Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Бегущий человек»: круто ты попал на ТВ, ты звезда, давай народ удиви!

Эдгар Райт и Глен Пауэлл ищут анархию в дистопическом романе Стивена Кинга.

Добавить в закладки
Рецензия на фильм «Бегущий человек»: круто ты попал на ТВ, ты звезда, давай народ удиви!

Трейлер

Сейчас самое время: действие романа Стивена Кинга «Бегущий человек» разворачивается в антиутопических Штатах будущего, а именно в 2025 году. Книга впервые вышла в свет в начале 80-х под псевдонимом Ричард Бахман и уже была экранизирована: ретро-футуристический сай-фай с Арнольдом Шварценеггером запомнился скорее обтягивающими нарядами, чем вменяемой социальной критикой. За материал взялся режиссер-хулиган и большой выдумщик Эдгар РайтЗомби по имени Шон», «Малыш на драйве») и решил свое нахальное чувство юмора поженить с безумной гонкой на выживание — рассказываем, что из этого (не)получилось. 

Глен Пауэлл в роли Бена Ричардса на кадре из фильма «Бегущий человек»

Глен Пауэлл в роли Бена Ричардса на кадре из фильма «Бегущий человек»

Альтернативные Штаты покалечены социальной пропастью, а голод в отсутствии хлеба затыкается зрелищами в прямом эфире. У главной телевизионной сети есть шоу любого профиля — от викторин с шансами умеренно покалечиться до билета в один конец в беспощадное соревнование на смерть. Выходец из трущоб Бен Ричардс (Глен Пауэлл) выбирает добро с кулаками, вступается за коллег, ратует за профсоюзы и ругается с начальством, а потому наказан за неповиновение и сидит без работы. Ситуация становится критической из-за болезни малышки-дочки: жена Бена Шейла (Джейми Лоусон) берет по несколько смен официантки в клубе и неизвестно каким образом получает чаевые от посетителей. Иммунитет ребенка слабеет, счет пошел на часы, поэтому Бен отправляется в офис телестудии и попадает в самое финансово выгодное и по-человечески бесперспективное испытание. 

«Бегущий человек» — жестокая симуляция побега: у участников есть фора в 12 часов, следующие 30 дней они должны скрываться на территории страны, где их ищут специально обученные охотники, а зрители получают денежное вознаграждение за любую информацию о местонахождении беглецов. 

Колман Доминго в роли Бобби Ти на кадре из фильма «Бегущий человек»

Колман Доминго в роли Бобби Ти на кадре из фильма «Бегущий человек»

«Голодные игры» возвращаются с приквелами, «Игра в кальмара» ненадолго попрощалась, чтобы перезапустить американский сезон шоу, медиашум влиятелен как никогда, а потому и публичные состязания обездоленных со смертью вновь актуальны. Но довольно схематичный жанр (диктатура + безнадега = революция) нуждается в переосмыслении. Энергичный британец Райт, который не раз привносил ироничный и пацанский взгляд на мир в сай-фай и зомби-хоррора, — идеальный кандидат для переизобретения сатиры на общество потребления. Маскировка, поддельные документы, скрытые убежища, Глен Пауэлл на бегу и низший класс, готовый стоять горой за своих (или сдать за «новобаксы»?) — комбинация выглядела беспроигрышной.

Глен Пауэлл в роли Бена Ричардса на кадре из фильма «Бегущий человек»

Глен Пауэлл в роли Бена Ричардса на кадре из фильма «Бегущий человек»

Неожиданно там, где стоило забыть о тормозах, Райт выбрал скорее путь компромиссов. С одной стороны он сохранил дурашливость и пластмассовость фильма 1987 года, который с первоисточником имел мало что общего (лицо Шварценеггера можно увидеть на «новобаксах»). Глава медиакорпорации зла Дэн Киллиан (Джош Бролин) и его правая рука ведущий шоу Бобби Ти (Колман Доминго) вытряхивают рейтинги и бессовестно кормят доверчивую публику пропагандой. Демонизация выглядит помпезно, но все равно карикатурно-потешно и едва ли устрашает в нашем не альтернативном 2025 году. С другой стороны режиссер и сценарист Майкл Бэколл держатся довольно близко тексту, но ярость и отчаяние Ричардса Кинга-Бахмана на кэране выглядят напускными и схематичными, а его борьба с системой ограничивается зачитыванием лозунгов на камеру и призывами обратить внимание на обман вокруг. 

В романе есть действительно пугающе актуальные вещи вроде дипфейков: каждый участник «Бегущего» должен записывать видео и отправлять их в эфир — продюсеры не стесняются редактировать отснятый материал ради рейтингов и добавлять провокаций. Ричардс вроде бы стремится рассказать Правду с большой буквы «П», но редкие покусывания власть имущих и базовая критика консюмеризма за большие деньги большой студии едва ли работают.

Джош Бролин в роли Дэна Киллиана на кадре из фильма «Бегущий человек»

Джош Бролин в роли Дэна Киллиана на кадре из фильма «Бегущий человек»

«Бегущий человек» 2025 года выглядит как совершенно необязательная бэшка наряженная в анархистские лозунги и панк эстетику британских 70-х (в основном речь о печатной продукции и протестных зинах). На деле Райт будто бы не изменяет себе и при желании в контурах сюжета можно угадать классику вроде «Телесети» Сидни Люмета. Но режиссер, который славится идеальным таймингом и стремительными переходами, едва вытягивает движение вперед: книгу невозможно выпустить из рук пока не доберешься до финала, фильм распадается на отдельные экшен-эпизоды. Вроде бы запоминающиеся сцены есть — Глен Пауэлл в одном полотенце удирает от охотников; радостные камео присутствуют — Майкл Сера опять против всех; но в единую кинематографическую стихию этот бунт никак не складывается. В итоге Райт хаотично перекраивает финал, чтобы публика, знакомая с романом, не слишком заскучала, но даже нововведения не превращаются в оформленное высказывание.

Другая экранизация озлобленной прозы Ричарда Бахмана «Долгая прогулка», вышедшая пару месяцев назад, представляет собой действие куда более несовершенное в построении антиутопии, но куда более пугающее и понятное как реакция на режим пропаганды. Райт вроде бы не стремится ругаться на мировое устройство по-настоящему, а предлагает публике социально заряженный аттракцион, который справляется только с одной задачей — пополнение фильмографии Глена Пауэлла еще одним экшен-фильмом.

Текст: Настасья Горбачевская
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?