
Грустный привет из прошлого, когда в России снимали честное кино о политике.
Иван (Артём Быстров) и Анна (Клавдия Коршунова) Меньшовы только что купили квартиру в новостройке в карельском городе и занимаются ремонтом. Супруги воспитывают троих детей и ведут тихую жизнь. У Ивана своя маленькая автомастерская. Однажды на просёлочной дороге Меньшовы становятся свидетелями страшной аварии: дорогая иномарка переворачивается на крышу и загорается, водитель самостоятельно выбраться не может. Зеваки только снимают трагедию на мобильные. Иван с помощью монтировки вытаскивает водителя. Вскоре выясняется, что владелец автомастерской спас жизнь влиятельному силовику Дмитрию Родину (Олег Фомин). Мир Меньшовых резко меняется.
«Хозяина» снимали в Карелии летом и осенью 2021 года. Среди продюсеров картины Илья Стюарт («Петровы в гриппе», «Казнь») и Николас Солис («Рома», «Эмилия Перес»). Кино сделано в копродукции России, Франции, Швейцарии, Мексики и Великобритании. Сегодня подобное сотрудничество при производстве кажется приветом из ушедшей эпохи. Премьера «Хозяина» прошла на не самом известном фестивале в Женеве в 2023 году. Драму Быкова показывали на киносмотрах в Белграде, Малаге и Клуже. Сегодня шансов на прокат «Хозяина» в России нет — слишком это острое и смелое кино о современном обществе. Может быть, однажды драму Быкова покажут на фестивале отечественных полочных фильмов, а пока картина вышла в испанских онлайн-кинотеатрах.
«Хозяин» — квинтэссенция фильмографии Быкова, который всю карьеру вглядывается в отношения человека и системы. Ещё в «Майоре», драме о сбившем ребёнка полицейском, режиссёр начал разговор о наличии или отсутствии совести у власть имущих. В «Дураке» обычный сантехник пытается спасти жителей аварийного дома, но сталкивается с тотальным безразличием и сограждан, и сотрудников коммунальных служб. В «Заводе» доведённые до отчаяния работяги поднимают бунт против владельцев предприятия. И критика страшного социального неравенства, и осуждение коррупции, и демонстрация последствий вседозволенности чиновников и силовиков есть и в «Хозяине». Даже главную роль исполняет знакомый по «Дураку» Артём Быстров. Картины при желании можно даже объединить в дилогию. Маленький гоголевский персонаж остался прежним. Отсуствие справедливости тоже.
С первых минут нетрудно догадаться, что спасение Родина и вынужденная дружба с влиятельным человеком обернутся для Меньшова сущим адом. Быков делит фильм на три части: с момента ДТП проходит сначала год, а потом ещё три месяца. Иван прекрасно понимает, что сталкивается с чистым злом и вступает в опасные игры, но не может противиться желанию жить на широкую ногу и готов идти на компромиссы. Разумеется, прикрывается Меньшов заботой о семье. Но в то же время как отказать силовику, по звонку которого разруливаются любые проблемы? Стоит расстроить Родина, как к Ивану домой заявятся люди в форме, а на работе замучают бесконечными проверками. «Хозяин» напоминает «Левиафан» Андрея Звягинцева, только мэра заменяет офицер ФСБ. В остальном же Быков наглядно показывает полное бесправие рядового гражданина перед представителями власти. И никакой диалог на равных между Родиным и Меньшовым невозможен. Даже спасение жизни быстро забывается, а пропасть в возможностях и деньгах остаётся.
Несмотря на узнаваемые реалии в виде протестов из-за строительства мусорного полигона, бесправия арестованных несогласных, ручного управления и конфликтов на национальной почве, «Хозяин» — кино притчевое, с отчётливыми фаустианскими мотивами. Только Меньшов продаёт в обмен на удобства и чувство безопасности не душу, а достоинство и совесть. Ни одна сделка с дьяволом не заканчивалась положительно. Счастье Меньшовых тоже недолговечно, а понятное желание комфорта приводит в ад.
«Хозяина», как и все фильмы Быкова, можно обвинять в прямодушии, плакатности и лобовых метафорах. Даже фамилии у центральных персонажей говорящие. На примере одних отношений режиссёр показывает, как устроено взаимодействие человека и системы. Первый вынужден быть вечным просителем, а чиновники и силовики с лёгкой улыбкой на губах то одаривают, то отнимают, но всегда унижают, да ещё и с видимым удовольствием. Быков не говорит ничего нового, истошно кричит, но мы слишком редко стали видеть в российских фильмах и сериалах неприглядную правду, а потому автору хочется многое прощать, даже сценарные недочёты. Герои прописаны схематично и непоследовательны в действиях — постановщику нужно жирнее обрисовать проблематику, стройностью драматургии можно и пожертвовать. Когда Меньшов и Родин становятся друзьями, на улице светит солнце. Когда в отношениях наступает разлад, дождь сменяется снегопадом.
Картина Быкова в 2025 году уже кажется несколько устаревшей и опоздавшей, что вполне понятно. Поднимаемые режиссёром темы всё ещё актуальны, только время разговоров о социальной несправедливости и открытого честного диалога прошло. Сегодня «Хозяин» воспринимается как архетипическая трагедия о невозможности остаться человеком в животном мире. И все же жаль, что фильм в России увидеть крайне непросто.
Однако, рассуждать о наличии совести у власть имущих следует только в качестве интеллектуального упражнения. На практике же власть имущими становятся люди, уже лиш...енные совести, а это здорово портит строгую логику рассуждений