Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Обзоры

Рай не в блокбастере?

В 2012 году фильмы Sony Pictures заработали в мировом прокате более 4 миллиардов долларов. В нынешнем году студия не повторит этот рекорд. Конечно, до декабря еще далеко. Но шансы внушительно заработать есть лишь у «Элизиума: Рай не на Земле» и у «Облачно, возможны осадки: Месть ГМО». И вряд ли эти картины будут штурмовать миллиардный барьер. Если они соберут по 500 миллионов долларов, в Sony будут плясать от радости. Напомним, что предыдущий фильм Нила Бломкампа (режиссера «Элизиума») «Район № 9» и мультфильм «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек» заработали менее 300 миллионов на брата

Добавить в закладки
Рай не в блокбастере?

Кадр из фильма «Элизиум - рай не на Земле»

Конечно, предсказать, что рекорд прошлого года останется непобитым, можно было еще тогда, когда Sony объявила свое расписание релизов. В 2012-м студия выпустила «007: Координаты “Скайфолл”», «Нового Человека-паука», «Людей в черном 3»… В нынешнем же году основные надежды возлагались на «После нашей эры», «Штурм Белого дома» и «Смурфиков 2». Плюс уже упомянутые «Элизиум» и «Облачно», а также примыкающие к ним «Телекинез» и «Орудия смерти: Город костей». Мягко говоря, не «команда мечты» для покорения прокатных вершин.

Кадр из фильма «Штурм Белого дома»

Этим летом модно писать о том, что голливудцам нужно пересматривать блокбастерную систему. Мол, провалы или слабые сборы «После нашей эры», «Штурма Белого дома», «Одинокого рейнджера», «Призрачного патруля», «Тихоокеанского рубежа» и «Смурфиков 2» – это результат ошибочной ставки на дорогое кино и прочих связанных с этим стратегических решений. Да, летнее расписание перегружено блокбастерами, и даже киноманы не могут себе позволить несколько месяцев каждую неделю ходить с семьей на «крутой» фильм (билет + попкорн + доплата за 3D = пустой кошелек). И да, студии не вправе надеяться, что знаменитый актер гарантирует блокбастеру успех. Даже если это Джонни Депп или Уилл Смит. Но значит ли это, что Sony должна отказаться от блокбастеров и сосредоточиться на фильмах вроде хоррора «Зловещие мертвецы: Черная книга», который в этом году собрал в прокате 100 миллионов долларов при бюджете в 17 миллионов?

Кадр из фильма «Одинокий рейнджер»

Разумеется, нет. Блокбастерная система возникла не на пустом месте. Если бы Sony могла выпустить в год 40 фильмов вроде «Зловещих мертвецов», она бы так и сделала, выбросив на мороз всех, кому для съемок кино нужны сотни миллионов баксов. Из опыта прошлых десятилетий мы знаем, что дешевые фильмы проваливаются не реже дорогих и лишь немногие из них приносят студиям существенные доходы. Поэтому ставка на эпические зрелища имеет смысл – особенно в эпоху, когда телесериалы наступают кинематографу на пятки.

Кадр из фильма «Зловещие мертвецы. Черная книга»

В самом деле, скажите честно: кому нужен новый «Крестный отец», если есть «Во все тяжкие» и ему подобные шоу об антигероях? Кому нужны кинодетективы, если на телевидении этот жанр цветет и пахнет во всех возможных вариантах – от многолетних эпопей до мини-сериалов и телефильмов? Фантастика, фэнтези, историческое кино, фильмы о шпионаже и террористах… Телевидение освоило все жанры, которые не требуют супервложений и которые выигрывают от многосерийного повествования. И оно регулярно выдает сериалы, на равных состязающиеся с большинством «белоэкранных» собратьев. Поэтому только солидные бюджеты, суперактеры, драйв и убедительные эффекты могут заставить зрителей регулярно ходить в кино, а не выбираться раз в год на фильм с особенно интересным сюжетом (для данного конкретного зрителя). Голливуд понял это еще в 1950-х, и с тех пор конкуренция с телевидением только обострилась. Ведь прежде по ТВ многое нельзя было показывать, а теперь – пожалуйста. Кровь, эротика, жесткое насилие… Никто не уйдет обиженным!

Кадр из фильма «После нашей эры»

Так что вопрос не в том, нужно ли снимать блокбастеры, а в том, какие именно блокбастеры нужно снимать. Посмотрите еще раз на список провалов этого летнего сезона. Кто из них заслужил миллиард баксов? Откровенно копирующий «Людей в черном» «Патруль»? Выстроенный на хлипких плечах Джейдена Смита «После нашей эры»? Веселый, но явно не дотягивающий до «Пиратов» «Рейнджер»? Или, может быть, «Рубеж», снятый исключительно для фанатов боевых роботов?

Кадр из фильма «Тихоокеанский рубеж»

С другой стороны, свежий «миллиардер» «Железный Человек 3» не то чтобы поразил, но определенно зажег. К тому же он продолжил историю полюбившегося многим супергероя. Также в этом году удачно выступили новый «Форсаж 6», «Стартрек», «Человек из стали», «Гадкий я 2», «Университет монстров», «Великий Гэтсби»… Сплошь заслуженные или по крайней мере понятные успехи.

Кадр из фильма «Железный человек 3»

Что из этого следует? Что студиям нужно тщательнее отбирать проекты и следить за тем, чтобы на выходе получалось вменяемое и увлекательное масштабное кино, а не мешанина трюков и эффектов. По большому счету Голливуду нужны худсоветы. Или что-то в этом духе. Потому что если продолжить жахать по 250 миллионов долларов на «Одиноких рейнджеров» и «Джонов Картеров», то разорится даже могучий Disney. А Sony Pictures и подавно нужно быть аккуратной. Ведь ее головной концерн переживает сложные времена, и он вполне может начать резать по живому.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?