
Сегодня свой 70-летний юбилей празднует Уиллем Дефо — четырехкратный номинант на премию «Оскар», звезда супергеройских блокбастеров и авторских инди-драм, а также человек с самой запоминающейся улыбкой Голливуда. За долгие годы плодотворной карьеры актер успел посотрудничать с огромным количеством выдающихся режиссеров — от Мартина Скорсезе и Дэвида Линча до Ларса фон Триера и Уэса Андерсона. Неизменным оставалось одно: в каком бы образе он ни появлялся на экране, врожденный магнетизм Дефо моментально притягивал зрительское внимание.
В честь юбилея великого артиста вспоминаем его творческий путь и рассказываем, как юноша с необычной внешностью стал всенародным любимцем.
Эпатажный театрал
Свою карьеру в кино Уиллем Дефо начал относительно поздно. Седьмое искусство распахнуло перед ним двери, когда тому было уже 25 лет. Однако заниматься актерством юноша начал задолго до своего кинодебюта. В семье хирурга и медсестры Уиллем Дефо стал седьмым ребенком из восьми (!!!) и единственным, кто решил выбрать стезю лицедейства. Долгое время Уиллем был частью авангардной театральной труппы Wooster Group, ставящей пьесы на сцене культового театра The Performing Garage. Основная стратегия театра заключалась в том, чтобы делать спектакли как можно более дешевым и причудливым способом, соединять высокое с низким, а драматическое — с телевизионной безвкусицей. Зачастую Дефо приходилось устраивать настоящее безумство на сцене, будь то танец нагишом или исполнение роли живого куриного сердца.
Работа в экспериментальном театре развила в артисте невероятную пластику и гибкость (чего стоят его фотосессии) и готовность без стеснения демонстрировать свое тело (см. «Антихрист»). С театром Дефо не покончил даже после череды успешных кинопроектов. Например, в 2011 году он принял участие в пьесе «Жизнь и смерть Марины Абрамович» — экспериментальной опере на основе биографии мастера перформанса Марины Абрамович. А уже в 2013 году совместно с режиссером Робертом Уилсоном и танцовщиком Михаилом Барышниковым Дефо поставил спектакль «Старуха» по одноименному произведению русского писателя Даниила Хармса.
Безумец с дьявольской улыбкой
Неординарную внешность артиста разглядели продюсеры, пригласив Дефо на роль одинокого байкера в кожаном костюме в картине «Без любви» будущей обладательницы премии «Оскар» Кэтрин Бигелоу. От образа порочного юноши и главаря банд актер не мог отделаться на протяжении нескольких лет. После он вновь исполнил роль отморозка на мотоцикле в фильме «Улицы в огне», настолько убедительным он оказался в амплуа плохиша в кожанке. Постепенно облик юного негодяя с улицы трансформировался в воплощение инфернального зла. В «Диких сердцем» Дэвида Линча артист исполнил роль Бобби Перу — жуткого маньяка со звериным оскалом, бросающего сальные шутки направо и налево. Персонаж Дефо запомнился не только пугающей сценой харассмента с героиней Лоры Дерн, но и благодаря своей мимике и отталкивающему внешнему виду — змеиное лицо, гнилые зубы. Впоследствии дьявольская органика артиста открыла перед ним двери для ролей чудовищ на любой вкус и цвет.
Тим Бёртон хотел видеть его в роли Джокера в своей дилогии о сумеречном герое — фан-арты с Дефо в образе главного кошмара Готэма популярны до сих пор. Сэм Рэйми разглядел в фактурном артисте Зеленого гоблина — главного злодея для Человека-Паука Тоби Магуайера. Свою вторую номинацию на «Оскар» Дефо получил за роль вампира («Тень вампира») и до сих пор остается единственным, кто удостоился столь высокой оценки академиков за воплощение кровопийцы на экране. В третьем сезоне «Королевства» Ларса фон Триера актер появился в образе демона Гранд Дюка — прислужника самого Сатаны. А сотрудничество Дефо с Робертом Эггерсом — мастером современного хоррора — оказалось союзом, заключенным на небесах. Постановщик продолжает исследовать грани человеческого безумия, а помогает ему в этом любимый артист. Даже в сентиментально-очаровательных фильмах Уэса Андерсона Уиллем Дефо исполнял роли отъявленных и пугающих злодеев: молчаливого убийцы Джоплинга в «Отеле “Гранд Будапешт”» и крысы в «Бесподобном мистере Фоксе». Артист привнес щепотку безумия и в образ Сына Божьего, исполнив главную роль в «Последнем искушении Христа» Мартина Скорсезе. Его итерация Христа во многом апокрифическая, вечно сомневающаяся и терзаемая тревожными голосами извне.
Демоническая эксцентрика Дефо позволила ему стать одним из самых востребованных артистов поколения, несмотря на то что зачастую это были роли второго плана. Благодаря врожденной хрипотце и пластичности злодеи и антигерои в исполнении актера становятся наиболее яркими персонажами фильмов, даже если их лица не разглядеть за маской («Человек-паук») или компьютерной графикой («Тетрадь смерти»).
Нежный добряк с суровым взглядом
Однако застревать в амплуа злодея актер не собирался. Первую по-настоящему большую роль Дефо исполнил во «Взводе» Оливера Стоуна. Актер воплотил сержанта Элайаса — неожиданного гуманиста, помещенного в горнило боевых действий во Вьетнаме. Типаж сентиментального командующего новоприбывшими солдатами помог зрителям разглядеть в Дефо ранее скрытые актерские грани. Впервые он предстал перед аудиторией хорошим парнем. За роль во «Взводе» он удостоился номинации на премию «Оскар», что позволило артисту чередовать амплуа плохишей с благородными героями. После успеха фильма Стоуна актера стали охотнее приглашать на главные роли. Помимо упомянутого «Последнего искушения Христа» была и спортивная драма «Триумф духа» Роберта М. Янга, а также начало сотрудничества с Полом Шредером и Абелем Феррара. Оба режиссера видели Дефо в роли протагониста (наркодилер в «Чутком сне», шпион Х в «Отеле “Новая роза”»), а не яркого эпизодического героя.
Среди самых нежных и трогательных актерских работ Дефо особенно выделяется роль Бобби Хикса, менеджера мотеля The Magic Castle, в «Проекте “Флорида”» Шона Бэйкера. Хикс с большой симпатией относится к своим постояльцам, даже несмотря на то, что им нечем оплатить очередную ночь пребывания. В недавнем семейном фэнтези «Очи» герой Дефо оказался чудаковатым воинственным островитянином, который на самом деле тяжело переживает уход жены и с трудом пытается выстроить коммуникацию с дочкой. В персонажах Дефо трагическое всегда соседствует со зловещим, нежное — с грубым, сентиментальное — с бесчувственным.
Поэтому, несмотря на природную дьявольскую эксцентрику, артист охотно отходит от полюбившегося амплуа. По собственному признанию, в жизни он полная противоположность своих экранных образов. Актер много времени проводит с семьей, занимается йогой, а еще у него отличное чувство юмора. Дефо может блестяще исполнить и гомерически смешную роль претенциозного режиссера в фильме «Мистер Бин на отдыхе», и с радостью подыграть уличному блогеру, рассказав о стоимости своего аутфита, и покорить Интернет очередной рассказанной на камеру русской поговоркой.
За долгие годы в фильмографии артиста наберется достаточное количество ярких главных ролей. Однако Дефо продолжает оставаться одним их самых востребованных актеров второго плана (три из четырех номинаций на «Оскар» в категории — прямое тому подтверждение). Благодаря природной харизме и работе в экспериментальном театре Дефо целиком подчиняет себе экранное пространство, превращая каждый актерский выход в яркий бенефис. Будь то мимолетное появление в «Холодном расчете» Пола Шредера или подростковом хите «Виноваты звезды» Джоша Буна. Даже в и без того перегруженных звездными именами фильмах Уэса Андерсона, Кеннета Брана («Убийство в Восточном экспрессе») и Йоргоса Лантимоса («Бедные-несчастные», «Виды доброты») Дефо удается перетащить зрительское внимание на свою сторону. Бывший театрал полностью отдается каждой своей даже самой незначительной роли, внося в экранный образ толику природного безумства и обаяния. За это и любим.