
Слэшер, похожий на свидание с бывшим: общие шутки остались, но перспектив никаких.
Если верить фильмам ужасов, то именно лето — самое травмоопасное время, а в городке Саутпорт что ни сезон затяжных каникул, то резня. Запустили рыбака с крюком в заводь нерадивых подростков режиссер Джим Гиллеспи и сценарист Кевин Уильямсон — тот самый, что написал «Крик» и вместе с Уэсом Крэйвеном переизобрел слэшеры. После сумасшедшего успеха постмодернистского подхода Уильямсон взялся за адаптацию романа Лоис Дункан с запоминающимся названием «Я знаю, что вы сделали прошлыми летом» и создал максимально «ортодоксальную» расправу. Дженнифер Лав Хьюитт размахивала руками и взывала к ответу, Сара Мишель Геллар поправляла корону королевы красоты, Райан Филипп готов был всем дать сдачи, а Фредди Принц-младший таинственно расставлял рыболовные сети в порту — это было совершенно бездумно и максимально весело, чистый жанр без отягчающих обстоятельств. Хотя одно все-таки было: в отличие от большинства фильмов отсчета тел, где жертвами становились из-за условных правил (кто-то пил, кто-то занимался сексом), «Я знаю, что вы сделали прошлым летом» предлагал неуютный моральный конфликт и проверку принципов: подростки случайно сбили прохожего на темной дороге и решили похоронить общую тайну вместе с телом незнакомца.
Прошло почти 30 лет, и в Саутпорте появилась другая компания неосмотрительных друзей, которые отправились смотреть салют на крутом повороте серпантина. И все же один трезвый водитель нашелся, пусть весь день и праздновали помолвку золотого мальчика Тедди (Тайрик Лешон Уизерс) и мисс совершенство Даники (Мэдлин Клайн). Бывшие возлюбленные — умница Ава (Чейз Суи Уорнерс) и молчаливый Майло (Джон Хауэр-Кинг) — никак могут решиться сойтись или опять расстаться, а аутсайдерка Стиви (Сара Пиджон) и вовсе села в машину случайно — пути с одноклассниками давно разошлись. Снова нахальство молодости и череда случайностей привели к фатальной жертве. Пакт на крови заключен и дополнительно закреплен бюрократической помощью: отец Тедди, мэр города (Билли Кэмпбелл), позаботился о том, чтобы дети не понесли наказание за неосторожность. Разумеется, год спустя в конверте обнаружено то самое письмо: «Я знаю, что вы сделали прошлым летом».
Прежде чем окунуться в новый сеанс рыболовецких кошмаров, стоит «заняться краеведением» и обозначить, что у слэшера в 2021 году уже был перезапуск в виде сериала, который рискнул забыть об оригинальных персонажах и перекроил сюжет в современных реалиях. Получилось довольно бестолково и фальшиво, но значительная доля безумия сохранилась. Франшиза будто сама подсказывает создателям, что без выразительного абсурда она захлебнется и потянет за собой на дно: сиквел «Я все еще знаю, что вы сделали прошлым летом» тоже вышел поразительно бессмысленным и сумасбродным, но оторваться от кровавой бани на Багамах сложно.
Поначалу новая версия Джейн Робинсон («Отомсти за меня») вызывает недоумение и подозрения именно из-за неуместной серьезности: кажется, будто режиссерка хочет неиронично вернуть 1997-й, завернув сувениры в глянцевую стриминговую оболочку.
На деле оказывается, что слэшер берет довольно продолжительный разгон, и это существенно раздувает хронометраж. По мере того как на скелет условного сюжета наращивается мясо убийственных шоу-стопперов и украшательства фан-сервиса, становится понятно, что Робинсон выбирает честный подход к воскрешению поп-культурных мертвецов. Издевательская ирония сочетается с искренней любовью к молодежным ужастикам 90-х: не только «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», но и «Крику», и «Пункту назначения», который совсем недавно тоже получил новую главу (шестую!). Перечислять заимствования из оригинала не будем, но наследие Кевина Уильямсона угадывается и в перепевке открывающей сцены уже дважды упомянутого «Крика» (помните бойфренда, привязанного к стулу у бассейна?), и в том, что убийца в дождевике вдруг меняет крюк на кухонный нож, как у Призрачного Лица. Еще забавнее выглядят выходы за рамки кино и экивоки игре Until Dawn, которая препарировала законы слэшеров 10 лет назад: кажется, именно хиту Supermassive Games и обязан камео-эпизод Сары-Мишель Геллар (возможно, лучший в фильме).
Без поп-культурных отсылок от «Я знаю, что вы сделали прошлыми летом» не останется почти ничего, разве что история о том, как власти смывают трагедии, чтобы не портить туристам настроение и не занижать стоимость прибрежной земли. Самые отбитые и по-хорошему изобретательные сцены связаны именно с появлением ветеранов битвы в Саутпорте — Фредди Принца-младшего и Дженнифер Лав Хьюит. Герои вводятся в канву выживания по всем легаси-правилам, согласно которым они должны передать опыт выживания молодым (мы уже видели наследников в «Звездных войнах» и «Крике»). Но, в отличие от Мэттью Беттинелли и Тайлера Джиллета в возрождении франшизы Уильямсона и Крэйвена, Робинсон выбирает не пиетет ученика перед наставником, а вседозволенность фанфика и хулиганскую разнузданность, и звезды 90-х поддерживают ее стремление вывернуть наизнанку тягу к ностальгии. Жаль только, половину хронометража фильм будто стесняется и медлит, перед тем как удариться во все тяжкие и забыть о сценарных приличиях.
После просмотра остается впечатление как от свидания с бывшим, претензии к которому давно позабылись, как и причины расставания. Встреча совершенно необязательная и явно не ведет к счастливому совместному будущему, но иногда так здорово пообщаться с человеком, который прекрасно помнит, над чем вы смеялись и чего вы боялись в 1997-м (или любом другом ушедшем году). Больше никогда и до скорой встречи!