы, равенства и братства. Жюли (Жюльет Бинош) переживает потерю мужа и дочери, которые погибли в автокатастрофе. Женщина остается наедине с собой и отказывается от всего, что напоминает о прежних буднях. Исключение — синяя люстра. У француженки остаются лишь обрывки воспоминаний: каждый раз, когда они всплывают в памяти, экран гаснет и звучит музыка покойного супруга. Жюли не освобождается от груза прошлого, а оказывается в заточении — во власти скорби, в которой бултыхается, как в синем-синем бассейне. Но и это пройдет: ведь синий — не только оттенок одиночества, но и цвет смирения. 

Лили Тейлор, Роберт Дауни мл., Крис Пенн и Дженнифер Джейсон Ли на съемках фильма «Короткий монтаж»

Лили Тейлор, Роберт Дауни мл., Крис Пенн и Дженнифер Джейсон Ли на съемках фильма «Короткий монтаж»

Роберт Олтмэн — один из трёх режиссёров, кто удостоился главных наград и в Берлине, и в Каннах, и в Венеции (двое других — Микеланджело Антониони и Анри-Жорж Клузо). Причём в Берлине и Каннах он выигрывал ещё в 1970-е, к концу же 1980-х Олтмэн считался вышедшим в тираж автором. Вероятно, так оно и было, но творческие успехи начала 1990-х вернули его в «большую игру», а самой выдающейся в ряду была лента «Короткий монтаж» 1993 года.

Множество переплетающихся историй вместе выстраиваются в панораму нездорового американского общества. За три с лишним часа хронометража перед зрителем проходят более двадцати героев, каждый из которых одновременно и главный, и второстепенный. Экранизация рассказов Рэймонда Карвера, большинство из которых были написаны ещё в 1970-е, так точно попала в нерв США 1990-х, что стала мгновенной классикой.

Картина оказала значительное влияние на американское независимое кино девяностых и нулевых, особенно на Пола Томаса Андерсона, самый очевидный референс — «Магнолия» 1999 года. В 2006 году Андерсон был «страхующим режиссёром» на съёмках последнего фильма Олтмэна, а в 2007-м он посвятил наставнику одну из лучших своих картин, «Нефть». А началось знакомство кинематографистов именно с «Короткого монтажа».

«ОСКАР» ЗА ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ

Стивен Спилберг, Бен Кингсли и Лиам Нисон на съемках фильма «Список Шиндлера»

Стивен Спилберг, Бен Кингсли и Лиам Нисон на съемках фильма «Список Шиндлера»

В 1993 году эпическая историческая драма Стивена Спилберга «Список Шиндлера», снятая по роману Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера», громко заявила о себе — фильм выиграл семь «Оскаров» при двенадцати номинациях, отобрав заветные статуэтки у Джима Шеридана, Джейн Кэмпион, Джеймса Айвори, Роберта Олтмена и не только. Картина и по сей день уверенно держится в первой десятке зрительских списков. Сейчас ее соседи — «Побег из Шоушенка», «Крестный отец» и «Зеленая миля». 

Черно-белый фильм с цветными вставками, способный затронуть даже самое черствое сердце, рассказывает о члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который вступил во Вторую мировую войну с вполне эгоистичным порывом — заработать приличное состояние, а закончил ее, истратив почти все средства на спасение польских евреев во время холокоста. Спилберг признавался, что готовился к созданию фильма больше 10 лет — прежде всего морально. В моменты слабости режиссер даже пытался передать права на адаптацию книги Сидни Поллаку, Мартину Скорсезе и Роману Полански, но все они по разным причинам отказались от предложения. 

САМЫЙ КАССОВЫЙ ФИЛЬМ ГОДА

Сэм Нил в роли Гранта в роли на кадре из фильма «Парк Юрского периода»

Сэм Нил в роли Гранта в роли на кадре из фильма «Парк Юрского периода»

Фильмографии Стивена Спилберга хватило бы и на семерых выдающихся режиссёров: только к началу 1990-х он уже был автором «Челюстей», «Инопланетянина» и трилогии об Индиане Джонсе. Впереди ещё столько же (если не больше) без преувеличения гениальных картин: одной из них стал «Парк Юрского периода», самый кассовый фильм не только в 1993 году, но и на тот момент в истории. До него был «Инопланетянин», после — «Титаник» Кэмерона.

Наверное, Спилберг был не первым, кто попытался изобразить динозавров в кино, но он точно вложился в кинопалеонтологию несоизмеримо сильнее всех прочих. Его динозавры захватывали дух даже на маленьком телевизоре в начале нулевых, они выглядят как живые в 2020-е, как это было в кинотеатрах 1993-го — невозможно себе представить. На фоне таких технических достижений сюжет, каким бы он ни был стройным, неизбежно отходит на второй план. Проработанность фабулы и зрители, и критики оценят позже, когда ни одно из продолжений, несмотря на не меньшее техническое совершенство, не сможет повторить успех оригинальной картины. 

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ ПО МНЕНИЮ КРИТИКОВ 

Дэвид Тьюлис в роли Джонни на кадре из фильма «Обнаженная»

Дэвид Тьюлис в роли Джонни на кадре из фильма «Обнаженная»

«Обнаженная» Майка Ли — фильм о взрослении в одиночестве. Джонни в исполнении Дэвида Тьюлиса перемещается по полупустым улицам Лондона под тревожные нотки Эндрю Диксона, встречает разных людей, заводит беседы, спит на чужих кроватях, влюбляет в себя незнакомок и все равно не может найти приют. Джонни — бродяга, непризнанный гений, отрицающий нынешнее устройство мира. Как только в его жизни появляется что-то похожее на стабильность, он ужасается и бежит как можно дальше, потому что не знает, что делать. 

Одна из самых черных комедий на Каннском кинофестивале 1993 года получила два приза: «лучший режиссер» ушел Майку Ли, Дэвид Тьюлис был назван лучшим актером. Картина уступила главную награду, но тем не менее стала поворотной в карьере Ли — «Обнаженная» подарила режиссеру всемирное признание не только в узких фестивальных кругах, но и среди широкой аудитории. Впрочем, успех длился недолго — сейчас о картине, увы, помнят лишь кинокритики и поклонники Майка Ли, периодически устраивающие ретроспективы фильмов любимого режиссера. 

Дэниел Дэй Льюис в роли Гэрри на кадре из фильма «Во имя отца»

Дэниел Дэй Льюис в роли Гэрри на кадре из фильма «Во имя отца»

«Во имя отца» режиссера Джима Шеридана — один из тех фильмов, которые выходят в прокат в конце года и навсегда оказываются в пограничном состоянии: где-то между, на стыке, в безвременном пространстве новогодней ночи. Премьера биографической криминальной драмы состоялась в декабре 1993 года, но большая часть зрителей увидела картину лишь в 1994 году. Тогда же фильм получил «Золотого медведя», был номинирован на «Оскар», BAFTA, «Золотой глобус». 

Первые показы символично прошли в Англии и Ирландии. Дэниел Дэй-Льюис в роли Джерри Конлона вернул внимание общественности к событиям 1974 года, когда нескольких случайно оказавшихся не в том месте ирландцев обвинили во взрывах в барах города Гилфорда. «Гилфордская четверка» и «Магуайрская семерка» получили от четырех лет до пожизненного. Они были реабилитированы лишь спустя 15 лет: далеко не все осужденные смогли дожить до оправдательного приговора.

Фильм основан на автобиографии Конлона «Доказанная невиновность», поэтому он не только раскрывает подробности судебных разбирательств тех лет, но и рассказывает о том, как события изменили главного героя — ролью Конлона Дэниел Дэй-Льюис укрепил свои позиции на фестивальной арене и был вновь номинирован на «Оскар» в категории «лучшая мужская роль». 

Патриша Аркетт в роли Алабамы на кадре из фильма «Настоящая любовь»

Патриша Аркетт в роли Алабамы на кадре из фильма «Настоящая любовь»

«Настоящая любовь» — один из немногих фильмов, известных в первую очередь не по исполнителям главных ролей или режиссёру, а по сценаристу. Студии не сразу разглядели в Квентине Тарантино гения, а потому не давали ему снимать по собственным сценариям. Так что деньги на дебютных «Бешеных псов» он собрал, продав два других скрипта: «Прирождённых убийц» и «Настоящую любовь».

Клэренс (Кристиан Слэйтер) слышит голос Элвиса в голове. Клэренс женится на вчерашней секс-работнице Алабаме (Патрисия Аркетт). Клэренс случайно крадёт чемодан кокаина и с женой сбегает из города, чтобы продать вещества кому-нибудь в Голливуде. По первому впечатлению дурашливый сюжет, который обязательно должен обернуться какими-нибудь глупостями, выворачивается в одну из самых разудалых историй любви в американском кино 1990-х. Фирменные диалоги Тарантино сжимают двухчасовой фильм до одного яркого мгновения.

В 1993 году, несмотря на признание критиков, картина не окупила даже собственного бюджета, но спустя годы, прежде всего в видеопрокате, особенно после успеха «Криминального чтива», «Настоящая любовь» нашла своего зрителя и обрела культовый статус. Сейчас лента регулярно попадает во всевозможные критические списки лучших фильмов 90-х.

Сергей Дрейден в роли Николая Николаевича на кадре из фильма «Окно в Париж»

Сергей Дрейден в роли Николая Николаевича на кадре из фильма «Окно в Париж»

Ни один современный российский или уж тем более зарубежный фильм или сериал не передаёт дух ранних петербургских 90-х так, как картина Юрия Мамина: режиссер схватил окружающую действительность за горло тогда же, на месте, не откладывая впечатления в долгий ящик воспоминаний.

«Окно в Париж» — история о том, как в самой обыкновенной питерской коммунальной квартире в 1992 году открылся проход на одну из парижских крыш. У кого-то из героев таким образом сбылась мечта, у кого-то появился ещё один способ украсть побольше денег, у кого-то открылись глаза на европейские реалии. Юрий Мамин снял очень грустное кино об очень наивных людях, которые уже всё-всё поняли и про себя, и про соседей, и про страну в целом, но продолжают надеяться на чудо. Когда же чудо действительно случается, лучше от этого никому не становится. Печальный постсоветский табор даже не уходит в небо, а растворяется где-то между Санкт-Петербургом и Парижем.

ЭТО ПРОВАЛ!

Боб Хоскинс в роли Марио на кадре из фильма «Супербратья Марио»

Боб Хоскинс в роли Марио на кадре из фильма «Супербратья Марио»

В 2023 году вышел анимационный фильм «Супербратья Марио в кино» — уже не первая попытка экранизации известной игры. Тридцать лет назад итальянские водопроводчики ворвались на экраны кино и потерпели крах. Кинокритики картину обругали, зрители испытали разочарование, а Сет Роген (актер озвучил Донки Конга в новой адаптации) назвал ленту одним из худших фильмов в истории. 

Так что же пошло не так? По сюжету Марио (Боб Хоскинс) и Луиджи (Джон Легуизамо) пытаются спасти девушку Дейзи (Саманта Мэтис) и переносятся в параллельное измерение. Под Нью-Йорком находится другая реальность: здесь динозавры не вымерли, а эволюционировали. Дальше героев ожидает круговорот событий, которые едва ли передают дух игры. Кажется, объяснение неудачи кроется в закулисье: съемочная команда постоянно конфликтовала, а проект успел сменить целых девять сценаристов, каждый из которых добавлял в сюжет что-то свое. Надо признать, что адаптировать видеоигры действительно сложно: нужно удовлетворить поклонников оригинала и привлечь широкую аудиторию. Увы, у «Супербратьев Марио» не получилось ни то, ни другое. 

В ТЕНИ ТРИУМФАТОРОВ

Джонни Депп в роли Гилберта на кадре из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа?»

Джонни Депп в роли Гилберта на кадре из фильма «Что гложет Гилберта Грейпа?»

Фильм Лассе Халльстрема «Что гложет Гилберта Грейпа?», основанный на одноименном романе Питера Хеджеса, должен был стать звездным часом Джонни Деппа: никто и не догадывался, что картина запомнится как начало яркой карьеры другого артиста — юного Леонардо ДиКаприо. Роль принесла начинающему актеру номинацию на «Оскар». 

Джонни Депп играет Гилберта Грейпа, а ДиКаприо — его младшего брата Арни с особенностями развития. Гилберт опекает Арни, потому что их мать (Дарлин Кейтс) давно не встает с кровати и сама нуждается в заботе, а сестры (Лора Хэррингтон и Мэри Кейт Шеллхардт) заведуют хозяйством. Обстоятельства жизни братьев сложно назвать счастливыми, но крепкая родственная связь не дает мраку и отчаянию проникнуть в сердца героев — даже в моменты слабости Гилберт и Арни находят способы не позволить друг другу упасть. Драма Лассе Халльстрема не вошла в список самых коммерчески успешных картин года и по сравнению с «Беглецом» Эндрю Дэвиса и «Миссис Даутфайр» Криса Коламбуса собрала довольно скромную кассу, однако была тепло принята критиками. Большую популярность фильму принес выход картины на VHS и впоследствии на DVD.

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День Сурка»

Билл Мюррей в роли Фила на кадре из фильма «День Сурка»

Фил Коннорс (Билл Мюррей) застрял во временной петле: стоит перевернуть календарь, как за окном все то же второе февраля. Единственная радость в нескончаемых сутках — коллега Рита (Энди МакДауэлл), к которой самовлюбленный телевизионщик постепенно привязывается. 

«День сурка» может посоревноваться с фестивальными жемчужинами в количестве спрятанных метафор. Вечное возвращение по Ницше, иллюстрация чистилища, манифест о самосовершенствовании — выбирайте любую трактовку на свой вкус. Наследие фильма Харольда Рэмиса не блекнет с годами: Билли Мюррей по-прежнему любимец публики, а сюжет о временных ловушках так и не вышел из моды. «День сурка» действительно сыграл решающую роль в истории поджанра. Название картины стало синонимом повторяющихся будней, а последующие картины оказались обречены на сравнение с образцом из 1993 года. Популярность тропа можно объяснить желанием человечества контролировать хаотичный мир или же попыткой отыскать смысл жизни в серых буднях. Что в 1993-м, что в 2023-м люди застревают в рутине и чрезвычайно боятся будущего. Но, как известно, «завтра» обязательно наступит.

ВЫБОР ЗРИТЕЛЕЙ

Кадр из фильма «Кошмар перед Рождеством»

Кадр из фильма «Кошмар перед Рождеством»

У каждого праздника есть свой город. Джек Скеллингтон, житель Хэллоуинтауна, во время прогулки случайно находит портал в пристанище Рождества и поражается счастливой атмосфере. Вместо привидений и тыкв — маленькие эльфы, помогающие Санте дарить людям радость. Джек возвращается в родные края, но не может выбросить из головы увиденное. И тогда он решается на страшное дело — Джек похищает Санту, чтобы стать во главе Рождества. 

Тим Бертон задумал «Кошмар перед Рождеством» еще в 1982 году, будучи аниматором студии Disney, но тогда идея не пришлась ко двору — замысел посчитали мрачным и отложили. Только после успеха «Битлджуса» Бертону разрешили попробовать воплотить в жизнь «Кошмар». Впрочем, «детскость» картины так и осталась под вопросом — Walt Disney Pictures приняла решение выпустить фильм под лейблом своего подразделения Touchstone Pictures. Режиссером анимационного фильма-мюзикла стал Генри Селик.

Еще в 1993 году о фильме писали как о проекте, который войдет в историю и станет классикой. Критики признавали безупречность картины, а зрители не могли оторваться от экрана. И неудивительно — объемная анимация, в которой сказочные фигурки перемещаются внутри впечатляющих декораций под музыку Дэнни Эльфмана, и сейчас способна поразить как детей, так и взрослых. 

Робин Уильямс в роли Дэниела на кадре из фильма «Миссис Даутфайер»

Робин Уильямс в роли Дэниела на кадре из фильма «Миссис Даутфайер»

В режиссерском кресле — Крис Коламбус, на экране — Робин Уильямс: не это ли рецепт идеального семейного фильма? «Миссис Даутфайр» стал зрительским хитом не только из-за комедийного сюжета. Режиссер показал забавную и честную историю о крахе семьи: ситуация, через которую проходят многие. Дэниел (Робин Уильямс) разводится с женой (Салли Филд) и теперь может видеться с детьми лишь раз в неделю. Находчивый мужчина устраивается домработницей и няней к родным. Женское платье, грим и способность менять голос — все это помогает герою вновь быть рядом с близкими. 

Коламбус снял жизнеутверждающее кино о разводе, которое не бросается в омут сантиментов. Спустя годы можно придраться к действиям главного героя: мужчина нарушает личные границы супруги и обманом втирается к ней в доверие. Но как в 1993-м, так и в 2023-м поражает концовка: режиссер отказывается от традиционного хеппи-энда в угоду реализму. Разрыв родителей не исключает теплые взаимоотношения родственников. А стандартная нуклеарная семья не всегда является образцом счастья. 

СКРЫТЫЕ СОКРОВИЩА: ЛЕНТЫ, КОТОРЫЕ С ГОДАМИ СТАЛИ КУЛЬТОВЫМИ

Кадр из документального фильма «С Востока»

Кадр из документального фильма «С Востока»

«С Востока» — фильм, который идеально подходит на звание «скрытого сокровища». Кажется, будто оценить ленту по достоинству действительно можно лишь спустя годы — гипнотизирующее полотно бельгийки Шанталь Акерман сейчас видится важным отпечатком эпохи, которая давно ушла. Впрочем, даже в год премьеры критики единогласно признавали «С Востока» великой картиной. Ее назвали «произведением искусства», «документом на грани вымысла» и «чистым кинематографическим памятником во времени и пространстве». 

Фильм возвращает зрителей в начало 1990-х и рассказывает о путешествии из солнечной Восточной Германии в заснеженную Москву. Для тех, кто родился в 2000-х или позже, фильм Акерман станет почти безмолвным свидетельством потерянных лиц, застывших в ожидании. Камера панорамирует длинные очереди к остановкам, внимательно изучает тротуары и проезжие части, ловит обрывки разговоров. Для детей 1990-х «С Востока» — почти домашнее видео. Липкий снег, любимый «Гастроном», вечно включенный телевизор, ковры на стенах, а рядом — постеры любимых звезд, закрывающие дыры. Смотреть одновременно тепло и больно. 

Мэттью Макконахи в роли Вудерсона на кадре из фильма «Под кайфом и в смятении»

Мэттью Макконахи в роли Вудерсона на кадре из фильма «Под кайфом и в смятении»

1976 год. Где-то в Техасе ученики ликуют перед началом лета. Позади школьная рутина, впереди опьяняющая безмятежность. Будущее еще не наступило: настоящее состоит из музыки Aerosmith, алкоголя и бушующих гормонов. Фильм освобожден от сюжета. Но в этом и магия детища Ричарда Линклейтера: аккуратной структуре режиссер предпочитает лихорадочное повествование и живые диалоги. Любовь к ностальгии приведет кинематографиста к одному из самых трогательных мультфильмов современности — «Аполлону-10½: Приключение космического века». 

В 1993 году Ричард Линклейтер еще не успел покорить мир. Только через два года на экраны выйдет идеальное разговорное кино «Перед рассветом». Но уже в ленте о подростках вырисовывается узнаваемый стиль постановщика. Режиссер мастерски показывает черты поколения. Дело не только в ярких рубашках и звуках рок-хитов, но и в едва уловимой грусти, витающей в воздухе. Герои рассуждают, что 60-е прошли под знаком свинга, а 70-е оказались дерьмовыми. В случайно брошенных словах скрывается тоска тинейджеров, которые не застали великие события. Линклейтер ностальгирует по ушедшему десятилетию, открывает новых звезд Голливуда и запечатлевает миг юности — там есть место и кайфу, и смятению. 

Омри Кац в роли Стена на кадре из фильма «Дневной сеанс»

Омри Кац в роли Стена на кадре из фильма «Дневной сеанс»

Как и многие дети, выросшие в 1950-е годы, Джо Данте любил низкобюджетные фильмы о монстрах. После нескольких лет работы в монтажной Роджера Кормана Данте понял, что хочет не только смотреть ужастики, но и снимать их. «Дневной сеанс» — послание для всех единомышленников, наполненное ностальгией. В центре сюжета режиссер экспериментальных хорроров Вулси (собирательный образ Уильяма Касла, Эда Вуда и Альфреда Хичкока), который мечтает заработать крупную сумму на прокате своего нового фильма «Мант» про человека-муравья. Пока Вулси с воодушевлением проводит ток в зрительские кресла и прячет за экраном целую комнату спецэффектов, люди вокруг с ужасом обсуждают Карибский кризис и готовятся к концу света. 

В момент выхода «Дневной сеанс» продержался в кинотеатрах совсем недолго, заработав за время проката $9,5 млн (при бюджете в $13 млн), и потому Universal Pictures закономерно посчитали фильм провальным. В кинокритическом пространстве картине повезло больше: Роджер Эберт поставил 3,5 звезды из 4, а Брюссельский кинофестиваль фантастических фильмов отдал комедии Данте главный приз. В наши дни «Дневной сеанс», к сожалению, почти забыт. 

P.S. ОТ РЕДАКЦИИ

Так было ли кино тридцать лет назад лучше, чем сейчас? Вопрос, на который, безусловно, нет однозначного ответа. 1993-й — год Стивена Спилберга, Китая и динозавров. Новое поколение кинозвезд начинало восхождение на голливудский олимп: Леонардо ДиКаприо, Джонни Депп, Мэттью МакКонахи, Милла Йовович. А жюри фестивалей и вовсе были несказанно щедры и раздавали две награды по цене одной. Впрочем, уникальный случай в истории не обеспечил лауреатам долгую жизнь: далеко не все картины остались в памяти публики. Зато не канули в Лету развлекательные фильмы: не все достойные зрительские хиты влезли в наш ограниченный список. 1990-е — золотая пора семейного кино. Перед наступлением нового тысячелетия человечество как никогда нуждалось в воодушевляющих историях. Семейка Аддамс разрешала всем быть странными, в Салеме колдовали ведьмы, а Тим Бертон обеспечивал рождественское настроение. Прослеживается любопытная параллель с современностью: в 2020-х фестивальные картины нередко попадают в оскароносную гонку и получают широкое признание, но в поисках комфортного кино зрители скорее пересмотрят фильмы из прошлого, чем дадут шанс голливудской новинке. Быть может, 1993-й и не лучший год в истории кино и раньше было как было. Но миллениалы, прошерстив период, могут обнаружить сундук с сокровищами: там обитают детские воспоминания. 

Текст: Владимир Бурдыгин, Яна Телова, Гульназ Давлетшина
2 комментария
А
раньше было лучше всё, кроме карешки стиля "я у мамы бухгалтерша" на голове Мэтью Макконахи
7 декабря 2023
Искренне аплодирую людям, которые составляют такие подборки. Понятно, что выбор во многом дело вкуса, но это ж как надо закопаться в ящик с ретро кином, чтобы по годам собрать коллекцию!!!
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?