
Тоска, одиночество и броманс в одноэтажной Америке.
Маркетолог Крэйг (Тим Робинсон) живет в американском пригороде вместе с женой (Кейт Мара) и сыном (Джек Дилан Грейзер). Скучная работа, однообразные будни, отсутствие друзей — в жизни героя нет ничего примечательного. Все меняется, когда в соседний дом заселяется новый жилец: Остин (Пол Радд) — харизматичный синоптик, у которого куча интересов и даже есть своя музыкальная группа. Крэйг заворожен новым знакомым. Однажды Остин приглашает соседа потусоваться с его друзьями. Но Крэйг своим странным поведением портит всем вечер. Вскоре синоптик предлагает и вовсе прекратить общение. Маркетолог тяжело переживает потерю, впадает в отчаяние и пытается все исправить.
«Дружба» — инди-хит и режиссерский дебют Эндрю ДеЯнга, известного по работе над сериалами «Чудотворцы» и «Меломанка». Премьера состоялась на Международном кинофестивале в Торонто осенью прошлого года, а сейчас фильм стал доступен в Сети. Проект привлекает исполнителями главных ролей: уже на уровне трейлера (да и постера) было очевидно, что дуэт Пола Радда и Тима Робинсона едва ли разочарует публику. Робинсон и вовсе, кажется, чувствовал себя в своей тарелке: американский комик известен благодаря скетч-шоу «Я думаю, вам стоит уйти с Тимом Робинсоном», где в центре сюжета находятся чудаки и аутсайдеры. Его герой в «Дружбе» — тоже асоциальный, до жути нелепый персонаж, вызывающий разные чувства — от жалости и сочувствия до раздражения и злости.
Крэйг — классический изгой, неспособный построить социальные связи. Мы встречаем героя в группе поддержки для переживших рак: жена Крэйга, Тами, уже выздоровела, но испытывает страх за хрупкое будущее. Неуместный комментарий мужа дает зрителям понять, что вторым именем Крэйга могло быть «испанский стыд». Мужчина обречен с грустью наблюдать из окна своего офиса за коллегами во время перекуров и довольствоваться тихой семейной жизнью. Впрочем, брак с флористкой дает трещины: жена то и дело назначает встречи с бывшим молодым человеком, причем совершенно этого не скрывая. Знакомство с Остином оказывается для героя не просто обретением желанного друга (или все же кумира?), но и попыткой доказать самому себе — я могу быть интересным и значимым.
После размолвки приятелей напряжение на экране нарастает: ни Остин, ни зритель не знают, что можно ожидать от Крэйга. Непредсказуемость — лучшая черта «Дружбы», которая удивляет зрителей до самого финала. Герою Робинсона словно бы отрезают крылья: вчера тусовки в гараже с приятелями, сегодня снова одиночество. Лишившись внимания, Крэйг не понимает, как после всплеска эндорфинов вернуться к прежней унылой жизни. Эндрю ДеЯнг в необычной форме рефлексирует о том, как тяжело обретать единомышленников во взрослом возрасте и насколько непросто переживать дружеский разрыв. Особенно если на тебе клеймо неудачника и ты эмоционально незрелый человек, не вписывающийся в рамки общества. Крэйг всеми силами хочет стать «своим»: желание одобрения вкупе с инфантилизмом приводит к разрушительным (прежде всего в психологическом плане) последствиям.
Тема мужской дружбы в кинематографе — не то чтобы редкость. Стандартные броманс-комедии в духе «Мальчишника в Вегасе» или трогательные драмы наподобие «1+1» — выбирать, в общем, есть из чего. В последнее время авторы копают чуть глубже и позволяют героям распахивать душу и четко проговаривать чувства: яркий пример — недавняя инди-лента «Сакраменто», где Майкл Ангарано и Майкл Сера играют старых приятелей, пытающихся восстановить прежнюю связь. «Дружба» выделяется среди прочих представителей поджанра: это абсурдистская комедия, в которой юмор граничит с тревожностью — порой кажется, что вот-вот и фильм превратится в настоящий триллер. Но, к счастью, дебютант не перебарщивает ни с драматизмом, ни с фарсом. Радд и Робинсон выдают впечатляющие перформансы, ДеЯнг подчеркивает зыбкость человеческих связей, а зритель наблюдает за безумием на экране и терпеливо ждет, к чему же все-таки приведет одержимость и желание понравиться самому классному парню в районе.